Все дороги НАТО ведут в Румынию
НАТО стремительно наращивает своё присутствие на территории Румынии. Уже ни для кого не новость, что альянс принял решение вложить более 2 миллиардов евро в расширение и укрепление ключевой румынской военной базы НАТО «Михаил Когэлничану». Но на этом стремление Запада превратить страну в военный плацдарм не заканчивается, работа ведётся не только по развитию инфраструктуры.
Одним из ключевых вопросов для румын остаётся независимость Молдовы, которую националисты воспринимают исключительно как историческую ошибку, требующую скорейшего исправления. В самой Молдове подобной позиции придерживаются далеко не все. Сближение с Румынией населением воспринимается с плохо скрываемым страхом, однако для Запада эта двойственность настроений только на руку.
Реваншизм по-румынски
Заставить людей воевать или даже просто готовиться к войне довольно сложно. Обычно одни лишь разговоры о мрачной перспективе вызывают тревогу и волнение, а вовсе не желаемую воинственность. Совсем по-другому дела обстоят тогда, когда милитаристские идеи оборачиваются в красивую обёртку «восстановления исторической справедливости» и «возвращения своего».
Идея «Великой Румынии», подразумевающая создание государства, контролирующего все территории, населённые этническими румынами, была наиболее актуальна в годы Королевства Румынии (1881-1947) и закончилась тем, что страна выступила во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии, которая оказывала немалую поддержку в реализации румынских националистических амбиций.
После войны идея, казалось бы, была похоронена, однако уже в 1990-е началось её постепенное возрождение. Националистические партии, появлявшиеся в то время, открыто заявляли о своих амбициях и желаниях. Более того, СССР из страны-освободительницы превратился в глазах румын в «империю зла», которая лишила их Бессарабии, Северной Буковины, Северной Трансильвании и Южной Добруджи.
Взрастить истинную русофобию в Румынии оказалось достаточно сложно. Россия находилась слишком далеко, а собственные проблемы подрезали крылья размаху имперских амбиций. Впрочем, идея «воссоединения» с Молдовой была актуальна всегда.
Украинский конфликт стал для Румынии шансом. Находящаяся у власти в соседней Молдове Майя Санду не скрывает своего стремления к молдавско-румынской унии, требуя именовать язык своего народа румынским. Её сторонники по партии и члены её правительства также не сдерживают своего оптимизма относительно вероятного объединения, воспринимая его в том числе и как возможность собрать достаточно сил для того, чтобы военным путём «вернуть Приднестровье».
СВР России неоднократно заявляла о том, что молдавские и румынские власти поддерживают концентрацию подразделений НАТО в регионе и вынашивают планы по проведению силовых операций, в том числе и на территории Приднестровья. Российский посол в Бухаресте Валерий Кузьмин ещё в 2023 году заявлял, что в румынских политических кругах десятилетиями обсуждается идея возрождения «Великой Румынии», претензии которой касаются территорий Молдовы, Северной Буковины и причерноморских земель Украины.
От слов к делу
Чем дольше культивируются националистические и реваншистские идеи, тем выше вероятность того, что они перейдут в стадию реализации, и сейчас можно наблюдать постепенное движение румын именно в этом направлении.
С приходом к власти в США Трампа НАТО стало нестабильно. Прежние программы смещаются или отменяются вовсе, а фантазии о едином Западе обернулись разрушенной иллюзией, которая, в свою очередь, создала «окно возможностей» для румынских властей, чем они торопятся воспользоваться.
Как и всегда, речь идёт о войне и подготовке к ней. Министерство обороны Румынии направило в парламент запрос на одобрение программы приобретения 270 основных танков, которые должны пополнить устаревший парк имеющейся техники. Основной запрос касается американских M1A2 Abrams и немецких Leopard 2. Также Reuters пишет, что Румыния планирует начать совместное с Украиной производство военных БПЛА.
Чуть ранее США одобрили продажу Румынии 44 гусеничных десантных машин-амфибий AAV-7, которым румынские националисты в сети очень радовались, представляя сценарии вооружённого конфликта, при котором эти боевые машины форсируют Днестр.
Справедливости ради, как и для многих других западных стран, для Румынии актуальна проблема не только устаревшей техники, но и отсутствия живой силы, готовой умирать за амбиции властей. Недавно румынский министр обороны Ионут Мотяну пожаловался на пресс-конференции, что средний возраст резервистов Румынии находится в районе 48 лет, что, по его мнению, «неприемлемо для современных и быстрореагирующих вооружённых сил».
Одновременно с этим власти страны одобрили новый закон о введении расширенной программы военной подготовки резервистов, целью которой станет более полноценное обучение, после которого «румыны должны захотеть добровольно перейти к полноценной воинской службе».
