На информационном фронте без перемен: держим оборону
© flickr.com/143601516@N03
Отрава в Интернете: как отличить просто ложь от большой лжи?

На информационном фронте без перемен: держим оборону

Чего нам не хватает, чтобы перехватить инициативу у украинского Центра информационно-психологических операций, развязавшего при поддержке Запада в медийном пространстве войну без правил
18 мая 2023, 06:30
Реклама
На информационном фронте без перемен: держим оборону
© flickr.com/143601516@N03
Отрава в Интернете: как отличить просто ложь от большой лжи?
Читайте нас на: 

От операции «Володя» к операции «Смута»

Ожидаемое ещё с начала СВО контрнаступление украинской армии началось на прошлой неделе, правда, в инфополе. Поздним вечером 11 мая «в интернетах» развернулась невиданная «битва за украинское Средиземье»: ВСУ особенно сильно «наступали» на Белгородскую и Херсонскую области, массированно начали форсировать Днепр и даже применили химическое оружие на Ореховском направлении. «Битва» развернулась настолько нешуточной, что российские подразделения на некоторых участках фронта «не выдержали натиска, оставив позиции». И когда Telegram-каналы уже во всю пестрели новостями о «баталиях», Минобороны России заявило, что «обстановка в целом под контролем, а известия о начале украинского контрнаступления не соответствуют действительности».

Когда всё встало на свои места, сложилось впечатление, будто сценаристы «контрнаступления» из украинского Центра информационно-психологических операций (ЦИПсО) во время «грибного» ужина настолько объелись галлюциногенов, что начали нести такую пургу - Голливуду впору позавидовать. Но это на первый взгляд. На самом деле у ЦИПсО были основания ликовать по поводу блестяще проведённого интернет-контрнаступления. «На смысловом уровне нам удалось вчера посеять панику от атаки несколькими взводами и тактическими группами, что позволяет смоделировать эффект от более серьёзной атаки ВСУ. Наши подразделения ЦИПсО полностью превалируют над структурами противника, что демонстрирует слабую готовность российских информационных структур к когнитивным операциям», - сообщили ципсошники в Telegram-канале «Резидент».

Виртуальные гарные хлопцы в киберпространстве уже победили ворога и движутся на Крым и Белгород.
© flickr.com/ukrainetrustedsources
Виртуальные гарные хлопцы в киберпространстве уже победили ворога и движутся на Крым и Белгород.

Кстати, нечто похожее случилось и в начале апреля, когда ципсошники закинули в российские соцсети дезу, будто бы «несколько тысяч боевиков ВСУ вторглись в Брянскую область, захватили «сотни заложников и многих убили». И только через несколько часов (всё это время в соцсетях царила паника) выяснилось, что нападение действительно было, но совсем не такое масштабное.

Справка

ЦИПсО, как одно из подразделений сил спецопераций Украины, был создан в 2004 году в Севастополе, а после 2014 года «переехал» в Бровары. В структуру Центра входят аналитический отдел, отделения печатной пропаганды, информационно-компьютерных технологий и телекоммуникационных сетей. Во время крымского кризиса Центр вёл противостояние против ВС России, после начала войны на юго-востоке Украины в 2014 году он занялся информационно-психологическими операциями в зоне АТО. Не забывая гадить и внутри России - материалы, подтверждающие это, в начале февраля 2022 года были опубликованы в ряде Telegram-каналов, в том числе - на платформе «Берегини» и «Джокер ДНР».

Согласно данным, спецоперации против России готовят и проводят более ста офицеров Центра - эта работа регламентирована боевыми распоряжениями, причём на российском направлении работают специально созданные «тактические группы». Так, в 2021 году Центр планировал «подорвать доверие» граждан к высшему руководству России в рамках операции «Володя», участникам которой поставили задачу дискредитировать органы государственной власти России в областях на границе с Украиной, снизить психологическую устойчивость военнослужащих российской армии, организовать помехи в работе Пограничной службы ФСБ России.

А в 2022 году ЦИПсО начал психологическую операцию «Смута» для «дестабилизации социально-политической обстановки с её критическим обострением во время выборов президента России в 2024 году и в послевыборный период». Операция была ориентирована на население регионов России, граничащих с Украиной, Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Осуществить операцию планировалось через публикации в соцсетях, для этого были созданы Telegram-каналы «Армия Спасения» и «Огонь Уразметова», распространявшие фейковые комментарии к официальным сообщениям органов российской власти.

Удар оперативно-тактическим ракетным комплексом «Искандер» по объектам ВСУ.
© РИА Новости
Удар оперативно-тактическим ракетным комплексом «Искандер» по объектам ВСУ.

За это ЦИПсО здорово поплатился ещё в начале спецоперации: ВС России, ювелирными ударами высокоточных ракет разрушили в Киевской области здание 72-го ЦИПсО. Но как идея ЦИПсО оказался неистребим: у этой «гидры» полно голов и в Главном управлении разведки Минобороны, и в СБУ, и в МВД Украины. При этом наивно полагать, будто бы ЦИПсО - чисто «незалежная» задумка: оснащением этой информационной помойки и подготовкой её специалистов занимаются на Западе.

Бывший замначальника по политической части 72-го Центра информационно-психологических операций Украины Сергей Цыгипа в интервью телеканалу «Россия-24» признался, что «ЦИПсО на Украине стали строиться очень быстро с 2015 года при помощи НАТО, потому что альянс заинтересован в форпосте между Западом и Россией, чем и является Украина». По его словам, тогда будущих работников ЦИПсО тренировали инструкторы из Польши, Эстонии, Великобритании. «Практически всё руководство украинского ЦИПсО проходило курсы подготовки в НАТО - там это называется "сайколоджи". И у них у всех специальные сертификаты об окончании спецкурсов, чем они очень гордились, потому что не каждому офицеру была дана такая возможность», - рассказал Цыгипа.

Наши мысли под прицелом

Можно сказать, что украинский ЦИПсО - «сын» так называемых западных «фабрик мысли», их «производная». Официальной трактовки этого явления не существует, однако, если исходить из сути такого рода организаций, то в политическом смысле они - негосударственные разведывательные акторы (участники глобальной политики, влияющие на процессы, происходящие в мире), которые занимаются предоставлением разведывательных услуг в области информирования заказчика посредством аналитики, выводов, оценок и прогнозов в сфере политики, геополитики, военного дела, обороны и национальной безопасности.

Несколько лет сотрудников ЦИПсО инструктировали натовские спецы.
© flickr.com/ministryofdefenceua
Несколько лет сотрудников ЦИПсО инструктировали натовские спецы.

Согласно исследованию генерального директора российского агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Романа Ромачева, опубликованному в вестнике Московского государственного областного университета, американские «фабрики мысли» на самом деле - частные разведывательные центры, которые оказывают существенное информационно-психологическое влияние как на потенциального противника (дезинформируя врага, склоняя его к определённым действиям), так и на внутреннюю и внешнюю политику самих Штатов. Деятельность американских «мозговых центров» особенно «засветилась» с началом проведения спецоперации на Украине. Согласно отчёту Университета Пенсильвании, опубликованному в августе 2022 года, в Северной, Центральной и Южной Америке работают более 7000 «мозговых центров», в Европе - почти 7500, а в Африке и Центральной Азии - в общей сложности около 3600.

На сегодняшний день наиболее активную деятельность в российском инфополе, согласно исследованию Ромачева, ведут Институт изучения войны ISW и аналитический центр CSIS. Простыми словами - это те самые «гнёзда», в которых, по заказу Госдепа США или Пентагона формируется и запускается дезинформация, касающаяся хода СВО, вероятности ядерной войны, атаки инопланетян и даже схода Луны со своей орбиты, ориентированная на российскую аудиторию. Формируется, запускается и, к сожалению, доходит до адресатов.

На сайте ISW, в частности, указано: «Институт изучения войны продвигает информированное понимание военного дела с помощью надёжных исследований, достоверного анализа и инновационного образования. Мы стремимся улучшить способность страны проводить военные операции и реагировать на возникающие угрозы для достижения стратегических целей США. ISW - это беспартийная, некоммерческая организация по исследованию государственной политики». По оценке Ромачева, миссия ISW обозначена как продвижение «нарративов для достижения стратегических целей США через дезинформирование потенциального или реального противника».

