Зерно со следами взрывчатых веществ
© globallookpress.com, Keystone Press Agency, Onur Dogman
Сухогруз Razoni под флагом Сьерра-Леоне покидает Стамбул.

Зерно со следами взрывчатых веществ

Минобороны России намерено перекрыть возможности западным «благотворителям» использовать гражданские сухогрузы для провоза оружия и взрывчатки киевскому режиму
26 июля 2023, 11:00
Реклама
Зерно со следами взрывчатых веществ
© globallookpress.com, Keystone Press Agency, Onur Dogman
Сухогруз Razoni под флагом Сьерра-Леоне покидает Стамбул.
Читайте нас на: 

В последние дни градус напряжённости на Чёрном море стремительно пополз вверх. Причиной тому стал выход России из зерновой сделки. Серьёзность подобного шага стала очевидна, когда Минобороны РФ сделало официальное заявление, что все суда, следующие в украинские порты, будут считаться законными целями как перевозчики военных грузов.

Это совпало с обнаруженными следами взрывчатки на борту сухогруза, следовавшего из Турции в Ростов-на-Дону за зерном. Как сообщило агентство ТАСС со ссылкой на Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ России, «следы взрывчатых веществ - динитротолуола и тетрила, а также признаки стороннего вмешательства в конструктивные части сухогруза» были обнаружены в ходе проводимых ФСБ контрольно-проверочных мероприятий в отношении следующих через Керченский пролив судов для предотвращения террористических и диверсионных акций и обеспечения безопасности мореплавания.

Кабинет Зеленского тут же выдал свой «зеркальный» ответ. Киевские власти объявили северо-восточную часть Чёрного моря и Керчь-Еникальский канал опасными для судоходства, а все суда, следующие в российские порты, военными целями со всеми, как говорится, вытекающими последствиями.

Справка

Согласно онлайн АИС карты движения судов, в настоящее время в Чёрном море находится около двухсот гражданских судов под флагами различных государств. И немалая часть из них держит свой курс на вход/выход в порты России.

В настоящее время в Чёрном море находится около двухсот гражданских судов под флагами различных государств.
© marinetraffic.com
В настоящее время в Чёрном море находится около двухсот гражданских судов под флагами различных государств.

В отличие от нашей страны, которая чётко аргументировала причины этого действа, украинская власть даже не потрудилась обосновать свой шаг. Зато однозначно дала понять, что ей наплевать на существующие нормы международного морского права, объединённые в одноимённую Конвенцию ООН в 1982 году. А если учесть, что действия нынешних киевских «начальников» абсолютно непредсказуемы, и они всегда готовы совершить любой террористический акт, не обращать внимания на их заявление нельзя. Особенно, когда знаешь, что на вооружении воинских украинских формирований достаточно сил и средств, способных воевать с гражданскими судами любого водоизмещения.

Основной ударный противокорабельный арсенал ВСУ оснащён Великобританией. Надводные и подводные дроны-камикадзе из тех же «погребов». И там же, на берегах Темзы, находится штаб-квартира морских страховщиков, от которых во многом зависит ценообразование страховки судов, которые в том числе курсируют и по Чёрному морю.

А теперь попробуйте угадать с трёх раз - кто станет главным выгодоприобретателем, если хотя бы одно судно в свете последних заявлений военного ведомства Украины пойдёт ко дну, или будет выведено из строя?

Помимо денежного плюса (можно не сомневаться, что после этого страховая стоимость судов, работающих в Чёрном море, взлетит до небес), у той же Великобритании и всех стран коллективного Запада вдобавок появится повод в очередной раз во всём обвинить Россию. Ведь это же она первой объявила, что гражданские суда отныне являются военными целями.

Теперь можно не сомневаться: Украина по максимуму постарается выжать для себя пользу из создавшейся ситуации, чтобы эскалировать обстановку в акватории Чёрного моря. Единственный, но очень существенный минус заключается в том, что Незалежная не имеет собственных военно-морских сил, которые смогли бы помочь развить хоть какой-то успех в этом направлении.

Зеленский заявил, что никакие риски его не пугают, он готов пойти на всё, чтобы продолжить «возить зерно».
© globallookpress.com, Nikolay Gyngazov
Зеленский заявил, что никакие риски его не пугают, он готов пойти на всё, чтобы продолжить «возить зерно».

Но даже при этом, Зеленский заявил, что никакие риски его не пугают, он готов пойти на всё, чтобы продолжить «возить зерно». Но кто ж ему, «капитану Врунгелю», даст. Чтобы продвигаться по зоне, закрытой для мореплавания, украинским властям, как минимум, необходимо организовывать конвойную службу для сопровождения и защиты каждого судна военными кораблями.

Возникает вопрос: откуда кораблишки? Причерноморские страны-«партнёры» - Турция, Румыния, Болгария - сразу же дали понять, что рисковать своими силами ради украинских попыток реанимировать зерновую сделку на море не собираются. И тем более втягиваться в войну с Россией. 

В самое ближайшее время, утверждают наши источники в военном ведомстве, соответствующие рекомендации для того, чтобы минимизировать опасности, будут выработаны. Будут учтены все потенциальные риски для экспорта российского зерна, нефти и других грузов, транспортируемых по Чёрному морю. Разумеется, что приставлять к каждому судну по военному кораблю охранения никто не собирается.

А вот отрезать Украину от выхода к Чёрному морю, сделав её сухопутной «державой» - вполне реально. Реально и поставить на контроль закрытый для мореплавания участок в северо-западной части Чёрного моря, ведущий на вход/выход из украинских морских портов. Тем более, что таковых в дееспособном состоянии на черноморском побережье Незалежной сегодня остался минимум.

До июльской украинской диверсии на Крымском мосту и до выхода России из зерновой сделки, киевская власть располагала тремя основными морскими пунктами захода судов. Это - Черноморск и Южный в Одесской области, морской торговый порт в Николаеве. Их возможности позволяли работать с различными грузами, включая зерно. Групповые ракетные удары, нанесённые нашими военными 19-21 июля, обнулили возможности этих портов. Это не значит, что Украина полностью лишилась возможности получать/отгружать морские грузы - на юге страны есть ещё три дунайских порта, но они во многом зависят от железнодорожной логистики.

Морской торговый порт в Николаеве.
© wikipedia.org\Olexandr17
Морской торговый порт в Николаеве.

Также нужно иметь в виду, что нормальная работа этих портов находится в прямой зависимости от поведения киевских властей. Если они попытаются реализовать свои угрозы в отношении гражданских судов, работающих в черноморской акватории в интересах России, шансы Незалежной остаться вообще без портов существенно возрастут. В этом им поспособствуют высокоточные дальнобойные «Искандеры», «Ониксы», «Калибры» Вооружённых сил РФ.

Что касается принуждения особо непонятливых судов, которые несмотря на все предупреждения с российской стороны, всё же рискнут пройти закрытым для мореплавания «коридором», то осуществить контрольный пролёт на предельно низкой высоте, либо направить к конкретной цели быстроходный ракетный корабль или катер, будет самым логичным шагом к принуждению.

На память невольно приходит апрельский эпизод 2014 года, когда в ходе натовских учений в Чёрном море эсминец «Дональд Кук» опасно приблизился к морской границе РФ. Навстречу непрошенному гостю вылетел российский бомбардировщик Су-24, который своим комплексом радиоэлектронного противодействия сначала «ослепил» неприятельский корабль, а после сымитировал воздушную атаку. И мощный «американец», вооружённый крылатыми ракетами «Томагавк», зенитными ракетами большой и малой дальности и прочими средствами для ведения боя, не стал испытывать судьбу и, сделав циркуляцию на полном ходу, поспешил удалиться восвояси.

Почти аналогичный случай произошёл и в июне 2021-го. Тогда британский эсминец «Дефендер», более чем на полторы мили углубился в 12-мильную зону РФ у побережья Крымского полуострова. С этим нарушителем нашим военным пришлось повозиться чуть дольше. После того, когда британский корабль сделал вид, что не заметил предупредительного огня с борта российского сторожевика пограничной охраны, в небо поднялась 24-я «сушка». Экипаж выполнил бомбометание по курсу «британца», сбросив в воду четыре снаряда. Этого оказалось достаточным, чтобы Королевский военно-морской флот Великобритании тут же свернул свою проверку боеготовности российских сил и покинул наши терводы.

К чему это я вспомнил? Заявление российской стороны о намерениях никого не пускать со стороны моря к украинским берегам - сделано не для красного словца. И рассуждать, суда каких стран будут досматривать, а какие пропускать, какие подпадут под потенциальный удар, а какие нет, никто не будет. Не до сантиментов.

Российская сторона при этом по-прежнему продолжает вести себя корректно и выдержанно. Слово сказано, специальные навигационные предупреждения через Управление навигации и океанографии Минобороны РФ для всех мореплавателей сделаны. Предупреждён - значит спасён.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама