Стратегический БПЛА MQ-9 Reaper - воздушный провокатор?
Гибель разведчика
Инцидент с американским стратегическим беспилотником MQ-9 Reaper («Жнец» - англ.) над Чёрным морем, откровенно шпионившим у крымских берегов, можно прокомментировать разве что словами Карела Чапека: «Враг коварно напал на наши самолёты, мирно бомбившие его города». Именно в таком ключе отреагировала вся западная прессе и официальные лица США.
Пресс-секретарь военного ведомства США Патрик Райдер: «Что касается задач MQ-9, то он занимался разведкой, наблюдением и рекогносцировкой».
Командующий ВВС США в Европе и Африке (EUCOM) генерал Джеймс Хекер: «MQ-9 выполнял обычные операции в международном воздушном пространстве, когда он был перехвачен российским самолётом, и тот врезался в него, что привело к крушению и полной потере MQ-9».
И сразу же возникает масса вопросов. Во-первых, о какой рекогносцировке идёт речь, или мы уже в состоянии войны с Соединёнными Штатами?.. Во-вторых, что это за «обычные операции» в международном воздушном пространстве в непосредственной близости от российской государственной границы?
Но прежде, для полноты картины, давайте предоставим слово и российской стороне. Вот официальное сообщение Министерства обороны РФ:
«Утром 14 марта т.г. над акваторией Чёрного моря в районе Крымского полуострова средствами контроля воздушного пространства ВКС России был зафиксирован полёт американского беспилотного летательного аппарата MQ-9 в направлении Государственной границы Российской Федерации. С целью идентификации нарушителя в воздух были подняты истребители из состава дежурных по ПВО сил. В результате резкого маневрирования в районе 9:30 (мск) беспилотный летательный аппарат MQ-9 перешёл в неуправляемый полёт с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью».
А теперь хроника событий. Насколько можно судить, американцы не скрывают, что MQ-9 не просто себе парил, а совершал разведывательный полёт над Чёрным морем на высоте 25 тысяч футов (7,6 км) со скоростью более 400 км/ч, поднявшись в воздух с расположенной в Румынии авиабазы Кымпия-Турзий. Вошёл в пространство, объявленное Россией, в связи с проведением специальной военной операции, зоной, опасной для полётов, и взял курс в сторону российской госграницы. При этом транспондер был выключен, маршрут не объявлялся, и уже только поэтому БПЛА представлял серьёзную угрозу для гражданской авиации.
Естественно, в воздух была поднята пара дежурных Су-27, которые совершили облёт MQ-9 для его идентификации. Такие действия производятся регулярно, так положено и так поступают силы ПВО любого государства. Но дальше, как утверждают американские официальные лица, русские пилоты проявили «непрофессионализм»: вместо того (на что, видимо, американцы и рассчитывали), чтобы обеспечить почётный эскорт, несколько раз облили MQ-9 керосином, а потом один из истребителей, опасно маневрируя, столкнулся с беспилотником, якобы повредил ему пропеллер, и у операторов не было другого выхода, как самим «сбить» собственный летательный аппарат.
Технология инцидента
Надо отметить, что разведывательная авиация НАТО постоянно висит над Чёрным морем. В отдельные дни в небе фиксировали до пятнадцати одновременно работающих самолётов-разведчиков. Но это была как бы «игра по правилам»: изо дня в день самолёты ходили по одним и тем же маршрутам, держа транспондеры включёнными, и не приближались к нашим границам. Дело в том, что большая дальность действия бортовых РЛС бокового обзора при высокой разрешающей способности позволяет вести разведку наземной обстановки на дальностях до 400 км, а аппаратура радиотехнической разведки и перехвата эффективно действует на ещё больших расстояниях.
Но в этот раз «Жнец» ушёл с традиционного маршрута и направился в сторону нашей границы. ПВО любой страны расценили бы такой пируэт, как намеренную провокацию, а тут к рубежам родной земли приближается стратегический БПЛА, способный нести оружие…
Может кто знает, но очень похожую комбинацию американцы разыграли ещё в 1983 году. Тогда стратегический разведчик RC-135 сошёл с традиционного разведывательного маршрута у берегов Камчатки, отдалился и встретился в воздухе с В-747 авиакомпании KAL, как это обычно делали воздушные танкеры США, потом RC-135, будто действительно воздушный танкер, пошёл на базу, а В-747 - по маршруту самолёта-разведчика, и был сбит, поскольку нарушил воздушное пространство СССР.
Тогда не церемонились. Потом, правда, выяснилось, что это был гражданский лайнер. В общем, провокация удалась на славу - американцы заработали на этой трагедии громадные политические дивиденды.
Провокация с участием MQ-9, на первый взгляд, форматом будет помельче, хотя любой инцидент между двумя ядерными державами в принципе не шутка. Но американцы постарались ещё и обострить ситуацию. В оперативном порядке было «нарисовано» видео, на котором Су-27 с крутым правым виражом несколько раз заходит на прицельное «керосинометание», а на последнем заходе якобы сталкивается с беспилотником. Надо ли говорить, что это «кино», опубликованное Пентагоном, сильно повеселило профессиональных пилотов.
То, что ролик - подделка, становится очевидно в тот момент, когда после прохода Су-27 в непосредственной близи от MQ-9 тот даже не шелохнулся. А ведь такая мощная воздушная волна должна была бы отбросить БПЛА или даже перевернуть. Да и «удар» получился какой-то специфический: на картинке винт MQ-9 отнюдь не погнут и спокойно вращается.
И за кого, спрашивается, авторы этого мультика держат зрителей?
Разбор полёта
Теперь о специфической процедуре, получившей в авиационных кругах название «обливание керосином». Целей в данном случае две: во-первых, испачкать защитные стёкла оптической аппаратуры до полной непрозрачности, во-вторых - сорвать нормальную работу двигателя и вызвать его остановку. Но выполняется этот манёвр совсем не так, как нарисовали видеодизайнеры из Пентагона. Истребитель подходит снизу на скорости, почти равной скорости цели, обгоняет её и «всплывает» прямо перед носом. И никаких залихватских манёвров. На самом-то деле у пилота Су-27 не было никакой необходимости подходить к MQ-9 так близко. Для «обливания» этого не требуется.
Что же действительно произошло? Как известно, операторы управляют беспилотниками джойстиками непосредственно с пульта. Но в данном случае были нюансы. Несмотря на то, что «Жнец» взлетал с авиабазы в Румынии, управление им осуществлялось из центра, находящегося в Америке. Поэтому большая часть полёта осуществлялась по программе, заложенной в автопилот, и только в редких случаях оператор брал управление на себя.
А в момент коллизии ему пришлось это сделать в оперативном порядке - то есть срочно. По всей видимости, желая уклониться от мощнейшей «спутной струи» (воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха. - Авт.), возникающей за любым самолётом, тем более за истребителем, включившим форсаж, оператор не справился с управлением и допустил сваливание на крыло, после чего в большинстве случаев возникает штопор. Для самолёта с прямым крылом, низкой тяговооружённостью, к тому же летящем на большой высоте - это вообще смертельный номер.
И ещё нужно понимать, что электродистанционная система управления такого рода аппаратов устроена таким образом, что все команды оператора проходят через его бортовой компьютер и тот корректирует их, чтобы не возникало опасных режимов полёта. Даже если оператор рванёт джойстик, как заигравшийся геймер, до предела, всё равно команда будет ограничена, чтобы не возникло опасных перегрузок или кренов, не было потери скорости и в результате - сваливания. Тем более, что MQ-9 не «пилотажник», БПЛА предназначен для плавного полёта. Но в этом случае, по всей видимости, возникло такое суммарное воздействие оператора-пилота и спутной струи, которое оказалось за пределами возможностей коррекции системы управления.
К слову, из-за попадания в спутную струю - зону мощной турбулентности, возникающую за впереди летящим самолётом - разбилось немало летательных аппаратов. Есть версия, что Владимир Серёгин и Юрий Гагарин погибли в схожей ситуации. Поэтому пилотов в любых лётных учебных заведениях, военных и гражданских, в обязательном порядке обучают, как действовать, если окажутся в спутной струе.
Но оператор БПЛА, находящийся за тысячи километров, будь он даже бывшим пилотом, не испытывает сенсорных ощущений от своей «вестибулярки», ощущений перегрузок и т.п. Он пилотирует только по приборам. А это гарантирует задержки на осмысление ситуации по индикации. Но есть ещё и задержки в приходе телеметрии к оператору и команд на аппарат - не из-за большого расстояния, а из-за скорости обработки информации в аппаратуре, протоколов обмена и прочего. Поэтому управляющие воздействия могли быть и в резонансе, и в противофазе тем, что предпринимал автопилот.
Последствия
Буквально по горячим следам американцы бодро заявили, что разведывательные полёты будут продолжены, но в тот же день отменили четыре вылета БПЛА MQ-9 и RQ-4 Global Hawk. С испугу, видимо?.. Правда, на одном телеграм-канале заявили, будто инцидент над Чёрным морем никак не повлиял на полёты. И проиллюстрировали свои слова картинкой полёта патрульного самолёта Boeing P-8A Poseidon.
...Да как же не повлиял? Посейдон поднялся с итальянской авиабазы Сигонелла и в другое время шлялся бы над Чёрным морем, как над своим Средиземным. А тут в Чёрное - ни крылом, ни шасси: намертво завис над румынским берегом…
Кстати, в первых сообщениях США утверждали, будто операторы сами сбили свой аппарат. Но чтобы сбить, нужно расстрелять его из пушки или уничтожить ракетой. Однако рядом со «Жнецом» других летательных аппаратов даже близко не наблюдалось. В конце концов, операторы могли сами перевести MQ-9 в пикирование и затопить. Но с какой стати? Если бы БПЛА хоть как-то держался в воздухе, резоннее было бы дотянуть его до румынского берега - всё-таки 56 миллионов долларов. Так что утверждение «сами сбили» - это тоже ложь.
А вот активировать какие-то взрывные устройства на борту - вполне рабочий вариант. Причём это могли бы быть не большие заряды, разносящие аппарат в пыль, а маленькие, уничтожающие самые «интересные» блоки, особенно носители информации. Цель очевидна - чтобы не досталась русским.
Время собирать обломки
Минобороны РФ не скрывает, что будут предприняты попытки поднять MQ-9 или его фрагменты. Что это даст:
- аэродинамика, конструкция планера. Не очень важная «добыча», поскольку все беспилотники мира сделаны по давно известным технологиям;
- конструкция двигателя - уже поинтереснее, может пригодиться;
- навигационная система - умеем делать, но изучение её даст дополнительные возможности для противодействия;
- система управления - очень важно. Вместе с данными по системе связи может позволить разработать методы перехвата управления;
- системы связи - архиважно для разработки методов противодействия не только конкретно MQ-9, но и всем американским беспилотникам;
- система опознавания «свой-чужой» Mk.12 - уже попадала в наши руки на Ближнем Востоке. Срочно заменять систему НАТО не придётся, поскольку в этой аппаратуре формально есть, а неформально нет ничего секретного, как и в нашей аппаратуре «Пароль». И там, и там секретны не компоненты и схемы, а коды запроса и ответа. Эти коды сразу же заменяются в подобных случаях;
- разведывательная аппаратура - крайне интересны и радиолокационная, и радиоперехватывающая, и оптическая. Знание этих систем плюс информация из запоминающих устройств позволит понять возможности вероятного противника по сбору данных. А это в свою очередь позволит совершенствовать способы маскировки в оптическом и радиодиапазонах, а также способы подавления этих систем. Кроме того, будет получено представление о том, что видит вероятный противник на наших объектах. Ну и для реверс-инжиниринга такая информация тоже пригодится.
А чего стесняться?
Невероятное, но очевидное
Как известно, американцы большие мастера многоходовок, и любое их «мероприятие» обычно преследует сразу несколько целей. Поэтому не исключено, что, подставив MQ-9 под наш Су-27, они планировали обвинить Россию в авиатерроризме, а потом надавить на Турцию, которая препятствует заходу натовских кораблей в Чёрное море. И если Реджеп Тайип Эрдоган дрогнет, вполне вероятно, что у берегов Крыма могут оказаться американские эсминцы, а то и авианосец.
И что, это уже война?..