И это - одна из основных услуг, предоставляемых подобного рода компаниями. «В таком случае, говоря об ISW, эту организацию можно охарактеризовать как частную разведывательную компанию (ЧРК), маскирующуюся под мозговой центр, при этом предоставление компанией данных (численность вооружения в зоне конфликта, потери техники и человеческих ресурсов) и информации (боевых сводок с конфликтных зон, дислокация и продвижение конфликтующих сторон) является не чем иным, как "информированием", что чётко выдает её принадлежность ЧРК», - пишет Ромачев.

Институт изучения войны - частная разведывательная компания, создающая искажённый образ событий на Украине.
© wikipedia.org
Институт изучения войны - частная разведывательная компания, создающая искажённый образ событий на Украине.

На «графике популярности» ISW в качестве «авторитетного источника» информации об СВО на Украине, представленном в исследовании Ромачева, видно, как возрастала её популярность в России. А к сентябрю - октябрю 2022 года был достигнут своего рода максимум: были зафиксированы более 600 запросов в поисковой системе Google, около 13 000 - в Yandex. Эта «авторитетность» отразилась и на частоте упоминания ISW в качестве источника для подготовки журналистами информационных материалов, которая также была на пике в период с сентября по октябрь 2022 года - более 1300 упоминаний в различных российских СМИ.

«ISW активно зарабатывает авторитет на теме СВО, пытаясь легализоваться в России как достоверный источник информации и аналитических материалов, скрывая при этом своё истинное предназначение. ISW принимает активное участие в "боевых действиях" на фронте информационной войны против России, формируя ключевые новостные повестки про то, как "у России всё плохо", "Москва ничего не добьётся", "российское руководство ищет, кого бы обвинить в сложившейся катастрофе"», - пишет Ромачев.

В настоящее время CSIS, согласно информационно-аналитическому отчёту российской компании «Р-Техно», усилил деструктивную деятельность в отношении России. Центром регулярно выпускаются материалы, направленные на дискредитацию России в глазах мирового сообщества. Активно ведётся работа по формированию антироссийских мер для использования в странах коллективного Запада «с целью оказания внешнего давления». И, как бы там ни было, CSIS действительно завоевал определённый «авторитет» в российской медиасреде. С началом СВО на Украине частота упоминания CSIS в российских СМИ в отсутствие конструктивных контрмер достигла максимума уже к осени 2022 года.

RAND: самая достоверная дезинформация 

Пакостит в российском инфополе ещё и RAND, официально якобы занимающаяся конструированием самолётов, ракетной техники и спутников, но на самом деле ведущая исследования в интересах США. При этом RAND славится весьма предвзятой и не всегда верной, но местами не без умысла (чтобы обозначить «объективность») адекватной аналитикой: к примеру, достаточно известны доклады RAND о грустных перспективах войны НАТО с Россией за Прибалтику. Там говорилось, что в любом случае эта территория будет занята ВС РФ. Или о более широкомасштабных действиях НАТО против России, где сначала утверждалось, что альянс стал сильнее при президенте Джо Байдене, а потом вдруг эксперты описали совсем не радужные перспективы для США и НАТО даже после обычного, неядерного конфликта с Россией.

«Аналитика» RAND используется и в российских изданиях.
© rand.org
«Аналитика» RAND используется и в российских изданиях.

Однако в начале СВО RAND вдруг скатилась к абсолютно абсурдной заказухе, подготовленной, видимо, по украинским сводкам от Алексея Арестовича, у которого ВСУ «сожгли тысячи российских танков и сбили сотни самолётов ВКС РФ». Подкрепляется эта «аналитика» фотографиями с разных ракурсов одного подбитого танка или упавшего, кстати, совсем не важно где - хоть в Якутии, самолёта: сколько ракурсов съёмки - столько и «выведенной из строя» российской боевой техники. Тем не менее на RAND и сегодня продолжают ссылаться российские СМИ. Эксперимента ради вбиваем в поисковике словосочетание «RAND СВО/ Россия /Украина» и получаем характерного содержания свежие «новости» со ссылками на доклады RAND в российских изданиях, стабильно входящих в топ-10 по рейтингам системы мониторинга и анализа СМИ и социальных сетей Медиалогия. Вот так.

