«Керосиновый душ» имени Василия Цымбала
© bigfoto.top
После «керосиновой атаки» на самолёте Василия Цимбала изменили бортовой номер.

«Керосиновый душ» имени Василия Цымбала

По всей видимости, эпизод с американским разведывательно-ударным беспилотником MQ-9 Reaper, упавшим в Чёрное море, можно считать последним предупреждением. Может случиться и так, что только керосином дело теперь не обойдётся...
21 марта 2023, 13:00
Реклама
«Керосиновый душ» имени Василия Цымбала
© bigfoto.top
После «керосиновой атаки» на самолёте Василия Цимбала изменили бортовой номер.
Читайте нас на: 

Министр обороны РФ Сергей Шойгу уже представил к государственным наградам лётчиков, благодаря которым был аварийно приводнён американский разведывательно-ударный беспилотник MQ-9 Reaper, по-русски - «Жнец». Проще говоря, БПЛА пошёл ко дну со всей своей начинкой, и это событие с большим удовлетворением было воспринято в России. С одной оговоркой - уж слишком долго раскачивались, долго терпели американское воздушное хамство. 

Вашингтон, естественно, был не в восторге, и это ещё слабо сказано. Дело в том, что в Белом доме уже привыкли, что Москва только на словах реагирует на провокации у своих воздушных границ. А тут такое... Западные СМИ моментально заговорили о том, что, дескать, падение беспилотника США в Чёрное море может привести к непоправимой эскалации отношений между Москвой и Вашингтоном. А газета New York Times, не скрывая сочувствия к воздушному шпиону MQ-9 , наградила его уменьшительно-ласкательным именем, назвав «рабочей лошадкой» американской воздушной разведки. Не уточняя, правда, что «лошадка» эта паслась на траверзе Севастопольской бухты, где базируются корабли Черноморского флота.

«Жнец» пошёл на корм рыбам.
© flickr.com/9790176@N07
«Жнец» пошёл на корм рыбам.

При этом издание процитировало представителей Пентагона, которые искренне недоумевают, почему русские атаковали безоружный беспилотник, выполнявший «типичную разведывательную миссию в 75 милях к юго-западу от Крымского полуострова»? Какое, видите ли, хамство...

То есть для американцев полёты беспилотных разведчиков возле российских границ уже настолько стали привычным делом, что любое противодействие они автоматически считают «непрофессиональным», не вдаваясь в подробности. А между тем российское Минобороны сразу же расставило все точки над «i». Американский дрон не просто летел над Чёрным морем, а двигался в направлении к российской границе. Причём полёт его проходил с выключенными транспондерами, что является грубейшим нарушением норм и правил международной аэронавигации - другими словами, оператор «Жнеца» умышленно скрывал его маршрут от спутниковых систем слежения. Более того, отключив транспондеры беспилотника, оператор специально завел его в зону ограничения режима полётов в связи с проведением СВО. Спрашивается - зачем?

Зачем было беспокоиться?.. Пожалуй, сейчас уже не только специалисты в курсе, что MQ-9 Reaper является не просто воздушным шпионом, а разведывательно-ударным комплексом, имеет несколько точек подвески и способен нести до четырёх ракет класса «воздух-земля» и две бомбы с лазерным наведением. Кстати, ракетами, пущенными именно с такого беспилотника 3 января 2020 года, был убит командующий спецподразделением «Аль-Кудс» в составе иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) генерал Касем Сулеймани. Поэтому не стоит удивляться, что на сопровождение и перехват американского «Жнеца» в воздух сразу же подняли дежурную пару истребителей. Мало ли куда он отправится косить свою «жатву» после пересечения государственной границы?

Финал всем известен. «В результате резкого маневрирования, - как заявило Министерство обороны РФ, - беспилотник США перешёл в неуправляемый полёт с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью. Российские перехватчики бортовое вооружение не применяли, с беспилотным летательным аппаратом в контакт не вступали и благополучно вернулись на аэродром базирования».

Американский БПЛА  MQ-9 Reaper способен нести до четырёх ракет класса «воздух-земля».
© flickr.com/skyhawkpc
Американский БПЛА  MQ-9 Reaper способен нести до четырёх ракет класса «воздух-земля».

 Ну, а то, что обрызгали американский дрон керосином - это, надо понимать, в знак особого «расположения» к ВВС США. Обычно так меньшие братья метят свою территорию, чтобы чужие не совались. Тут, конечно, сразу приходит на память широко разошедшаяся по просторам интернета история «воздушного хулигана» Василия Цымбала, излюбленным приёмом которого в борьбе с нарушителями границы был «керосиновый душ».

Осенью 1987 года этот советский лётчик лихо обработал керосином самолёт норвежских ВВС, вторгшийся в воздушное пространство СССР над водами акватории Баренцева моря. И не только. По словам Владимира Чернявского, который служил в 941-м истребительному полку (Мурманская область), в тот день Су-27 Цымбала приземлился с явными повреждениями - зазубринами на правом киле и срезанной радиоантенной. Посмотреть на внешний вид самолёта прибыло две комиссии - одна из штаба армии, вторая - из Москвы.

Цымбал поначалу говорил о столкновении с птичьей стаей, но члены комиссий, будучи опытными лётчиками, многое повидавшими на своём авиационном веку, попросили Василия не юлить, как школьник у доски, а рассказать, как было на самом деле. И тогда лётчик признался, что зацепил килем винт норвежского Р-3 «Орион», вылетев ему на перехват. Натовский самолёт-разведчик поначалу шёл недалеко от государственной границы СССР, а затем вторгся в наше воздушное пространство и на глазах у Цымбала стал сбрасывать гидроакустические буи, с помощью которых охотятся на подводные лодки.

Докладывая об увиденном по рации, лётчик услышал команду «Прекратить!» и решил, что ему приказано пресечь действия норвежца. В таких случаях инструкция требовала действовать по одному из вариантов: либо пройти перед носом нарушителя на форсаже и сбить его с курса так называемой спутной струёй, либо, совершая тот же манёвр, усилить эффект, сбросив часть топлива в его сторону. Теперь очевидно, что Цымбал выбрал последний вариант, поскольку забрызганный керосином норвежец, пытаясь улучшить обзор, решил совершить разворот, но при этом лопасть винта «Ориона» рубанула правый киль Су-27, отлетела и пробила фюзеляж истребителя.

Громкая история «воздушного хулигана» Василия Цымбала  попала на первые страницы  зарубежной  прессы.
© Flight International
Громкая история «воздушного хулигана» Василия Цымбала  попала на первые страницы  зарубежной  прессы.

История столкновения Су-27 Василия Цымбала и норвежского берегового патрульного самолёта «Орион» вскоре была опубликована в британском авиационном журнале Flight International (фотографии, сделанные с того самого норвежского «Ориона», есть в интернете). Говорят, норвежцы жестами попросили Василия, когда его самолёт летел рядом, снять маску, что он с удовольствием сделал. И когда в западной прессе началась шумиха, газеты с Васиной физиономией и бортовым номером истребителя «36» оказались в советском посольстве. Потом уже, чтобы замять международный скандал, командование приказало исправить последнюю цифру на «восьмерку», и так на Васиной «сушке» появился номер «38». Заодно остроумный техник ниже пилотской кабины, в одном ряду со звёздочками, нарисовал значок «Ориона».

Получил ли старший лейтенант Цымбал награду за то, что рискуя жизнью, таранил нарушителя государственной границы, неизвестно. Сослуживцы вспоминают, что после этого инцидента полк замучили проверками, а самого виновника, личность которого приобрела международную известность, перевели с севера в южный округ.

