Артсамоходы ждут в войсках
© РИА Новости
Скоро «Коалицию» можно будет увидеть не только на парадах.

Артсамоходы ждут в войсках

Предприятия отечественного ОПК приступили к серийному производству перспективных российских 152-мм самоходных артиллерийских установок (САУ) 2С35 «Коалиция-СВ»
16 августа 2023, 06:32
Реклама
Артсамоходы ждут в войсках
© РИА Новости
Скоро «Коалицию» можно будет увидеть не только на парадах.
Читайте нас на: 

Согласно информации, озвученной первым заместителем гендиректора госкорпорации «Ростех» Владимиром Артяковым, серийное производство САУ 2С35 началось ещё до того, как изделие прошло практически весь положенный ему цикл испытаний (последний планируется завершить до конца текущего года). Данный нюанс весьма наглядно иллюстрирует то, насколько ВС РФ сейчас нуждаются в скорейших поставках серийных «Коалиций» в войска.

Межвидовой артиллерийский комплекс

Предтечей «Коалиции» являлась 152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С», принятая на вооружение в 1989 году и сейчас, де-факто, остающаяся «рабочей лошадкой» наших самоходчиков в зоне проведения СВО. На момент появления этой САУ по своим тактико-техническим характеристикам «Мста-С» вполне соответствовали лучшим образцам самоходных артустановок. Увы, продолжалось это недолго.

В начале 90-х годов прошлого века странами-участницами НАТО был принят «Совместный меморандум о баллистике» (Joint Ballistic Memorandum of Understanding - JBMoU), определявший новый стандарт для 155-мм гаубиц и устанавливавший максимальную дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами в 30 км, а активно-реактивными - в 40 км.

Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» на позициях в ЛНР.
© РИА Новости
Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» на позициях в ЛНР.

Требованиям стандарта JBMoU «Мста-С» соответствовала уже не совсем, уступая по максимальной дальности стрельбы таким САУ западного производства как PzH 2000, CAESAR, Krab и Archer. Это обстоятельство подтолкнуло российских конструкторов к дальнейшему совершенствованию конструкции «Мсты-С».

Однако модернизированный потенциал 2С19 был отнюдь не безграничен. Для получения качественного превосходства над современными иностранными САУ, разработанными в соответствии со стандартом JBMoU, ВС РФ требовалась самоходная артиллерийская установка нового поколения. В общем-то, это стало понятно уже во второй половине 90-х. Но непростое экономическое положение в стране вынудило отложить старт работ по проектированию российской САУ нового поколения до начала двухтысячных. При этом головной организацией, занявшейся созданием изделия, которое сейчас известно как 152-мм межвидовой артиллерийский комплекс 2С35 «Коалиция-СВ», стал нижегородский ЦНИИ «Буревестник».

Термин «межвидовой артиллерийский комплекс» в названии будущей «Коалиции» появился неспроста. Дело в том, что ключевым моментом новой разработки ЦНИИ «Буревестник» должно было стать не просто создание артиллерийского комплекса, способного стрелять дальше, точнее и быстрее, чем САУ западного производства, но превращение этого комплекса в «необитаемый» боевой высокоавтоматизированный модуль, который, теоретически, мог бы размещаться как на гусеничном (для Сухопутных войск) или колёсном (для Береговых войск ВМФ) шасси, так и на крупных надводных единицах ВМФ.

Ещё одной отличительной чертой перспективного артиллерийского комплекса должно было стать исполнение его в… двуствольном варианте.

Первые проработки конструкции боевого модуля для 152-мм межвидового артиллерийского комплекса в Нижнем Новгороде были выполнены в 2002 году. К 2005 году нижегородцы, в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы», ЦКБ «Титан» и «Уралтрансмашем», эскизы модуля воплотили в «железе». Последующие испытания прототипа комплекса заставили его разработчиков сделать вывод о необходимости отказа от двуствольного варианта боевого модуля, у которого одноствольный вариант явно выигрывал по критериям масса/надёжность/стоимость. Это запустило в 2010-м новый цикл работ над перспективным 152-мм межвидовым артиллерийским комплексом, который теперь планировалось сделать одноствольным.

В 2011 году был завершён этап выпуска рабочей конструкторской документации для гусеничного и колёсного вариантов системы, а также транспортно-загрузочной машины (ТЗМ) к ним.

Приоритетная задача - гусеничный «артсамоход»

Перспективный арткомплекс, использующий гусеничную базу основного боевого танка Т-90, получил обозначение 2С35 «Коалиция-СВ». Арткомплекс, смонтированный на колёсном шасси автомобиля КамАЗ-6560, в документах обозначался как 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ». То же колёсное шасси КамАЗ-6560 было использовано для создания автоматизированной транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) 2Ф66-1, способной доставлять на позицию в механизированных укладках 92 выстрела калибра 152-мм (снаряды и модульные заряды), после чего, с использованием собственных механизмов ТЗМ и загрузочных механизмов САУ, за 15 минут полностью «обновлять» возимый боекомплект «Коалиции».

Самоходная артиллерийская установка 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ» размещена на шасси доработанного КамАЗ-6560.
© ТРК «Звезда»
Самоходная артиллерийская установка 2С35-1 «Коалиция-СВ-КШ» размещена на шасси доработанного КамАЗ-6560.

Перспективный межвидовый арткомплекс в корабельном исполнении предметно прорабатывался лишь на стадии конструирования двуствольного прототипа. О возможности будущей адаптации под флотские нужды одноствольной «Коалиции» публично впервые было объявлено лишь летом 2020 года.

Так или иначе, приоритетной задачей для ЦНИИ «Буревестник» стало «доведение до ума» именно гусеничной 2С35 «Коалиции-СВ», как, потенциально, наиболее востребованной в ВС РФ.

Новый «артсамоход» был предназначен для поражения одиночных и групповых неподвижных и движущихся объектов противника, расположенных как открыто, так и на подготовленных позициях, ведения контрбатарейной борьбы, разрушения долговременных фортификационных сооружений, поражения морских, надводных целей, выполнения задач по световому обеспечению и задымлению местности.

Первую пару опытных образцов 2С35 «Уралтрансмаш» изготовил к 2013 году. В следующем году предприятие сдало заказчику серию из 10 опытных «Коалиций-СВ», в 2015-м принявших участие в параде 9 мая на Красной площади. Так, во время парада по случаю 70-летия победы в ВОВ, состоялось первое знакомство широкой общественности со 152-мм межвидовым артиллерийским комплексом 2С35 «Коалиция-СВ».

Замечу, что к этому моменту облик гусеничной «Коалиции» ещё не в полной мере соответствовал облику серийной машины. Таковой «Коалиция-СВ» приобрела только в мае 2020 года, когда 8 единиц 2С35 впервые поступили на арсеналы Центрального военного округа для последующей отправки в войска. Что же представляют собой эти «Коалиции-СВ», отправленные на опытно-войсковую эксплуатацию?

Более дальнобойная, чем западные САУ

Ключевой особенностью комплекса является размещение всего экипажа САУ в корпусе машины, что заметно повышает защищённость артиллеристов, а также позволяет «ужать» размеры башни «артсамохода». Экипаж «Коалиции-СВ» управляет необитаемым боевым роботизированным модулем-башней дистанционно.

Комплекс использует шасси танка Т-90.
© РИА Новости
Комплекс использует шасси танка Т-90.

ТТХ САУ 2С35 «Коалиция-СВ»

Опираясь на открытые источники, можно озвучить следующие характеристики 2С35: масса - 48 тонн, экипаж - 3 человека (командир, наводчик, механик-водитель), основное вооружение - установленное в необитаемом боевом роботизированном модуле-башне 152-мм орудие высокой баллистики 2А88, вспомогательное вооружение - находящаяся на крыше башни дистанционно-управляемая турельная установка 6С21 с 12,7-мм пулемётом КОРД. Кроме турельной установки, на башне установлены гранатомёты для постановки дымовых завес и датчики предупреждения о лазерном облучении САУ и приёмо-передатчики баллистической РЛС. 

Возимый боекомплект САУ - 70 152-мм выстрелов, специально разработанных для «Коалиции». В частности, инициирование заряда у 2С35 производится микроволновой системой, а сами метательные заряды - модульные и «упакованы» в жёсткие сгорающие картузы. Если цель далеко - используется несколько модулей метательных зарядов, а если близко - хватит и одного.

Досылание снаряда/заряда в канал ствола производится с помощью пневматического механизма заряжания. Конструкция механизма заряжания обеспечивает заряжание САУ при любых углах вертикального наведения орудия без возвращения ствола на линию заряжания. Данное конструкторское решение обеспечивает «Коалиции» очень высокую скорострельность, а современная линейка боеприпасов новой российской САУ в сочетании с 152-мм орудием, имеющим ствол длиной в 52 калибра, позволяют 2С35 посылать снаряды на дистанцию, недостижимую для PzH 2000, CAESAR, Krab и Archer, а также других САУ западного производства.

Стоит отметить любопытное расхождение в декларируемых у нас и за границей данных о максимальной скорострельности и максимальной дальности стрельбы «Коалиции-СВ». В России соотношение этих цифр обычно подаётся как более 15 выстрелов в минуту/70 км, а на Западе как 16 выстрелов в минуту/80 км!..

Немецкая PzH 2000 стреляет медленнее и ближе.
© flickr.com/pzbrig15
Немецкая PzH 2000 стреляет медленнее и ближе.

Для сравнения напомню, что у гусеничной 155-мм САУ PzH 2000, выпускаемой в ФРГ, максимальная скорострельность находится в пределах 10 выстрелов в минуту, а максимальная дальность стрельбы не превышает 67 км, да и то при использовании экспериментального активно-реактивного снаряда южноафриканского производства V-LAP. Штатные же 155-мм боеприпасы германского или американского производства PzH 2000 дальше 48 км «зашвырнуть» не в состоянии.

Революционное изделие ОПК России

Впрочем, вернёмся к 2С35. В отличие от «немки», у «Коалиции» процесс подготовки выстрела, включая выбор типа снаряда, формирование модульного метательного заряда, установку взрывателя и наведение орудия, производится в полностью автоматическом режиме.

Вообще использование слова «автоматический» и производных от него является лейтмотивом любого описания конструкции «Коалиции-СВ». Так, например, точность стрельбы «Коалиции» повышена благодаря бортовому комплексу автоматической корректировки стрельбы по результатам собственных траекторных измерений. Необходимый режим стрельбы обеспечивается автоматической работой системы охлаждения канала ствола впрыском охлаждающей жидкости.

«Коалиция» оснащена телетепловизионным прицелом с лазерным дальномером, а также современным комплексом топопривязки и навигации, обеспечивающим интеграцию САУ в единую автоматизированную систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ) и, одновременно - автономность боевого применения САУ с быстрой сменой огневой позиции.

Помимо обычного режима стрельбы, «Коалиция» способна использовать режим так называемого огневого налёта (он же Multiple round simultaneous impact в армиях стран НАТО), то есть обстрел одной САУ одной цели одновременно несколькими артиллерийскими снарядами, обладающими разными траекториями полёта.

Транспортно-заряжающая машина 2Ф66-1.
© burevestnik.com
Транспортно-заряжающая машина 2Ф66-1.

Как я уже указывал, сейчас перспективный гусеничный «артсамоход» использует шасси танка Т-90. Такое положение дел считается временным. После запуска в крупную серию основного боевого танка Т-14, созданного на базе тяжёлой гусеничной унифицированной платформы (ТГУП) «Армата», предполагается «пересадить» 2С35 на ТГУП.

Но это дело будущего, а, меж тем, уже летом 2020 года представители ЦНИИ «Буревестник» констатировали, что их детище превосходит лучшие зарубежные и отечественные аналоги «по дальности стрельбы в 1,3-1,7 раза, точности стрельбы - в 1,5-3 раза, скорострельности - в 1,5 раза и времени решения боевой задачи - в 1,5-3 раза».

Технические сложности нам помеха?

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что 152-мм межвидовой артиллерийский комплекс 2С35 «Коалиция-СВ» стал по-настоящему революционным изделием российского ОПК, способным в разы увеличить и без того немалые возможности отечественных «богов войны» - артиллеристов. Раз так, то почему затянулись испытания «Коалиции», а информация о запуске 2С35 в серийное производство появилась только в августе 2023-го?

Думаю, что основные причины здесь те же, что притормозили запуск в крупносерийное производство основного боевого танка Т-14. А именно:

  • техническая сложность и высокая стоимость производства новейшей техники (модернизировать уже имеющуюся проще и дешевле);
  • затянувшаяся доработка компонентов ЕСУ ТЗ.

В случае с «Коалицией-СВ» к вышеперечисленному следует приплюсовать ещё и необходимость совершенствования ходовой части 2С35, а также освоения предприятиями российского ОПК выпуска совершенно новой линейки боеприпасов.

Кормовая часть башни «Коалиции-СВ» с установленной на крыше турелью 6С21.
© wikipedia.org/Vitaly V. Kuzmin
Кормовая часть башни «Коалиции-СВ» с установленной на крыше турелью 6С21.

Словом, причины достаточно неспешного движения 152-мм межвидового артиллерийского комплекса к запуску в крупносерийное производство понятны.

Сообщение Владимира Артякова свидетельствует о том, что к августу 2023 года большинство проблем, связанных с запуском 2С35 в серию, удалось успешно решить. Что, в свою очередь, приближает момент появления «Коалиций» в зоне проведения СВО. Новые «артсамоходы» очень ждут в войсках, ведь специальная военная операция, это, прежде всего, война артиллерии.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама