Трамп и Ким: разошлись, не отобедав
Прогнозы еженедельника «Звезда» насчет итогов американо-северокорейского саммита во Вьетнаме оправдались. Соглашений не заключено. И хотя переговорный процесс может быть продолжен, разница в подходах налицо.
Поскольку нет официальной и выверенной информации об итогах и конкретике переговоров, давайте его оценим, так сказать, с кулинарно-этической точки зрения. И тут выясняется, что президент Трамп и председатель Ким даже превзошли наши ожидания - раскланялись, не отобедав по завершении встречи. Это плохой знак даже по западным меркам, а по восточным понятиям и вовсе дурной тон. Там принято хорошо закусить и выпить перед переговорами и отметить их успешное завершение. В начале общения участники встречи плотно поужинали, хотя меню, как говорят наблюдатели, уступало по пышности обеду, устроенному для Трампа премьером Социалистической республики Вьетнам Нгуен Суан Фуком. Судя по всему, руководство СРВ постаралось продемонстрировать свое особое расположение и гостеприимство лидеру США - важному торговому партнеру Вьетнама и самой мощной державе мира.
Ничего такого не произошло во взаимоотношениях США с КНДР. Не найдя путей сближения позиций, Трамп и Ким разъехались на 2 часа раньше официального окончания саммита. Как деловые люди, они оба поняли, что к исходу первой половины второго дня общения разговаривать уже больше не о чем.
Правда, причиной внезапного отъезда Трампа мог стать и как будто нарочно устроенный в то же время допрос юриста Майкла Коэна, который поливал обитателя Белого дома последними словами, хотя и не подтвердил версию противников Трампа о его предвыборных контактах с российскими представителями. Так или иначе, американский лидер никак не мог к подозрениям в сговоре с Россией прибавить еще и обвинения в «необоснованных уступках» Северной Корее.
В условиях развернувшейся в Штатах охоты на ведьм это могло бы обернуться для него импичментом. А потому он не сделал ни одного ответного шага на те, что были предприняты со стороны Пхеньяна накануне саммита - приостановка ракетно-ядерных испытаний, ликвидация стратегического военного полигона, согласие на допуск международных наблюдателей на ядерные объекты КНДР.
А посему Трамп не мог рассчитывать на дальнейшие шаги со стороны Ким Чен Ына. И уж тем более на некие договоренности по денуклеаризации Кореи.
Тем не менее северокорейская сторона проявила куда большую гибкость и мудрость, чем президент США.
Как сообщил министр иностранных дел КНДР Ли Ён Хо, Ким Чен Ын предложил Трампу приостановить работу ключевого ядерного полигона в Енбене в обмен на частичное снятие санкций. Это можно расценить, как прорывной шаг со стороны Пхеньяна, поскольку изначально там требовали полного снятия санкций в качестве предварительного условия денуклеаризации. И даже на этот обмен Трамп пойти не смог. В силу, видимо, своих внутриполитических опасений.
По словам северокорейского министра, КНДР готова была подписать письменное обязательство прекратить ядерные испытания, но США - сверх озвученного северокорейской стороной - потребовали от Пхеньяна «еще одного дополнительного шага». Здесь уместно было бы вспомнить ливийский пример. Как мы помним, полковник Каддафи в свое время поддался на посулы Запада, обещания манны небесной от США и отказался от ядерной программы. Ныне демонтированное ливийское оборудование для ядерных реакторов пылится в США. Что стало с Каддафи и с его страной, все прекрасно знают. Так вот, северокорейские товарищи прямо говорят, что не настолько наивны, как Каддафи.
Впрочем, у Трампа своя трактовка, он, не моргнув глазом, говорит о своей готовности дать гарантии безопасности для КНДР и решимости достичь компромисса. В Ханое президент США заявил, что «документы для подписания были готовы», но не были подписаны, так как стороны не пришли к компромиссу. По его версии, КНДР хотели, чтобы США «полностью сняли санкции». Время покажет, что это - ошибка перевода, недопонимание или же попытка Трампа сделать хорошую мину при плохой игре. Как представляется, третье более вероятно. Поскольку руководство КНДР не позволяет себе жонглировать словами, особенно, когда имеет дело с таким серьезным партнером и решаются такие сложные и важные проблемы.
Впрочем, корейский лидер свою программу-минимум выполнил по максимуму: он на равных и достойно продолжил прямые переговоры с лидером США (задача, которую не решили его дед, отец и вся северокорейская дипломатия).
Младший Ким продемонстрировал всему миру «рукопожатность», трезвость ума, мудрость, а также миролюбивую внешнюю политику КНДР, стремление к миру и урегулированию ситуации на Корейском полуострове. В то же время он дал понять, что никакой Трамп не заставит КНДР отказаться от суверенитета страны и ракетно-ядерного потенциала. Нет смысла даже обсуждать такую вероятность без предварительного снятия санкций.
При этом Ким сорвал аплодисменты публики, удостоившись очередной порции комплиментов от Трампа. Американский президент назвал партнера по переговорам «своим другом», «крепким парнем», а Северную Корею «страной с безграничным потенциалом для развития», заявив, что это честь для него «вновь встретиться с председателем Госсовета КНДР». Корейский лидер может записать в свой актив заверения Трампа о том, что США не будут усиливать санкции в отношении КНДР. Есть также надежда, что и ежегодные американо-южнокорейские маневры, которые обычно проводятся в марте, на этот раз не будут уж слишком провокационными для Пхеньяна.
Конечно же, Нобелевская премия мира Трампа остается в подвешенном состоянии, хотя полностью он этого шанса не лишился. Переговоры с КНДР будут продолжены. И пусть для достижения договоренностей потребуются еще годы. Главное, чтобы на смену Трампу не пришел недоговороспособный лидер. А пока итоговые документы остались лежать на столе переговоров. Стороны даже не заключили соглашение об обмене дипмиссиями, на которое рассчитывали некоторые наблюдатели (но скептически оценил еженедельник «Звезда»). Потребуется время и политическая воля, прежде всего, со стороны США, чтобы двинуть мирный процесс дальше. Теперь мяч явно на стороне Трампа. Ему также придется объяснить своим партнерам в Южной Корее и в Японии, почему он не принял предложения Ким Чен Ына.
Все очевиднее становится, что слова Трампа о миролюбивых намерениях и желании помочь в развитии КНДР расходятся с его делами. Не решен и другой важный вопрос - завершение состояния войны и мирный договор. Что мешает Вашингтону его заключить без предварительных условий и помочь двум Кореям наладить экономические контакты? Или в США все еще вынашивают планы военным путем или же экономическими санкциями свалить режим в КНДР? Это вряд ли получится.
Но ситуация становится все прозрачней, и вскоре никакая пропаганда уже не заставит мир поверить в искренность намерений США. При этом КНДР (в отличие, например, от Ирана) располагает ракетно-ядерным оружием, способным достичь территории США. И это завоевание КНДР, хотелось бы того Вашингтону или нет, будет оставаться главным стимулом для США вести переговоры и проявлять такую же готовность к достижению договоренностей, которую демонстрирует КНДР.
Не исключено, что для решения проблемы Корейского полуострова на помощь президенту США придется привлекать иные форматы переговоров, например с участием Китая, России, Южной Кореи и Японии. Или же передавать этот вопрос (при согласии на то США) в Совет Безопасности ООН. Ближайший год покажет, как будут развиваться события. Пока они движутся в сторону мира, а не войны. И это главный итог очередного американо-северокорейского саммита.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.