Со «Жнецом» история несколько другая. Лётчики знают, что «керосиновый душ», которым наш истребитель несколько раз окатил натовского разведчика, не мог вывести летательный аппарат из строя, как это поначалу преподнесла западная пресса. Однако свалить в штопор тихоходный беспилотник, пролетев у него перед носом, «сушка» вполне способна. Этот достаточно рискованный приём провоцирует турбулентный вихрь за хвостом самолёта, который ещё называется спутным следом или спутной струёй. Им, как известно из новейшей истории отечественной авиации, иногда пользовались советские лётчики, вылетая на перехват самолётов, в том числе и цивильных легкомоторных аппаратов, нарушающих государственную границу и преднамеренно не реагирующих на предупреждения.

Почему-то особенно часто это случалось на северо-западном направлении в середине 1980-х, то есть в самый разгар холодной войны. Применять оружие по таким «заблудившимся» летательным аппаратам запрещалось, и, если зазевавшийся (специально или намеренно) пилот никак не реагировал на сигналы перехватчика, его приходилось отрезвлять турбулентными вихрями спутной струи. Кстати, в мае 1987 года, собиралась принудить к посадке скандально известного пилота-любителя Матиаса Руста, дежурная пара истребителей, поднятая на его перехват с аэродрома в Лодейном поле, вполне могла открыть огонь на поражение, но дежурный 6-й отдельной армии ПВО не рискнул дать команду без разрешения вышестоящего штаба. Печальное продолжение этой истории всем известно…

Серьёзным противником «Жнецов» оказался ЗРПК «Панцирь». 
© flickr.com/100958765@N04
Серьёзным противником «Жнецов» оказался ЗРПК «Панцирь». 

Что касается перехвата американского беспилотника, направлявшегося к Крыму, то перевернуться он мог не только от спутной струи. Как предполагают специалисты, «керосиновый душ» забрызгал оптические датчики «Жнеца», который шёл в режиме автопилота на крейсерской скорости, но оператор, перехвативший управление на себя, не ожидал такого развития событий, начал резко маневрировать и случайно сорвал аппарат в штопор... А вот развернуть его и отвести в сторону от Крымского полуострова ума не хватило.

Стоит отметить, что это не первая потеря MQ-9 Reaper с «российским следом». В ходе боевых действий в Ливии в 2019-2020 годах было сбито два американских и один итальянский дрон MQ-9. Как минимум в двух эпизодах в этом обвиняли ЧВК «Вагнер», которая имела на вооружении ЗРПК «Панцирь». Официальной же версией стали действия ЛНА Хафтара, которая также имела на вооружении ЗРПК «Панцирь».

Не секрет, что натовские БПЛА занимаются сбором развединформации в интересах ВСУ. И, похоже, инцидент с MQ-9 охоты заниматься этим делом у них не отбил. Как заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби, США будут продолжать полёты над Чёрным морем: «Если сигнал заключается в том, что они (русские. - Ред.) хотят сдержать или отговорить нас от полётов и операций в международном воздушном пространстве, над Чёрным морем, то этот сигнал потерпит неудачу, потому что этого не произойдёт... Мы будем продолжать летать и действовать в международном воздушном пространстве над международными водами. Чёрное море не принадлежит ни одной стране. И мы собираемся продолжать делать то, что необходимо для обеспечения интересов нашей национальной безопасности в этой части мира».

Что на это ответить Джону Кирби? Пусть полистает учебник истории.

Экс-адмирал Джон Кирби  не силён  в географии и в истории.
© globallookpress.com
Экс-адмирал Джон Кирби  не силён  в географии и в истории.

В средние века на европейских картах Чёрное море всегда обозначалось как Русское. Так его называл испанский путешественник Вениамин из Тедулы, писавший на древнееврейском языке. Арабские географы Ибн-Саид и Аль-Масуди давали ему имя Бахр ар-Рус - то есть Русское. А киевский монах Нестор в «Повести временных лет» оставил такие строки: «А Дънепрь вътечеть в Понтьское море трьми жерелы, еже море словеть Руськое».

Нет, против мирного использования воздушного пространства над Чёрным морем возражений нет и быть не может. Но ведь у «Жнецов» предназначение отнюдь не мирное. Кстати, американцы уже возобновили полёты беспилотников над Русским морем. Пусть полетают, пока опять кто-нибудь не столкнётся с водной поверхностью.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама