Американские «грязные бомбы» против Китая
В последнее время в США развернулась настоящая пропагандистская кампания. Тон ей задала газета Wall Street Journal, опубликовав материал о развёртывании Китаем на Кубе ряда военных баз. Издание уже писало об этом, но, видимо, не получив достаточной реакции на свои публикации, решило привести данные американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), проект которого под названием «Скрытый охват» представлен в книге «Секретные сигналы: расшифровка разведывательной деятельности Китая на Кубе».
Согласно этому проекту, Китай расширяет на Кубе объекты, якобы предназначенные для ведения радиоэлектронной разведки в отношении США. Речь идёт о трёх станциях в северо-западной части острова и одной в юго-восточной.
«Скрытый охват»
Наиболее крупная из них расположена в Бехукале, на холмах с видом на столицу Гавану. Место довольно известное - здесь во время Кубинского кризиса 1962 года базировалось советское ядерное оружие. А рядом, в Лурдесе, располагался советский радиоэлектронный центр, который использовался для перехвата сигналов связи разных служб и структур США. Считалось, что центр был одним из наиболее ценных источников информации в период холодной войны. Однако в 2002 году он был закрыт. В качестве обоснования такого решения заявлялось, что аренда центра составляла порядка 200 миллионов долларов в год, и что на эти деньги можно приобрести 20 разведывательных и информационных спутников, а также закупить примерно 100 современных РЛС, которые позволят получать такую же информацию.
Сейчас в окрестностях Бехукаля находится современный радиолокационный центр, который, по данным CSIS, подчинён третьему отделу объединённого штаба Народно-освободительной армии Китая (НОАК). На фотографиях со спутника, которые обнародовал CSIS, главный объект центра выглядит как гигантский мяч для гольфа, но в действительности это укрытие, под которым находится передовая радиолокационная антенна. В Бехукале также располагаются многочисленные устройства для обнаружения баллистических ракет и отслеживания спутников.
Менее чем в 10 километрах к северу от Бехукаля в Вахаи (американцы и тут извратили на свой лад название Wajay - в Ваджай, не уточняя, то ли это предместье Гаваны, то ли деревня в провинции Матансас) находится также объект радиоэлектронной разведки. За последние 20 лет он, по сообщениям, превратился из нескольких небольших зданий с одной антенной в 2002 году в комплекс из 12 антенн разных размеров и назначений, а также в значительные операционные и вспомогательные сооружения.
Ещё один комплекс находится около города Калабасар. На его территории, по слухам, установлено более дюжины тарелочных антенн разных размеров. Причём со временем их количество растёт, что, как предполагают аналитики CSIS, связано с изменением характера задач, решаемых объектом.
Специалисты CSIS также утверждают, что обнаружили новый комплекс, о котором ранее не сообщалось и который находится в Эль-Салао, недалеко от американской военно-морской базы Гуантанамо-Бэй. Его строительство началось в 2021 году. Сегодня здесь сооружены антенны, способные отслеживать сигналы на расстоянии от 3000 до 8000 морских миль.
Как заявляют в CSIS, эти центры радиоэлектронной разведки позволяют Китаю следить за особо секретными военными объектами на юге Соединённых Штатов.
Шиворот навыворот: обвиняя Китай, США обвиняют себя
Только во Флориде находится крупный космодромный комплекс на мысе Канаверал, штаб-квартира Южного и Центрального командования США, а также множество баз подводных лодок и других объектов. Центры также дают возможность Китаю собирать данные о таких мероприятиях, как военные учения, ракетные испытания, пуски ракет и действия подводных лодок, которые ему необходимы для составления более сложной картины военной практики США.
Первоначальной реакцией официальных лиц США на публикацию The Wall Street Journal стало заявление о нескольких неточностях, допущенных авторами статьи, однако, в чём именно они заключаются, а также комментировать общую направленность материала чиновники отказались.
Позже администрация Байдена сообщила, что Китай вёл шпионаж с Кубы на протяжении многих лет. Более того, они постоянно совершенствуют свои объекты на острове для улучшения возможностей сбора разведывательной информации.
Представитель госдепартамента Ведант Патель отметил на брифинге, посвящённом этому вопросу, что США «внимательно следят» за присутствием Китая на Кубе. «Мы знаем, что КНР будет продолжать пытаться усилить своё присутствие на Кубе, а Соединённые Штаты будут продолжать работать над тем, чтобы помешать этому», - сказал Патель, не вдаваясь в подробности.
Это заявление, очевидно, послужило толчком для американских СМИ к публикации материалов о военном присутствии Китая в регионе. Например, The Associated Press со ссылкой на неназванного американского чиновника сообщила, что Китай присутствует на Кубе в военном отношении как минимум с 2019 года.
В других американских СМИ утверждается, что наличие военных объектов КНР на Кубе свидетельствует о стремлении китайского лидера Си Цзиньпина продемонстрировать способность Китая использовать свою военную мощь в Карибском бассейне, пусть даже в виде аппаратуры для электронного шпионажа.
Указывается также, что хотя Китай вряд ли будет стремиться создать крупные наступательные силы на острове в краткосрочной перспективе, постепенное расширение его присутствия там будет оставаться постоянной проблемой для политиков в Соединённых Штатах и их региональных партнёров.
При этом вновь отличилась The Wall Street Journal, которая со ссылкой на источники из числа американских чиновников и данные разведки США написала, что Китай близок к заключению соглашения с Кубой о строительстве военного тренировочного лагеря. По словам чиновников, новый объект может предоставить Пекину возможность для потенциального постоянного размещения войск всего в 160 километрах от американского побережья.
Призрак пугает Штаты - призрак «тайваньской ответки»
Появились и публикации, утверждающие, что военное присутствие на Кубе позволит Китаю проникнуть на «задний двор США», которым в Вашингтоне привыкли считать Латинскую Америку и на котором он уже освоился в финансово-экономическом плане. Наиболее реальными странами, где Китай мог бы разместить традиционные силы, такие как самолёты и корабли, называются Венесуэла, а также Никарагуа.
При этом делается вывод, что военное проникновение Китая в регион не только укрепит его позиции в нём, но и повысит возможность и готовность НОАК проводить операции против Соединённых Штатов в Западном полушарии (!!!), и что это должно подтолкнуть Пентагон к переоценке безопасности США.
В США призывают более внимательно относиться к активности Китая и в других регионах. Например, к его стремлению расширить своё влияние в Тихом океане за пределами национальных границ или в Индийском океане. В частности, американские СМИ напомнили о соглашении по вопросам безопасности, заключённом Пекином два года назад с Соломоновыми островами, расположенными к северу от Австралии.
Это соглашение направлено на укрепление обороноспособности островов, а также на оказание гуманитарной помощи. Оно также включает пункт, который позволяет Китаю совершать морские визиты для выполнения замены материально-технического обеспечения и направлять подразделения НОАК для «защиты безопасности китайского персонала», размещённого на островах. Именно этот пункт американцы используют в качестве доказательства того, что Китай превращает Соломоновы острова в форпост своих военно-морских сил.
А четырёхдневный дружеский визит в Камбоджу, который отряд китайских кораблей совершил в мае, тут же был подан Соединёнными Штатами как стремление Пекина нарастить своё военное присутствие в Юго-Восточной Азии. Так, The Associated Press отметило, что порт Сиануквиль, где бросили якоря китайские корабли, «находится к северу от военно-морской базы Реам, где Китай профинансировал широкий проект расширения, за которым внимательно наблюдают Соединённые Штаты и другие страны из-за опасений, что он может стать новым форпостом для китайских сил». Радиостанция Voice of America, в свою очередь, сообщила, что Китай может установить постоянное военное присутствие в Камбодже и, что ещё более тревожно, проводить долгосрочную стратегию по адаптации стран Юго-Восточной Азии к своему постепенно расширяющемуся влиянию.
Следует отметить, что в Пекине и столицах тех стран, которые, по данным США, открывают двери китайскому военному присутствию, категорически отвергают даже наличие таких планов.
Заместитель главы МИД Кубы Карлос Фернандес де Коссио заявил, что, «не приведя достоверного источника или фактов, Wall Street Journal имеет целью внушить страх людям легендами о китайских военных базах, которые не существуют, и никто их не видел, включая посольство США на Кубе».
Китайские официальные представители также назвали клеветой сообщения о военных объектах КНР на Кубе. А газета Global Times написала, что «WSJ, CSIS и стоящие за ними силы стремились не к объективности и справедливости, а к созданию "грязной бомбы" общественного мнения, чтобы объединиться с Вашингтоном и подавить Китай и Кубу. Поэтому они не утруждали себя элементарной проверкой фактов и редактированием перед публикацией».
Чья бы корова мычала
Аналогичная реакция последовала и на американские публикации относительно китайского военного присутствия в других регионах. Как отмечают в Пекине, политики и средства массовой информации США, раздувая фейковые новости, фальшивую историю о том, что Китай стремится к военному проникновению в другие регионы, создают атмосферу паники и напряжённости в международных отношениях. Эта тактика США направлена на то, чтобы посеять раздор между Китаем и странами, стремящимися развивать двусторонние отношения, основанные на доверии и взаимной выгоде.
В Пекине также подчёркивают, что Китай не намерен создавать военные базы за рубежом. В этой связи возникает вопрос: а почему бы и нет? По данным издания Global Times, у Пентагона есть почти 800 зарубежных военных баз, которые окружают Китай и других соперников США. На этих базах находятся 350 тысяч американских военнослужащих.
Так, в прошлом году США получили на Филиппинах в своё распоряжение ещё четыре военных базы в дополнение к пяти уже существующим на территории этой страны. Причём одна база находится вблизи оспариваемого Южно-Китайского моря, а другая - вблизи Тайваня. Не исключено, что на них будут размещены новые армейские наземные пусковые установки Typhon, способные запускать крылатые ракеты Tomahawk (дальность до 1,8 тыс. км) и многоцелевые ракеты Standard SM-6 (дальность до 460 км). Учитывая, что расстояние от Филиппин до Китая составляет примерно 1300 километров, Tomahawk может атаковать ключевые морские коммуникации Китая в регионе и все крупные портовые города и военно-морские базы Народно-освободительной армии Китая (НОАК), расположенные на побережье.
Хорошо известно и о военном присутствии США на Тайване, за возвращение которого в родное лоно активно ратуют в Китае. По данным тайваньского телеканала TVBS, военнослужащие спецназа сухопутных войск ВС США дислоцируются в гарнизонах на архипелагах Цзиньмэнь и Пэнху в качестве военных инструкторов и обучают тайваньских военных.
Пентагон также ведёт переговоры о размещении на Тайване своих складов. Об этом в прошлом году сообщало военное ведомство Тайваня, подчёркивая, что такое решение может быть принято в связи с необходимостью помочь США в материально-техническом обеспечении в западной части Тихого океана в контексте противостояния с Китаем.
«Пять глаз» американской разведки
США также активно используют Тайвань как пункт для прослушивания материковой части. В режиме реального времени они обмениваются зашифрованными разведданными со своими партнёрами по разведывательному альянсу «Пять глаз», в который входят Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания и США.
А что можно сказать о других альянсах, которые создают или укрепляют Соединённые Штаты для подготовки к возможному военному конфликту с Китаем? Это и четырёхсторонний диалог по безопасности (QUAD) между США, Австралией, Индией и Японией, и AUKUS, в который вошли США, Великобритания и Австралия, и Partners in the Blue Pacific (PBP) с участием США, Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Японии.
Активно сколачивают США вместе с Японией и Южной Кореей своего рода «мини-НАТО». Уже достигнуты договорённости об обмене разведданными в режиме реального времени, расширении сотрудничества в области противоракетной обороны, обеспечении кибербезопасности, проведении многопрофильных учений и взаимодействии в других сферах. Цель этого союза, о чём не скрывают и в США, - совместное противостояние общим врагам, в числе которых Китай и Северная Корея.
Её же преследуют и усилия, прежде всего США, по расширению зоны действия НАТО на Азиатско-Тихоокеанский регион, о чём в очередной раз шла речь на саммите Североатлантического альянса, который прошёл 9-11 июля в Вашингтоне. В декларации, принятой по итогам работы саммита, Китай назван вызовом интересам Североатлантического альянса, и подчёркнуто, что противодействие ему будет осуществляться в рамках всего НАТО с приобщением к этой деятельности партнёров из Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно для этого на саммит были приглашены лидеры Австралии, Японии, Новой Зеландии и Южной Кореи.
С «североатлантической рожей» да в индо-тихоокеанский ряд
По большому счёту, НАТО уже активно действует в регионе. И одним из свидетельств тому являются крупномасштабные манёвры «Римпак-2024», которые в настоящее время проходят в Тихом океане. В них задействованы 40 кораблей, три подводные лодки, более 150 самолётов и 25 тысяч военнослужащих из 29 стран. И треть из них являются членами НАТО. Это прежде всего Великобритания, Германия, Франция, Италия и другие страны. Как отметил командующий ВВС Германии генерал-лейтенант Инго Герхартц, цель их участия в учениях - продемонстрировать в регионе своё европейское присутствие.
Своё «лицо» они демонстрируют, участвуя практически во всех сценариях ведения многодоменной войны, которые включают проводимые под руководством американского командования манёвры. В их числе противолодочные операции, надводные боевые действия, высадки морского десанта, многоосевая защита авианосной ударной группы… Одним из основных событий «Римпак-2024» станет потопление списанного десантного корабля ВМС США «Тарава» водоизмещением 40 тысяч тонн, который уже в качестве живой мишени выставлен у Гавайских островов.
Всё это официально подаётся как стремление участников манёвров «внести свой вклад в мир и стабильность в жизненно важном Индо-Тихоокеанском регионе». Однако даже Voice of America не скрывает, что манёвры призваны сдержать Китай. В частности, он отмечает, что уничтожение «Таравы» направлено на противодействие разработке Китаем крупных десантных кораблей и авианосцев, а также их потенциальному размещению вокруг острова Тайвань.
Global Times, в свою очередь, отметила, что выбор авианосца «Тарава» в качестве цели отражает обеспокоенность США и их союзников по поводу развития и усиления морской мощи Китая. Газета также подчеркнула, что проведение крупномасштабных манёвров «Римпак-2024» свидетельствует о стремлении Вашингтона ещё раз разжечь риторику о «китайской угрозе» и усилить региональную напряжённость.