Милитаризация Молдовы: под диктовку Брюсселя или Вашингтона?
© flickr.com/thenationalguard
Служащие национальной гвардии США и молдавские солдаты тренируются вместе во время учений «Огненный щит» в учебном центре Бульбоака, Молдова.

Милитаризация Молдовы: под диктовку Брюсселя или Вашингтона?

Майя Санду неофициально привела страну в НАТО. Чем может обернуться такая «скрытая интеграция»?
24 июля 2025, 11:00
Реклама
Милитаризация Молдовы: под диктовку Брюсселя или Вашингтона?
© flickr.com/thenationalguard
Служащие национальной гвардии США и молдавские солдаты тренируются вместе во время учений «Огненный щит» в учебном центре Бульбоака, Молдова.
Читайте нас на: 

Молдова юридически остаётся нейтральным государством. Согласно статье 11 Конституции, страна провозглашает постоянный нейтралитет и запрещает размещение на своей территории иностранных военных формирований. Этот статус закреплён с момента независимости и является краеугольным элементом государственной идентичности, особенно после конфликта в Приднестровье 1992 года.

Однако с 2022 года - после начала специальной военной операции на территории соседней Украины - Кишинёв начал фактически пересматривать трактовку нейтралитета. Президент Майя Санду и министр обороны Анатолий Носатый не раз заявляли, что «нейтралитет не гарантирует безопасности», а потому стране необходимы реформы и модернизация вооружённых сил.

Такое смещение курса сопровождается увеличением оборонных расходов, активным сотрудничеством с ЕС, США и некоторыми странами-членами НАТО. Также проводятся совместные учения, поставляется техника и организуется обучение военных.

Формально Молдова остаётся вне военных блоков, но практические шаги указывают на постепенный отход от политики полного военного невмешательства, особенно в контексте угроз «гибридного характера», включая кибербезопасность, беспилотные технологии и влияние иностранных разведок.

Министр обороны Молдовы Анатолий Носатый.
© flickr.com/latvianmfa
Министр обороны Молдовы Анатолий Носатый.

В этих условиях нейтралитет начинает восприниматься не как защита, а как юридическое ограничение, мешающее интеграции в западную систему безопасности. Это вызывает острые дебаты внутри страны, а также критику со стороны оппозиции.

Военные реформы и стратегия: шаги к новой армии

После 2022 года оборонный сектор Молдовы вступил в фазу ускоренных реформ. Власти республики начали системную модернизацию армии, оправдывая это необходимостью «адаптации к новым угрозам» - как внешним, так и внутренним. Впервые за многие годы был выработан комплексный подход к вопросам безопасности, обозначенный в Концепции национальной обороны на 2023-2030 годы.

Ключевые направления реформ включают следующие шаги:

1. Увеличение оборонного бюджета.
Если в 2021 году Молдова тратила на армию менее 0,4 % ВВП, то к 2023 году цифра выросла до 0,55 %, а к 2030 планируется достичь 1 % ВВП - беспрецедентный рост по местным меркам. Этот шаг объясняется необходимостью замены устаревшей техники (по заявлениям Минобороны, до 90% техники - советского образца), профессионализации личного состава, повышения мобильности и устойчивости к угрозам «гибридного» характера.

2. Реформа структуры вооружённых сил.
Переход от мобилизационной модели к компактной, профессиональной армии стал ключевым вектором. Минобороны заявляет о сокращении числа резервистов в пользу контрактников, росте вложений в командные центры, связи и разведку, упоре на мобильные, хорошо подготовленные подразделения.

Дополнительно разработана Программа по развитию национальной оборонной промышленности, призванная создать хотя бы частичную автономию в производстве и обслуживании техники.

3. Переход к западным стандартам.
В основе реформ - стандарты НАТО и «глубокая совместимость» с силами ЕС. Сюда входят унификация формата командования, модернизация штабов, повышение качества обучения на основе западных методик (включая офицерские курсы за границей), участие в многонациональных учениях, таких как Dragon Pioneer, Sea Breeze, Rapid Trident и др.

По сути, армия Молдовы сегодня - это не член НАТО, но партнёр, действующий в тесной координации с альянсом, что в глазах критиков выглядит как скрытая интеграция в военный блок в обход формального членства.

Если получилось с Украиной, почему бы не использовать Грузию и Молдову против России.
© flickr.com/eucom
Если получилось с Украиной, почему бы не использовать Грузию и Молдову против России.

Кроме того, после начала СВО Кишинёв активизировал обсуждение создания подразделений территориальной обороны, которые могут быть мобилизованы в условиях угроз. Это часть общей концепции «оборонного резерва», который должен дополнять регулярные силы в случае кризиса.

Западные поставки: вооружение нейтральности или подготовка к конфронтации?

Одним из самых заметных признаков милитаризации Молдовы стало резкое увеличение военной помощи со стороны Запада.

Хотя страна формально остаётся нейтральной, на практике она уже получает технику, обучение и снаряжение от ЕС, США и других партнёров НАТО. Эти поставки не афишируются как помощь альянса, но фактически они ведут к глубокой трансформации молдавских вооружённых сил.

С 2014 года США стали крупнейшим индивидуальным донором обороны Молдовы: поставлены внедорожники HMMWV (Humvee), транспортные средства и прицепы, проведены программы обучения личного состава в рамках инициатив по укреплению восточноевропейской безопасности, поддерживаются усилия по улучшению командных центров и системы связи. Вашингтон регулярно использует военное сотрудничество с Кишинёвом в качестве геополитического сигнала Москве: Молдова рассматривается как точка «демонстрации приверженности» стабильности региона.

ЕС активизировал военную помощь с 2022 года в рамках Европейского фонда мира (European Peace Facility): только в 2024-2025 годах Молдова получит не менее 60 млн евро на нужды обороны, профинансированы поставки систем ПВО малого радиуса действия, радаров, бронемашин, индивидуального снаряжения, дронов и средств связи. Особое внимание ЕС уделяет небоевым, но стратегическим компонентам - наблюдению, логистике, штабному управлению.

Например, ФРГ уже передала Молдове партию бронетехники Piranha III и поддерживает программы технической помощи, ориентированные на формирование мобильных бронегрупп. А с Парижем подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере, включающее стажировку молдавских офицеров во Франции, поставку радаров наземного контроля, поддержку создания многофункционального командного центра.

Военнослужащие молдавской армии давно проводят тренировки на натовских полигонах.
© flickr.coms/7armyjmtc
Военнослужащие молдавской армии давно проводят тренировки на натовских полигонах.

Молдова активно участвует в многосторонних учениях, проводимых США и НАТО на территории Румынии и Болгарии. Несмотря на формальную нейтральность, офицеры проходят обучение в западных военных академиях.
Все поставки идут вне рамок официальной натовской программы вооружения, через двусторонние или европейские механизмы. Но поскольку техника натовского образца требует соответствующей стандартизации в войсках, тренировки ведутся по методикам альянса, обучение нацелено на «операционную совместимость» с силами НАТО. Критики называют это «мягкой военной интеграцией», происходящей без референдумов и общественного согласия. Оппозиционные силы заявляют, что «нейтралитет Молдовы сдан в аренду».

Политико-правовой аспект: нейтралитет как формальность

Пожалуй, главное противоречие современной военной политики Молдовы - это расхождение между юридически закреплённым нейтралитетом и практическими шагами, всё ближе подводящими страну к сотрудничеству с западными военными структурами. Это расхождение порождает внутренний политический конфликт, углубляет раскол общества и ставит под вопрос реальную независимость решений Кишинёва.

Как уже упоминалось, статья 11 Конституции Республики Молдова гласит: «Республика Молдова провозглашает свою постоянную нейтральность. Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооружённых сил других государств».

Однако военная техника и инструкторы из США, ЕС, Германии и Франции уже действуют на территории страны; армия готовится к интероперабельности с НАТО; военные расходы растут, как и глубина международной вовлечённости.

В ответ на критику власти заявляют, что «нейтралитет - это не беззащитность», и подчёркивают, что речь идёт об «оборонительной модернизации», а не интеграции в альянс. Тем не менее оппозиция и ряд экспертов рассматривают это как умышленное размывание правового статуса нейтралитета.

Партии, ориентированные на Россию, активно критикуют милитаризацию: заявляют о потере суверенитета, обвиняют руководство в исполнении указаний извне (Брюсселя и Вашингтона), призывают к референдуму о статусе нейтралитета.

Среди населения вопрос остаётся спорным: по опросам (данные 2024-2025 гг.), более 55 % граждан выступают за сохранение нейтралитета, но поддержка военной помощи растёт среди молодёжи и жителей крупных городов.

Президент и премьер-министр Молдовы опасаются нападения России.
© globallookpress.com
Президент и премьер-министр Молдовы опасаются нападения России.

Президент Майя Санду, премьер Дорин Речан и министр обороны Анатолий Носатый в публичных заявлениях делают акцент на «необходимости защиты в условиях угрозы со стороны России», «гибкой интерпретации нейтралитета» и «праве Молдовы усиливать свою обороноспособность, не вступая в альянсы». Таким образом, официально Кишинёв не нарушает Конституцию, но фактически отходит от её духа, подменяя нейтралитет «безальянсным сближением» с военными структурами Запада.

В долгосрочной перспективе сохраняется риск оспаривания поставок и учений через Конституционный суд, политического кризиса в случае победы оппозиции, которая может поставить под сомнение международные соглашения, усиления независимых тенденций в Гагаузии и Приднестровье, которые уже воспринимают сближение с НАТО как угрозу.

Геополитические риски: на линии разлома

Милитаризация Молдовы и ускоренное сближение с Западом происходят не в вакууме - они становятся частью более широкой конфронтации между НАТО и Россией в Восточной Европе. Несмотря на заявления о «дефенсивной модернизации», в Москве действия Кишинёва рассматриваются как прямая угроза интересам России и Приднестровья.

Москва последовательно обвиняет молдавские власти в потере нейтралитета под давлением Запада, попытках втянуть страну в военную инфраструктуру НАТО, провоцировании напряжённости в Приднестровье.

Заявления официальных лиц РФ (включая Лаврова и Захарову) указывают на то, что Россия оставляет за собой право отреагировать, если ситуация «перейдёт красную черту».

Нерешённый приднестровский конфликт становится точкой потенциального военного обострения: Кишинёв официально заявляет о мирной реинтеграции, однако в риторике появились намёки на возможность «жёстких сценариев» в случае дестабилизации.

Приднестровье, со своей стороны, провозгласило независимость и заявляет об угрозе с Запада. Оно активно сотрудничает с Россией, имеет значительные запасы советского оружия и часть военной инфраструктуры.

Наличие складов в Колбасне, охраняемых российским контингентом, создаёт точку напряжения - теоретически любые попытки Молдовы взять эти объекты под контроль могут привести к военному столкновению.

Молдова оказывается в геополитическом треугольнике: Украина - Румыния - Россия. Каждый из этих игроков по-своему влияет на ситуацию: Румыния активно лоббирует сближение Кишинёва с НАТО, оказывает политическую, экономическую и военную поддержку. Украина заинтересована в демилитаризации Приднестровья, так как считает его тыловой угрозой. Россия стремится сохранить влияние на территории к западу от Днестра.

Оперативная группа российских войск в Приднестровье.
© РИА Новости
Оперативная группа российских войск в Приднестровье.

Любое обострение на юго-западном фланге - будь то провокация, киберинцидент или локальный конфликт - способно быстро перерасти в региональный кризис, особенно в условиях продолжающегося СВО на Украине.

На фоне военных реформ, поставок техники и политического сближения с ЕС и США нейтралитет Молдовы постепенно превращается в формальность. Власти Кишинёва ведут линию на укрепление безопасности через западные механизмы - в обход формальных альянсов, - что вызывает напряжение внутри страны, тревожную реакцию в Москве, рост рисков в зоне Приднестровья. Таким образом, милитаризация Молдовы - это не просто внутреннее решение, а часть широкой геополитической перестройки региона, где каждая линия снабжения, каждый броневик и каждый радар становятся не элементами обороны, а заявлением о выборе стороны.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама