Корейский полуостров: игра с огнём продолжается
Причиной сползания сторон в вооружённый конфликт стали провокационные действия южнокорейских властей, которые произошли 3, 9 и 10 октября. В сторону северокорейской столицы полетели дроны, начинённые агитационными листовками. В Пхеньяне выразили решительный протест по этому поводу и заявили, что в случае повторения инцидентов с дронами Север откроет огонь на поражение без предупреждения.
Тем не менее Юг продолжает запускать дроны. 13 октября один из них потерпел крушение и был найден северокорейцами. «Эксперты пришли к выводу, что беспилотник, потерпевший крушение в районе Сопхо города Пхеньяна, - "малоразмерный дрон дистанционной разведки" командования операций дронов военных ведомств Республики Корея», - заявил представитель министерства обороны КНДР, слова которого привело Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК).
В свою очередь заместитель заведующего отделом ЦК ТПК Ким Ё Чжон отметила: «Мы обнаружили неопровержимые свидетельства, подтверждающие, что военные гангстеры РК являются главными виновниками враждебной провокации - нарушения суверенитета и воздушного пространства над столицей КНДР. Нарушители понесут суровую ответственность за свои действия».
«Арка двух народов» демонтирована
14 октября председатель Госсовета Ким Чен Ын провёл совещание с высокопоставленными военными и должностными лицами, ответственными за безопасность. По сообщениям информагентств, на нём был представлен план проведения незамедлительных военных действий. Комментируя его, Ким Чен Ын подчеркнул, что все задачи по сдерживанию войны и реализации права на самооборону для защиты национального суверенитета должны быть выполнены. При этом он выразил «жёсткую политическую и военную позицию» Трудовой партии Кореи и правительства Северной Кореи.
Что конкретно представляет собой этот план, не сообщается. Вместе с тем стало известно, что генштаб Корейской народной армии принял решение о дополнительном развёртывании и сохранении состояния полной боеготовности артиллерийских соединений и частей, «отвечающих за выполнение важного огневого задания», вблизи южной границы.
КНДР также произвела подрыв двух дорог, которые шли в сторону Южной Кореи в восточной и западных частях полуострова. СМИ Республики Корея распространили видеозапись, где видно, как на дорогах у самой границы, разделяющей РК и КНДР, происходит крупный взрыв. Нельзя сказать, что эти магистрали - важные транспортные артерии, их роль была скорее символической. Также поступила информация, что в Пхеньяне демонтирован монумент Национального воссоединения «Арка двух народов». Он олицетворял мечту о воссоединении Севера и Юга.
В ответ на возросшую напряжённость более 1,4 миллиона молодых людей и студентов КНДР вызвались добровольцами, чтобы вступить в вооружённые силы или вернуться в них. Северная Корея также подтвердила, что внесла поправки в свою конституцию, официально назвав Южную Корею «враждебным» государством, сославшись на угрозы безопасности и эскалацию напряжённости в отношениях между двумя странами, сообщают государственные СМИ.
«Это неизбежная и законная мера, принятая в соответствии с требованиями Конституции КНДР, которая чётко определяет Республику Корея как враждебное государство из-за серьёзных угроз безопасности, которые могут привести к непредсказуемой войне из-за серьёзных политических и военных провокаций враждебных сил», - сообщило ЦТАК.
Война - это лишь вопрос времени?
В ответ вооружённые силы Республики Корея провели учения с боевыми стрельбами, задействовав реактивные системы залпового огня, в пограничном с КНДР уезде на востоке страны. «Эти учения с боевыми стрельбами были проведены, чтобы показать решимость и возможности армии по нанесению ответного удара в случае, если противник пойдёт на провокацию», - заявили в министерстве обороны Южной Кореи. И добавили, что в ближайшие дни начнутся ежегодные масштабные учения «Хогук». В ходе манёвров, которые продлятся почти три недели - до 8 ноября, и в которых примут участие американские военнослужащие, будут отрабатываться сценарии в различных пространствах с участием всех видов войск и с учётом «провокаций, которые может» предпринять КНДР. «Мы ясно предупреждаем, что день, когда Северная Корея нанесёт вред безопасности наших граждан, станет для её режима последним», - привело агентство Yonhap заявление южнокорейского ведомства.
Одним словом, обе стороны расчехлили, образно говоря, свои орудия и готовы нажать на спусковой крючок.
К сожалению, приходится констатировать, что этого следовало ожидать. Ведь с приходом в 2022 году к власти президент Южной Кореи Юн Сок Ёль объявил КНДР «главным врагом Юга» и с тех пор упорно следует курсом на повышение конфронтации с Северной Кореей. Он начал целеустремлённо проводить милитаризацию Южной Кореи, а также резко активизировал военное сотрудничество с США и неоднократно высказывался о готовности своей страны к вооружённому конфликту с Пхеньяном.
Сюда следует отнести и принятое в ноябре прошлого года решение Сеула о частичной приостановке действия межкорейского соглашения о снижении напряжённости, которое предусматривало создание буферных зон вдоль сухопутных и морских границ и бесполётных зон над демилитаризованной зоной. Центральное телеграфное агентство Кореи, комментируя это решение, подчеркнуло, что Южная Корея тем самым своими руками выдернула «последний предохранитель», и война на полуострове стала вопросом времени.
Спонсор угроз и напряжённости
Ни для кого не секрет, что за спиной Юна Сок Ёля стоят Соединённые Штаты, которые с момента образования Северной Кореи стремятся её уничтожить. Именно на это была направлена Корейская война 1950-1953 годов, в которой они не достигли поставленной цели и которая завершилась соглашением о перемирии. Мирный договор так и не был подписан, а США постоянно устраивают провокации, надеясь втянуть Пхеньян в вооружённый конфликт и уничтожить северокорейский режим.
Ради достижения этой цели США готовы использовать любые, даже самые бесчеловечные методы. Наглядным подтверждением этого являются резолюции ООН, навязанные Вашингтоном, которые привели к введению множества санкций против КНДР. По сути, они не только направлены на подрыв обороноспособности КНДР, но поставили под угрозу социальное благополучие и само физическое существование гражданского населения республики.
При этом Северную Корею и её правителей США и их вассалы постоянно демонизируют, обвиняют в злонамеренных целях. Хотя совершенно очевидно, что КНДР не вынашивает никаких агрессивных планов, не собирается и не хочет завоёвывать Юг. Она лишь проводит самостоятельную и независимую политику, а также наращивает свой военный потенциал в целях самообороны, укрепления национальной безопасности.
А шанс был так близок, так возможен
При этом нельзя не заметить, что Пхеньян не раз шёл навстречу предложениям тех же США и Южной Кореи по нормализации двусторонних отношений и оздоровлению ситуации на Корейском полуострове. Так было, например, в годы, когда президентом РК был Мун Чжэ Ин и когда произошло заметное потепление в отношениях двух стран.
По инициативе Муна состоялись три межкорейских саммита на высшем уровне. Сам он впервые в истории совершил полномасштабный трёхдневный визит в Пхеньян. В ходе мероприятий было подписано совместное заявление о намерениях продолжать усилия по избавлению Корейского полуострова от ядерного оружия и угрозы войны.
Обе стороны договорились о прекращении крупномасштабных артиллерийских учений и полётов вблизи демилитаризованной зоны, чтобы избежать инцидентов. Было решено вывести оттуда военных и разоружить персонал пограничного пункта Пханмунджом. Также было решено создать 80-километровую зону безопасности в приграничных районах Жёлтого и Японского морей, где не будут проводиться военные учения. Кроме того, стороны начали процесс воссоединения Транскорейской железной дороги. Страны решили направить совместную заявку для проведения Олимпиады 2032 года и направить единую команду на Игры-2020 в Токио.
Естественно, десятилетия вражды и отсутствие полного доверия друг к другу негативно сказывались на процессе снятия препонов, разделяющих единый народ, и нормализации отношений двух стран. Тем не менее, хотя и медленно, но процесс всё же шёл. Однако сменивший Муна Юн Сок Ёль возобновил курс на ужесточение политики между государствами, о чём шла речь выше.
Нечто подобное имело место и в отношениях Северной Кореи с США в период президентства Дональда Трампа. После его прихода к власти начался диалог о нормализации связей между двумя странами. 12 июня 2018 года на острове Сентоса в Сингапуре состоялась первая встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына. Главными её темами стали денуклеаризация, нормализация отношений и соблюдение прав человека. В совместной декларации стороны обязались установить двусторонние отношения «в новом формате». Оба лидера признали, что «первый в истории саммит США - КНДР был эпохальным событием», которое свидетельствует о «преодолении напряжённости и враждебности, имевших место между странами в течение десятилетий».
После саммита Пентагон объявил о бессрочной приостановке военных учений на Корейском полуострове с целью сохранения возможности дипломатического процесса с КНДР. Северная Корея также объявила о готовности демонтировать полигон для испытания ракетного оружия и закрыть ядерный исследовательский центр в Йонбёне при условии ответных шагов со стороны США и американских гарантий о безопасности Северной Кореи.
И хотя затем состоялся ещё один саммит, американцы отказались давать такие гарантии и завели диалог в тупик. А после прихода Джо Байдена на смену Дональду Трампу переговоры были прекращены, и новая администрация взяла курс на усиление военного давления на Пхеньян.
Ответ не заставит себя ждать
Сегодня даже трудно предположить, на какие американские гарантии готовы пойти в Пхеньяне в том же процессе денуклеаризации Корейского полуострова. Скорее всего, вообще не пойдут, так как США всему миру показали, что их гарантии и обязательства, данные устно или официально оформленные в виде договора, ничего не стоят - Вашингтон в один момент от них откажется, если посчитает, что они в чём-то не соответствуют американским интересам.
Единственной гарантией безопасности Северной Кореи, уверены в Пхеньяне, является ракетно-ядерный потенциал страны, который они, несмотря на все санкции и определённые экономические трудности, успешно развивают.
В последние два года КНДР существенно нарастила количество ракетных пусков. В частности, состоялось три пуска межконтинентальных баллистических ракет «Хвасон-18» - в апреле, июле и декабре 2023 года. 12 сентября, после перерыва в испытаниях более чем на два месяца, КНДР запустила две баллистические ракеты малой дальности в акватории Японского моря. Северная Корея также испытывает и внедряет всё новые виды вооружений и технологий: подводные ядерные беспилотники, гиперзвуковые ракеты, твердотопливные ракетные двигатели и тактические ракеты со сверхкрупной боеголовкой весом 4,5 тонны.
Некоторые из этих видов вооружений имеют дальность действия, позволяющую наносить удары по целям в большей части Тихого океана, вплоть до американских военных объектов на острове Гуам и даже на континентальной территории США.
Что же касается Южной Кореи, то у Пхеньяна достаточно обычных вооружений, которые могут нанести ей непоправимый ущерб. Например, в составе Корейской народной армии есть, по сообщениям информагентств, более 30 артиллерийских и ракетных бригад. Их задача - с момента начала наступления войск Южной Кореи наносить удары на глубину до 100 километров. Учитывая, что крупнейшие южнокорейские мегаполисы Сеул и Инчхон находятся всего в паре десятков километров от демилитаризованной зоны, нетрудно предположить, что они окажутся под прицелом в первую очередь. При этом плотность артиллерийского огня должна быть просто невероятной - фактически без перерывов, с максимальной скорострельностью. Тем более что у КНА достаточно материальных средств и боеприпасов, чтобы вести такой мощный огонь не одну неделю.
Стратегическое партнёрство
В свете этого, несмотря на все воинственные заявления со стороны США и Южной Кореи, можно предположить, что они осознают, к чему может привести вооружённый конфликт с Северной Кореей. Конечно, США надеются, что конфликт начнётся по инициативе Сеула, а они, как это обычно бывает, останутся в стороне, оказывая Южной Корее необходимую помощь. На это указывают и в России. «Классический американский приём: спровоцировать эскалацию ситуации и всё свалить на ими же поневоле вовлечённых. Единственная страна, которая реально повышает риск конфликта и на Корейском полуострове, и в АТР в целом, - это США. Спят и видят, как и здесь полыхнёт», - заявили в МИД РФ.
Следует также отметить, что в июне Владимир Путин и Ким Чен Ын подписали соглашение между Россией и КНДР о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Законопроект о ратификации этого соглашения уже внесён в Государственную думу, которая планирует его рассмотреть в ноябре.
Соглашение подразумевает углублённое сотрудничество во всех областях, в том числе и в военной. Так, статья 4 этого документа предусматривает, что «если одна из сторон окажется в состоянии войны из-за вооружённого нападения одного или нескольких государств, другая сторона немедленно окажет ей военную помощь всеми имеющимися у неё средствами в соответствии со ст. 51 Устава ООН и законами КНДР и Российской Федерации».
Естественно, что и КНДР будет обязана оказывать России необходимую помощь. В этой связи в СМИ появились сообщения, что Пхеньян планирует направить на СВО 12 тысяч солдат элитных подразделений. Называется и гораздо большее число. Однако это, скорее всего, очередная информационная утка, так как никаких официальных сообщений на этот счёт нет.
Тем не менее 18 октября президент Южной Кореи Юн Сок Ёль провёл экстренное совещание, посвящённое отправке северокорейских солдат в Россию. Как передаёт Yonhap со ссылкой на национальную разведывательную службу Южной Кореи, 1500 спецназовцев КНДР уже находятся на Дальнем Востоке России. Их якобы расквартировали в военных частях Владивостока, Уссурийска, Хабаровска и Благовещенска, где они проходят подготовку перед отправкой в район СВО. По утверждениям южнокорейских властей, ситуация представляет «серьёзную опасность» для Сеула. «Мы не будем в этой ситуации сидеть сложа руки, вместе с международным сообществом будем реагировать, используя все доступные средства», - говорится в заявлении южнокорейской администрации.
В ответ на все эти сообщения в МИД России заявили, что Москва и дальше будет играть конструктивную роль на Корейском полуострове в интересах предотвращения опасного развития событий, а южнокорейским властям следует весьма серьёзно отнестись к предупреждениям Пхеньяна и прекратить нагнетать обстановку на полуострове.