«Покупать» рекрутов в Румынии планируют почти так же, как сейчас молодёжь в ВСУ завлекают на Украине. Потенциальным резервистам предлагают полноценную зарплату и премию по завершении подготовительной программы. Что важно, на роль будущих военных рассматриваются не только мужчины, но и женщины.
Несмотря на то что львиная часть западных военных поставок сейчас направляется на Украину и пройдут годы, прежде чем Румыния сможет в полном объёме выполнить свои планы по перевооружению и модернизации армии, уже сейчас фокус внимания Запада на этой восточноевропейской стране очевиден.
Страна-аэродром НАТО у границ России
По своему значению для НАТО Румыния в последнее время почти нагнала Польшу. Уже упоминавшееся ранее расширение военной авиабазы НАТО «Михаил Когэлничану» вовсе не случайно и не относится к категории тех западных программ по развитию военного потенциала, которые делаются с оглядкой на будущее.
Данный шаг - не просто бряцание оружием у границ России, а банальная необходимость, которая возникла вследствие украинского конфликта. Запад стремится «сдержать» Россию в регионе, и для этого нужен плацдарм, отправная точка. Украине отведена роль прокси, Венгрия и Словакия слишком ненадёжны ввиду проведения самостоятельной независимой политики, Польша и Турция слишком сосредоточены на своих амбициях и по мере усиления рискуют стать слишком опасны, а Румыния обладает не только крайне выгодным географическим положением, но и легко управляема. Недавние выборы, которые успешно были сорваны и сфальсифицированы, в том числе руками французских спецслужб, окончательно закрепили за Румынией статус удобного инструмента Запада.
Единственным недостатком является малая пропускная способность логистических хабов страны. Хотя Румыния и служит одной из главных баз НАТО в Причерноморье, откуда оружие и боеприпасы текут на Украину, именно сложности и ограничения возможностей поставок подтолкнули Запад вкладываться в Румынию.
В реальности расширение военных аэродромов в Румынии не является единичным и охватывает практически всю румынскую военную инфраструктуру.
Военные аэродромы в условиях современной войны играют ключевую роль, и это становится всё более очевидным. Уже сейчас западные самолёты-разведчики, базирующиеся в Румынии, стали «незаменимыми» в украинском конфликте, а расширение имеющейся инфраструктуры позволит дополнить их и более важными инструментами войны, в том числе и стратегическими бомбардировщиками, способными нести ядерное оружие.
Воевать Румынию готовят основательно. Командующий сухопутными войсками Франции генерал Пьер Шиль в интервью Valeurs actuelles заявил, что под предлогом военных учений НАТО Dacian Fall Франция перебросила в Румынию более пяти тысяч военных. Также, по его словам, помимо озвученных сил в учениях примут участие военные из других десяти стран альянса. Свой комментарий он закончил мрачными словами о том, что «нужно быть готовыми в любой момент вступить в бой, даже с сегодняшнего вечера, если потребуется».
Прокси-буфер на границе России
Сейчас на Западе уже никто и не скрывает, что главным приоритетом НАТО становится выстраивание антироссийского восточного фланга. Страны Балтии, Польша, Румыния с Болгарией должны стать полем сражения в возможной войне против России.
Одной из возможных причин начала конфликта, о которой прямо говорят в Европе, а особенно во Франции, является прорыв ВС РФ к Одессе. Ещё в 2023 году французская пресса и высокопоставленные военные говорили о готовности Парижа отправить военный десант, чтобы «помочь» украинцам удержать город, если фронт рухнет.
В действительности же, несмотря на то что подобная риторика звучит как проукраинская, речь идёт о фактическом разделе Украины. Для Бухареста, который воспринимает Северную Буковину как свои исконные территории и часть «Великой Румынии», подобный сценарий остаётся желанным.
При этом нельзя не заметить того, что фоном происходят, казалось бы, совершенно противоположные по смыслу события. Программы развития восточного фланга НАТО делают ставку именно на национальные армии, а не на единую систему, как это было ранее.
Пока военная инфраструктура Польши и Румынии стремительно развивается, а национальные вооружённые силы накачивают остатками оружия, которое ещё не успели отправить Украине, основные игроки альянса в лице США и Британии, наоборот, отходят в сторону.
В Белом доме открыто призывают сократить американский военный контингент в Европе, особенно в тех странах, что находятся в непосредственной близости от России, с перспективой полного вывода в будущем. Подаётся это как жест доброй воли и разрядки в отношениях с Москвой, а также как желание Вашингтона меньше платить за европейскую безопасность. Однако на этом фоне участились разговоры о создании нового военного союза, так называемого «малого НАТО», в который сможет вступить, в том числе, и оставшаяся после завершения конфликта часть Украины, и на участников которого не будет распространяться пресловутая 5-я статья устава НАТО о коллективной безопасности.