А что в России? В России будто бы тоже есть свои «мозговые центры», в том числе 18 крупных. Наверное, в первую очередь это институты ИМЭМО РАН, МГИМО, а также Совет по внешней и оборонной политике, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Дискуссионный клуб «Валдай» и т.д. Однако их деятельность на внешнем информационном пространстве сегодня ограничена из-за санкций, да и на внутреннем контуре, к огромному сожалению, используется не всегда эффективно - возможно, по той причине, что не была должным образом организована подготовка к информационной войне, а также в силу тотальной деидеологизации, которая обернулась отсутствием стойкого иммунитета к чуждому для нашего общества миропониманию.

По простоте душевной

В силу этих обстоятельств ориентированная на российскую аудиторию западная деза, порой откровенно примитивная, особенно на первых порах активно проникала в сознание не только рядовых граждан, но и тех, кто принимает ответственные решения, в том числе и на информационном фронте. В результате запущенную с той стороны дезу нередко под видом «объективной информации» цитировали различные новоявленные аналитики и военные эксперты. Понятное дело: куда проще блеснуть ловко подсунутым скандальным бэкграундом, чем скрупулёзно разбираться в достоверности фактов. Цена такой бездумной ретрансляции - как минимум запугивание аудитории, как максимум - перенастройка «мозгов» на западные рельсы.

Что делать с вражеской пропагандой, какими «ежами» загораживать от неё российское инфополе? И можно ли отгородиться, или эта «чума» в принципе неистребима? Например, с началом СВО Роскомнадзор заблокировал Facebook и Instagram (принадлежат организации Меtа, запрещённой в РФ), но голь, как известно, на выдумку хитра. Тем более, давно хорошо известны такие инструменты, как анонимайзеры и VPN, при помощи которых можно зайти на какие угодно сайты. Например, Китай научился «фильтровать» Интернет, когда стало понятно, что ничего хорошего от западных партнёров ждать не приходится. Кстати, на Украине всё русское в сети тоже заблокировано. Как на войне - без сантиментов. 

Как правило рядовые обыватели читают всё подряд и редко анализируют прочитанное.
© freepik.com
Как правило рядовые обыватели читают всё подряд и редко анализируют прочитанное.

Можно представить, что было бы, если б, к примеру, в 1812 году существовала такая же мобильная «отрасль» обмена информацией и дезинформации, как Интернет, причём плохо контролируемая... И вот, только вообразите, появляются сообщения типа: французы дошли до Петербурга, минуя Москву; Кутузов убежал из-под Бородино, партизанская ЧВК Дениса Давыдова прекращает действовать на французских коммуникациях, потому что Багратион не прислал пушечные ядра... Смешно, да не очень. Действительно, слава богу, что ни тогда, ни в годы Великой Отечественной войны, помимо телеграм-каналов, не существовало ещё и всякого рода блогеров, которые, как это происходит сегодня, постят всё подряд, частенько не отвечая за свои слова, хотя закон об уголовной ответственности за фейки предусматривает наказание за распространение заведомо ложной информации о российской армии. 

Но это заведомо ложной, а если ложь, неточная или запрещённая информация распространяются, так сказать, по простоте душевной? Как, например, случилось с нашими именитыми «военкорами», которые сообщили о «скоплении военной техники ВСУ», в частности, на Белгородском направлении. Хотя этого быть не могло, поскольку, если свериться с картой боевых действий (в свободном доступе на сайте РИА Новости), на тот момент ВСУ крепко завязли в Артёмовске, Авдеевке и Марьинке. Вот и получается, что свои же помогли украинскому ЦИПсО расширить и углубить панику. Разве так должно быть?

Как говорил в аналогичной, но, правда, не столь трагической ситуации Михаил Жванецкий, «Тщательнее надо, ребята!» Кроме того, год спустя пора бы уже перенять передовой опыт (это абсолютно без иронии!) у нашего противника, который управляет боевыми действиями в информационном пространстве из одного центра - того самого ЦИПсО, и в обороне, и в наступлении. 

Впрочем, обороняться украинскому ЦИПсО практически не приходится. Потому что мы на информационном фронте, к сожалению, ещё ни разу не переходили в атаку.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама