«Позор и пропуск Вучича в Евросоюз», или Как Сербия поставляет оружие Киеву
Начало скандалу положили сообщения в Telegram-каналах. Они распространили видео с одного из военных складов в Братиславе, куда было доставлено 3,5 тысячи 122-мм ракет М-21 для РСЗО «Град». В подтверждение приводились копии документов о приобретении и транспортировке боеприпасов. Поставщиком значилась сербская государственная оборонная компания Krušik. При этом давалось пояснение, как именно сербские ракеты оказались в Словакии. Изначальным заказчиком ракет у сербской компании Krušik значится канадская JNJ Export Import, которая этот смертоносный груз доставила из Сербии в Турцию при участии компании Arca Savunma Sanayi Ticaret. Из Турции груз улетел в Словакию и оттуда - на Украину. Утверждается, что поставки были осуществлены 4 и 6 февраля этого года.
Ракеты в мешке не утаишь
Эта новость стала информационной бомбой в Сербии, народ которой открыто поддерживает русских в их борьбе с Западом. Без лишних информационных усилий дело приобрело форму скандала и не где-нибудь, а в Народной скупщине (парламенте) Сербии. В ходе состоявшегося на днях парламентского заседания депутат от Народной партии Сербии Мирослав Алексич, выражая позицию абсолютного большинства сербов, задал министру обороны Милошу Вучевичу вопрос: как власти Сербии могли дать разрешение на поставку 122-мм ракет в Турцию, которая и сама производит аналогичное оружие и поставляет его Украине? По данным депутата Алексича, в торговой схеме участвовала компания дочери известного сербского предпринимателя Слободана Тешича, которого на родине называют «оружейным бароном».
Ответ министра обороны Сербии процитировала сербская газета Danas: «Мы вообще не экспортируем оружие ни на Украину, ни в Россию. Но мы имеем право экспортировать его всем, кто является законным пользователем. Наша специализированная (военная) отрасль должна работать и развиваться, мы имеем право продавать свою продукцию, как и все остальные». И далее: «Покупают ли частные компании (сербское оружие) на третьих рынках и продают ли они его в других странах, это не вопрос Сербии. Мы не будем продавать никому, кто участвует в войне, и мы не хотим, чтобы наше оружие использовалось против какой-либо из сторон. Но мы не хотим быть ложными моралистами, мы производим оружие и военную технику, которая используется в военных конфликтах», - сказал Милош Вучевич.
Иными словами, позиция сербских властей такова: мы продали оружие третьей стороне, а куда оно уйдёт дальше - не наше дело, это только бизнес. Заметим, что министр обороны Вучевич даже не отрицал, что сербские ракеты для РСЗО «Град» попали в Словакию, а потом и на Украину.
Дипломатический пинг-понг
После перепалки в сербском парламенте инициативу перехватил МИД России. Его официальный представитель Мария Захарова заявила: «Внимательно следим за данным сюжетом, обратили внимание на состоявшуюся на днях дискуссию вокруг этой тематики в Народной скупщине (парламенте) Сербии. Поступающая информация, разумеется, вызывает у нас самую глубокую озабоченность». Она сообщила также, что Россия уже официально запросила Белград «о прояснении этой позиции», назвав эту тему «чрезвычайно важной» для двусторонних отношений.
После того как российские СМИ дали информационный залп в сторону официального Белграда, подключился министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич, который отрицал, что Сербия поставляет оружие Украине. Затем включился и сам президент Александр Вучич. Он практически полностью повторил изначальный тезис своего министра обороны, чем отнюдь не снял напряжённость.
«Речь идёт об откровенной лжи. Сербия никому не отправляла оружие. Сербия производит и продаёт боеприпасы. У нас много предприятий оборонной промышленности. Когда производите боеприпасы, они обязательно окажутся в зоне конфликта или в кризисном регионе. Мы не продали ни одну единицу орудий, оружия или боеприпасов ни России, ни Украине», - заявил Вучич, чьи слова цитирует РИА Новости.
При этом он напомнил, что продукция сербской оборонной промышленности поставляется только «законным пользователям», то есть государствам без международных ограничений. «Говорят, что мы экспортировали через Турцию. Зная, что есть вероятность, что часть продукции будет отправлена любой из сторон конфликта, мы добавили, что нельзя далее экспортировать боеприпасы, которые продали Турции. Чего ещё от нас хотите?» - сказал президент.
Была хата с краю, оказалась в центре
Конечно, это чудесная позиция: поставлять оружие только «законным пользователям» и прикрываться этой формулировкой. А потом возмущённо спрашивать: «Чего ещё от нас хотите?».
В данном случае такими «законными пользователями» являются все страны НАТО. А руководство этого альянса, снабжая оружием киевский режим, регулярно твердит, что НАТО «не является стороной конфликта». Формально всё соблюдено. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В условиях, когда весь западный мир воюет против России, когда сбились настройки всей архитектуры международной безопасности и вообще мировых отношений, кто на Западе будет следить за тем, кто «законный пользователь», а кто - нет? Да и когда наши враги за этим следили?
Если Штатам и их союзникам надо поставлять оружие кому-то, они его поставят без всяких ссылок на «законного пользователя». Вспомнить хотя бы скандал «Иран-контрас» в конце 1980-х, когда США нашли способ оплачивать поставки оружия для никарагуанских боевиков, воевавших против сандинистского правительства. Да мало ли ещё примеров!
Украина используется Соединёнными Штатами и всем коллективным Западом как проект «анти-Россия» и шпигуется оружием под завязку. Она «законный пользователь»? К примеру, если в годы Второй мировой войны какая-то страна продавала бы оружие нацистской Германии, это был бы легальный бизнес? И заводы, где производилось бы это оружие, не стали бы законной целью для советской бомбардировочной авиации? Чем нынешняя ситуации отличается от той?
Отделить агнцев от козлищ
Для всех в Сербии понятно, что в данном случае не может быть разговора о бизнесе. Речь об оружии, которое убивает русских солдат. Это не бизнес, это отсутствие морали со стороны официального Белграда, чью позицию, кстати, надо отделять от позиции простых сербов. Они-то, в отличие от нынешней сербской власти, хорошо помнят, что в 1914 году Россия вступила в Первую мировую войну исключительно ради того, чтобы защитить Сербию от Австро-Венгрии. В Сербии чтут святого царя Николая II, который, как считают сербы, пожертвовал собой и своей страной ради спасения православных сербских братьев. Памятник последнему русскому царю сербы воздвигли в самом сердце Белграда. А официальные власти Сербии рассуждают о деньгах и «ложном морализме».
В сербской прессе подчёркивается, что поставки оружия Украине не просто аморальны, это проявление коррупции.
«То, что нас должно беспокоить, помимо политического измерения, так это то, что существует большое подозрение, что это коррупция», - заявил в эфире телеканале N1 известный сербский публицист Вук Цвиджич. Не лишним будет напомнить, что это не первые поставки сербского оружия Киеву. В 2019 году, на Украину были поставлены миномётные мины, произведённые сербской компаний Krušik. Тогда власти Сербии объясняли появление сербских мин на донбасском фронте тем, что эти боеприпасы предназначались якобы для Польши. Но в ставших достоянием гласности сопроводительных документах значилась Украина.
Он себя под русофила чистит
Надо ещё раз подчеркнуть, что выводы, приведённые в этой статье, делаем не мы, русские, а сами сербы. И потому все претензии к русским СМИ со стороны официального Белграда, будто информация о поставках сербского оружия Украине это «ложь», надо развернуть на 180 градусов. Сербский политолог Драгомир Ангелькович в интервью телеканалу N1 сказал: «Сербия, безусловно, не может быть существенным фактором в поставках оружия на Украину. Однако даже одна сербская граната или одна сербская ракета, поставленные на Украину, для русских неприемлемо. Но русские, вероятно, будут прагматично позиционировать себя в тех обстоятельствах, когда почти все страны Европы повернулись против России, а Сербия пытается балансировать между теми и другими. Вероятно, в этих условиях Москва не отреагирует. Но она обязательно однажды припомнит президенту Вучичу, что он так поступил», - отмечает Ангелькович.
Президент Сербии Александр Вучич, «видя будущее Сербии в Евросоюзе», тем не менее опирается на Россию. Он прекрасно знает то, с какой теплотой и уважением его народ относится к президенту России Владимиру Путину.
И потому Вучич наносит визит в Москву всякий раз, когда в Сербии грядут очередные президентские или парламентские выборы. Даже тень Путина поможет любому политику в Сербии (и не только в Сербии) победить своих оппонентов. Но если официальный Белград рулит не в том направлении, о чём говорят даже сами сербы, то что делать Москве? Может, закрыть двери для Вучича?
Президент Сербии вот-вот сдаст Косово, де-факто признав его независимость под давлением США и ЕС. Он тянет свою страну в Евросоюз, даже несмотря на то, что ЕС вместе с НАТО реально воюет с Россией. Вучич держит в чине своего премьер-министра Ану Брнабич, чьё достоинство заключается не в её профессионализме, а в том, что она открытая лесбиянка. Брнабич, как говорят сербы, «это наш позор и пропуск Вучича в Евросоюз». России нужен такой «союзник»? Все разговоры о том, что президент Сербии вынужден лавировать в сложных внешнеполитических обстоятельствах, пусты и безосновательны. Они прикрывают его полное добровольное подчинение Западу при одновременном желании показать себя русофилом, поскольку почти все сербы - русофилы. Иначе долго в президентском кресле не просидишь.