Представители Народного собрания Гагаузии и Еврейской общины Молдовы потребовали изъять новый учебник истории из-за «некорректного отражения преступлений против человечности, совершённых в Бессарабии и Приднестровье румыно-фашистами».

Нацизм в Молдове больше, чем нацизм

Румыны считают Молдову «географическим недоразумением», которое должно раствориться, а президент Санду, гражданка Румынии, потворствует реабилитации нацистских преступников
20 августа 2025, 06:45
Реклама
Нацизм в Молдове больше, чем нацизм
© Соцсети
Представители Народного собрания Гагаузии и Еврейской общины Молдовы потребовали изъять новый учебник истории из-за «некорректного отражения преступлений против человечности, совершённых в Бессарабии и Приднестровье румыно-фашистами».
Читайте нас на: 

Нацизм в Молдове не является массовым политическим явлением в классическом смысле, однако его отдельные проявления нарастают, преимущественно в форме радикального национализма, ксенофобии, восхваления нацистских коллаборационистов и атак на символы Победы.

Идеологическая подоплёка: от национализма к ксенофобии

Румынский этнонационализм стремительно проникает в образовательную систему Молдовы, начиная со школьных учебников и заканчивая программами вузов. Главный нарратив - идея «единого румынского народа» и трактовка Молдовы как «временно отделённой территории Румынии».

В 2010-х годах в ряде лицеев Кишинёва и других молдавских городов была внедрена дисциплина «История румын», заменившая «Историю Молдовы». Хотя формально этот курс был представлен как более «широкий» взгляд, по сути он полностью исключал молдавскую идентичность. В учебниках, изданных при поддержке Министерства образования Румынии, утверждается, что: «Молдова - историческая провинция Румынии», а маршал Антонеску, руководивший румынскими войсками при нападении на СССР и участвовавший в Холокосте на территории Бессарабии и Транснистрии, - государственный деятель, «попытавшийся восстановить справедливость».

Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко и Н.С. Хрущёв общаются с бессарабскими крестьянами, 1940 г.
© waralbum.ru
Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко и Н.С. Хрущёв общаются с бессарабскими крестьянами, 1940 г.

При этом Румыния активно финансирует лицеи, колледжи и факультеты, где обучение ведётся исключительно по румынским программам.

В университетах Молдовы проводятся конференции и публичные лекции, где спикеры из Румынии открыто продвигают идею унионизма. Например, в 2023 году на круглом столе, посвящённом «румынской идентичности», прозвучало заявление такого содержания: «Каждый студент Молдовы должен понимать, что он румын по крови и долгу - и это не подлежит дискуссии».

В результате местная молодёжь всё чаще воспринимает русский язык и русскоязычных как «чуждых» или «угрожающих» молдавской государственности персон. Символы Победы над фашизмом (Георгиевская лента, памятники советским воинам) подвергаются вандализму, а в социальных сетях появляются мемы и лозунги, высмеивающие «совков», ветеранов и русскоязычное население, нередко с неприкрытой ненавистью.

Таким образом, ревизия истории становится одним из ключевых инструментов идеологического воздействия на общественное сознание. В рамках этой политики активно продвигается героизация легионеров «Железной гвардии» - ультранационалистической и фашистской организации, ответственной за насилие и антисемитизм в межвоенный период. Одновременно происходит умаление решающей роли Красной армии в освобождении Европы от нацизма. Советский период всё чаще обозначается в учебниках и публичной риторике как «оккупация», что искажает историческую правду и способствует формированию враждебного отношения к общей памяти народов, победивших нацизм. И это не только разделяет общество, но и подрывает основы антифашистской идентичности региона.

За примерами далеко ходить не надо: именно Майя Санду в 2022 году назвала советский период «оккупацией» и поддержала переименование улиц и памятников, связанных с советским прошлым. А министр образования Дан Перчун выступил за «деколонизацию учебной программы» и «расширение изучения румынской идентичности».

В молдавских школах история Великой Отечественной войны подменяется термином «Вторая мировая», а роль Красной армии сводится к «военной оккупации Бессарабии». Удалены или переработаны главы, посвящённые подвигам советских солдат и партизан.

Жители Кишинёва приветствуют части Красной армии, освободившие город, август 1944 г.
© waralbum.ru
Жители Кишинёва приветствуют части Красной армии, освободившие город, август 1944 г.

Такая политика приносит свои ядовитые плоды: нацистская символика и неонацистские лозунги всё чаще появляются не только в интернете, но и на уличных акциях. Этот феномен тесно связан с ревизией истории, героизацией ультраправых движений и агрессивной националистической пропагандой.

В 2023 году на акции в поддержку «деколонизации» в Кишинёве были замечены участники с нашивками и слоганами, отсылающими к «чистоте нации» и «борьбе с русским влиянием». А Telegram-каналы, ориентированные на «румынское единство», распространяют материалы с лозунгами «Un neam, un stat, un dușman» (Один народ, одно государство, один враг).

Подобные процессы ведут к радикализации молодёжи, усилению ксенофобии и антисемитизма. И речь идёт уже не о маргинальных группах, а о сформированной прослойке, воспринимающей нацизм как «альтернативу деградировавшей демократии». Идеологическая подмена понятий, где фашизм представляется «национальной гордостью», а антифашизм - «импортированной оккупацией», уже сегодня формирует фундамент для будущих конфликтов.

Кто продвигает идею «Великой Румынии»?

В политической жизни Румынии всё более заметен крен к этническому шовинизму, прикрытому риторикой «национального единства». Партия AUR («Альянс за объединение румын») открыто заявляет о том, что главная цель - воссоединение с Молдовой. Лидер партии Джордже Симион в 2022 году организовал марш «Unirea», в ходе которого призывал к ликвидации молдавской государственности. AUR имеет ячейки в Молдове, которые действуют через НПО, молодёжные клубы и Telegram-каналы.

Активно действует и Платформа «Акция-2012». Она работает на территории Молдовы и в АТО Гагаузия, распространяет пособия для учителей, буклеты и книги, где Молдова обозначена как «временно оккупированная часть Румынии». Не отстают и румынские государственные СМИ, такие как TVR Moldova и Radio România Chișinău, которые регулярно транслируют контент с унионистским подтекстом, а в ряде вузов Румынии преподаватели, не стесняясь, заявляют, что Молдова - это «географическое недоразумение».

Таким образом, этнический шовинизм подменяет понятие патриотизма: на практике отрицается существование молдавского народа, языка и культуры. Идея «объединения» навязывается даже ценой утраты суверенитета и государственности. Подобные установки угрожают внутренней стабильности Молдовы, провоцируя раскол между регионами, этносами и конфессиональными группами.

Джордже Симион на митинге AUR, 15 июня 2024 г.
© wikipedia.org
Джордже Симион на митинге AUR, 15 июня 2024 г.

Продвижение идеи «Великой Румынии» - это не культурный обмен и не интеграция, а геополитический проект, в основе которого - ассимиляция, идеологическое давление и экспансия. Он направлен не на партнёрство, а на поглощение.

Правящая партия PAS («Действие и солидарность») и президент Санду официально дистанцируются от радикальных националистических и ревизионистских движений. Однако их молчаливое одобрение или бездействие по отношению к антисоветской риторике и разрушению исторической памяти порождают серьёзные опасения.

Плевок в будущее

На территории Молдовы в последние годы активно действуют молодёжные организации, НПО и фонды, финансируемые западными грантодателями, которые продвигают политику так называемой «исторической деколонизации». Формально целью этих структур является борьба с «советским наследием» и «имперским влиянием», но на практике всё выливается в реабилитацию коллаборационистов и переписывание истории в духе румынского этнонационализма.

Например, Фонд Konrad Adenauer Stiftung (Германия) организует исторические семинары для молодёжи, в которых СССР трактуется как «оккупант Бессарабии», а герои борьбы с советской властью - как «национальные борцы за свободу». Фонд Soros Moldova поддерживает проекты по «переписыванию» школьных учебников, продвижению новых подходов в преподавании истории, где почти не упоминаются преступления нацизма, но широко раскрыта тема «советской тирании». Ассоциация «Молодёжь за Европейскую Молдову» занимается обучением «новым взглядам на историю» с опорой на западную методологию, но по сути ведёт пропаганду прозападного ревизионизма.

Именно молодёжные образовательные инициативы становятся главным каналом влияния: тренинги, лагеря, курсы и «патриотические академии» формируют у молодых людей односторонний, антироссийский и антисоветский образ истории, в котором всё советское - это зло, а антисоветское - «добро».

Такая бинарная логика стирает границы между борьбой за свободу и пособничеством нацизму. Формируется новое поколение, оторванное от исторической правды, воспитанное в духе враждебности к собственной многонациональной истории. Историческая деколонизация превращается в инструмент идеологической колонизации, только под другим флагом. Поддержка подобных инициатив западными фондами ведёт к росту антагонизма внутри страны, особенно между русскоязычными и румыноязычными гражданами.

Особый упор сделан на молодёжь.
© euneighbourseast.eu
Особый упор сделан на молодёжь.

В TikTok и Instagram особенно активны блогеры, тиражирующие патриотический контент с легионерской риторикой и антисоветскими лозунгами, что способствует некритическому усвоению ложных исторических нарративов.

Молодёжь воспринимает Вторую мировую войну не как борьбу добра со злом, а как геополитическую схватку, в которой можно оправдать и нацистов, и коллаборационистов. Подобная идеологическая обработка подталкивает молодёжь к участию в радикальных организациях, где распространены идеи этнического превосходства, шовинизма и антикоммунизма - часто в самых агрессивных формах.

В то же время, несмотря на официальный запрет на пропаганду фашизма, в приграничных районах Молдовы, особенно с сильным румыно-националистическим влиянием, периодически проводятся неофициальные акции, приуроченные к так называемому «Дню легионера» - дате, связанной с памятью о деятелях фашистской организации «Железная гвардия».

Такого рода акции были зафиксированы в Унгенах, Окнице, Фэлештах и Кагуле, где действуют молодёжные клубы и НПО, связанные с румынскими структурами. Формально мероприятия подаются как «патриотические чтения», «исторические реконструкции» или «дни национальной памяти», однако в них звучат речи с отсылками к «мученикам нации», «борцам с большевизмом» и «настоящим христианским лидерам» - то есть к легионерам. Часто на таких мероприятиях используются запрещённые символы, напоминающие фашистские: зелёные рубашки, чёрно-красные флаги, цитаты из легионерской литературы.

Память о легионерах в Молдове - не просто локальный курьёз. Это угроза будущему, где фашизм снова может быть принят под личиной «национального освобождения».

Борьба против здравого смысла

Политическая и информационная повестка в Молдове всё чаще окрашивается в агрессивные антироссийские тона, что приводит к обострению межэтнических и религиозных противоречий внутри страны. Под лозунгами «борьбы с дезинформацией» и «защиты демократии» усиливается русофобская риторика, направленная не только против внешнего врага, но и против внутренних оппонентов власти - прежде всего тех, кто сохраняет пророссийские взгляды или придерживается традиционных (в том числе православных) ценностей.

Лейблы вроде «пятая колонна», «агенты Кремля», «ватники» и даже «враги Европы» стали обычной лексикой в публичных выступлениях, телеэфирах и соцсетях, связанных с проевропейским лагерем. Эти термины используются как политическое оружие против оппозиции, журналистов, активистов, священнослужителей и всех, кто выражает несогласие с официальным курсом властей.

Митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир (в центре) у собора Рождества Христова в Кишинёве.
© РИА Новости
Митрополит Кишинёвский и всея Молдовы Владимир (в центре) у собора Рождества Христова в Кишинёве.

Каноническая Православная церковь Молдовы, находящаяся в юрисдикции Московского Патриархата, регулярно становится мишенью нападок со стороны чиновников и проевропейских активистов. Власти инициировали процесс «духовной деколонизации», под которым фактически понимается давление на верующих и попытка политизировать религиозную сферу. Некоторые священнослужители были вызваны на допросы или получили административные штрафы за критику официальной позиции по Украине или за «неправильную» символику.

В русскоязычной среде усиливается ощущение маргинализации и дискриминации - их язык, культурные символы и даже память о Второй мировой войне подвергаются систематическому вытеснению. Приднестровский и гагаузский вопросы вновь становятся актуальными. На этом фоне любое проявление автономного мышления воспринимается как угроза единству государства.

В Молдавии, где усиливается политическое и информационное давление, всё чаще происходят случаи открытой агрессии в адрес представителей национальных меньшинств - гагаузов, болгар, россиян и даже украинцев, которые не поддерживают официальную политику властей. Особенно тревожен тот факт, что подобные высказывания остаются безнаказанными, даже если звучат из уст чиновников, медийных лиц или популярных блогеров.

В Facebook, Telegram, TikTok регулярно появляются посты и комментарии, содержащие откровенно ксенофобские высказывания:

- «Гагаузы - агенты Москвы»,

- «Болгары - паразиты, сидящие на шее страны»,

- «Русские - вон в Россию»,

- «Украинцы, которые против Европы - предатели».

Эти высказывания нередко сопровождаются призывами к ограничению прав, лишению гражданства, отказу от автономий и даже депортациям.

В 2023-2024 годах были зафиксированы случаи, когда отдельные депутаты, члены НПО, лояльные к правящей партии, и чиновники допускали в эфирах или на митингах фразы с признаками этнического унижения, однако не понесли за это никакой ответственности.

Например, один из муниципальных советников Кишинёва в интервью назвал гагаузов «троянским конём Кремля». Жалобы в прокуратуру были проигнорированы. Аналогично, проевропейские блогеры открыто заявляют: «Если вы не поддерживаете ЕС - значит, вы не молдаване», формируя атмосферу национального отторжения.

Участники митинга в поддержку главы Гагаузии Евгении Гуцул в Комрате (центр автономии).
© РИА Новости
Участники митинга в поддержку главы Гагаузии Евгении Гуцул в Комрате (центр автономии).

Государство, игнорирующее язык ненависти, теряет легитимность в глазах этнических и религиозных меньшинств. Это создаёт угрозу внутренней дестабилизации и международных претензий.

Нацизм в Молдове - это не только исторический вызов, но и угроза будущему. Игнорируя корни этнической розни, героизируя пособников нацизма и разрушая символы памяти, страна рискует войти в полосу идеологического радикализма. Но, видимо, Майю Санду и её партию это вполне устраивает.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама