Китай Америке больше не враг. И не друг. А как?
© flickr.com/compacflt
Америка будет противостоять Китаю в Тихоокеанском регионе, опираясь на свои силы и привлекая союзников.

Китай Америке больше не враг. И не друг. А как?

Военно-политическая стратегия США в Индо-Тихоокеанском регионе предполагает, что отношения с Китаем в наступающем году будут развиваться в сторону эскалации напряжённости
23 декабря 2025, 11:00
Реклама
Китай Америке больше не враг. И не друг. А как?
© flickr.com/compacflt
Америка будет противостоять Китаю в Тихоокеанском регионе, опираясь на свои силы и привлекая союзников.
Читайте нас на: 

Китай больше не враг Соединённых Штатов. Так, во всяком случае, вытекает из новой национальной стратегии безопасности США, обнародованной 5 декабря. Если в предыдущих таких документах прямо говорилось, что он является главным американским противником, то в новой нет ни одного слова на этот счёт. Хотя в подобный разворот Соединённых Штатов верится с трудом.

Тем более что и сама стратегия в этом плане противоречивая, а главное - конкретные действия США ясно показывают, что для них Китай по-прежнему остаётся главным соперником, главным противником и главным врагом. 

Pax Silica против Pax Sinica

Взять, к примеру, отношения двух стран в экономике, которые авторы стратегии попытались показать в позитивном ключе. В частности, в ней отмечается, что Китай адаптировался к изменению тарифной политики США и что Белый дом попытается сбалансировать экономические отношения с ним, отдавая приоритет взаимности и справедливости.

Однако уже через несколько дней после публикации стратегии стало известно, что США создают альянс Pax Silica, чтобы противостоять доминирующему положению Китая в сфере добычи важнейших полезных ископаемых и его растущей роли в качестве центра искусственного интеллекта и других технологий.

Подписание Декларации Pax Silica.
© state.gov
Подписание Декларации Pax Silica.

Pax Silica, который объединит США, Сингапур, Австралию, Японию, Южную Корею и Израиль, также направлен на совместные исследования и разработку производственных и инфраструктурных проектов, призванных противостоять китайской инициативе «Один пояс, один путь». Причём Китай лишается возможности «покупать порты, основные автомагистрали, транспортные и логистические коридоры».

Конечно, эти действия можно объяснить конкуренцией, соперничеством в экономике. Однако нельзя не увидеть в них ещё одно проявление враждебности американских намерений, стремления Соединённых Штатов нанести серьёзный удар по экономике Китая, сдержать его развитие. Правда, в Пекине довольно спокойно отреагировали на Pax Silica, так как, с одной стороны, надо полагать, посчитали, что при реализации инициативы всё может пойти не по американскому плану из-за конфликта интересов между членами альянса.

А с другой - высокий уровень интеграции со многими странами позволяет Китаю успешно обходить все американские препоны, что он делал уже не раз. Одним словом, при всей значимости для Китая торгово-экономических отношений с США, в Пекине никогда не считали их определяющими в развитии страны.

Другое дело - Тайвань. Его возвращение в родное лоно - Pax Sinica - считается жизненно важной задачей всего китайского народа. И в Пекине предпринимают немалые усилия, чтобы добиться её решения, прежде всего, подчеркну это особо, мирным путём. Однако Соединённые Штаты намерены препятствовать вплоть до применения силы воссоединению Китая с Тайванем, или, как отмечается в той же стратегии, изменению статус-кво в Тайваньском проливе. Причём это стремление продиктовано не некими гуманными соображениями, хотя какие они могут быть, когда речь идёт о воссоединении одного народа. Вовсе нет.

Многодоменные «силы мира» США

США руководствуются исключительно собственными интересами, о чём открыто говорится в стратегии. Там указано, что Тайвань интересует Америку прежде всего тем, что он доминирует в производстве полупроводников. А также тем, что обеспечивает прямой доступ ко Второй островной цепи и разделяет Северо-Восточную и Юго-Восточную Азию на два отдельных театра военных действий. Учитывая, что треть мировых морских перевозок ежегодно проходит через Южно-Китайское море, это, обращают внимание авторы стратегии, имеет серьёзные последствия для экономики США.

Американские авианосцы постоянно находятся в регионе.
© flickr.com/compacflt
Американские авианосцы постоянно находятся в регионе.

«Мы создадим вооружённые силы, способные отразить агрессию в любой точке Первой островной цепи. Но американские вооружённые силы не могут и не должны делать это в одиночку», - сказано в стратегии. Поэтому Вашингтон будет оказывать давление на союзников и партнёров США в Первой островной цепи - дуге территорий от Японии до Тайваня и Филиппин, чтобы они предоставили американским военным более широкий доступ к своим портам и другим объектам, а также увеличили собственные военные расходы, чтобы нарастить потенциал, направленный на сдерживание Китая.

И это не риторика, не просто декларирование целей, за ними уже стоят практические действия США по их достижению. Так, в начале декабря в регион переброшены две авианосные ударные группы (АУГ) во главе с атомными авианосцами «Джордж Вашингтон» и «Авраам Линкольн». В состав авиакрыла АУГ входят F-35C - палубная версия многоцелевого истребителя-невидимки.

Возросла активность и экспедиционных сил США, которые в последнее время провели ряд учений, направленных на отработку вопросов по быстрому развёртыванию, нанесению ударов и ведению наступательных действий вдоль Первой островной цепи. Впервые был задействован в них и новейший американский ракетный комплекс средней дальности Typhon, а также широко использовались ракетные и артиллерийские системы, включая HIMARS и MLRS. 

Активно создаётся и целостная система многодоменных сил. В частности, в регионе развёрнуты 1-я и 3-я многодоменные оперативные группы. Одновременно реализуется план по созданию трёх прибрежных полков морской пехоты, два из которых уже полностью боеспособны, а один будет введён в строй в 2027 году.

Наряду с этим осуществляется развёртывание элементов космических сил. В 2022 году в структуре командования региона был учреждён штаб космических операций, к которому позднее добавились подразделения в Южной Корее и Японии. А в этом году принято решение о размещении в регионе новой сверхвысокочастотной радиолокационной установки, которая будет отслеживать спутники и другие объекты на низкой околоземной орбите, а также контролировать деятельность, представляющую особый интерес для Пентагона.

Беспилотный надводный корабль Mariner ВМС США во время учений в Тихом океане.
© flickr.com/compacflt
Беспилотный надводный корабль Mariner ВМС США во время учений в Тихом океане.

На Тихоокеанском флоте ВМС США формируются отряды беспилотных надводных кораблей, которые, действуя без экипажа на борту, могут с помощью дистанционного управления выполнять широкий спектр задач: разведку, патрулирование, минную борьбу, радиоэлектронную разведку и даже нанесение ударов. В настоящее время на флоте уже оперируют несколько таких формирований, которые оснащены полным спектром морских дронов - от малых до крупных.

И это лишь часть огромных усилий, предпринимаемых Соединёнными Штатами по наращиванию и совершенствованию вооружённых сил, которые размещены в Индо-Тихоокеанском регионе. Там уже действуют 11 постоянных военных баз, 7 авианосцев и около 130 тысяч военнослужащих. В случае необходимости Пентагон готов оперативно перебросить в регион ещё до 80 тысяч человек в течение 48 часов.

Правда, всё это пойдёт тут же ко дну, как показывают виртуальные учения, на которых США разыгрывают различные сценарии возможной войны с Китаем. Об этом, как сообщает The Sun, говорится в рассекреченном на днях докладе Пентагона Overmatch, где делается вывод, что как бы не старались Соединённые Штаты, в войне с Китаем американцев ожидает один результат - полный их разгром. Издание приводит и такой интересный факт, о котором написала The New York Times: один из сотрудников Совета национальной безопасности при Байдене чуть не упал в обморок, когда узнал вердикт доклада Пентагона, что на любой трюк из американского арсенала у Пекина имеется «многослойное резервное решение».

К закату «Восходящего солнца»

И тем не менее США не только продолжают наращивать свои усилия по противостоянию с Китаем, но и активно мобилизуют, скажем так, на это американских союзников и партнёров, и некоторые из них проявляют в этом плане заметную активность. Особенно Япония, которая до предела обострила отношения с Китаем после того, как её премьер-министром стала Санаэ Такаити, буквально заглядывающая, это уже ни для кого не секрет, в рот американским «партнёрам». Ничтоже сумняшеся, она заявила, что Япония может пойти на военное вмешательство, если Китай попытается «напасть» на Тайвань.

Воинственные заявления премьер-министра Японии вызвали резкую реакцию в Китае.
© globallookpress.com
Воинственные заявления премьер-министра Японии вызвали резкую реакцию в Китае.

Нетрудно предположить, что это вызвало возмущение у Китая. Реагируя на высказывание японского премьер-министра, в Пекине призвали Токио отозвать его. И обращались к японской стороне с этим призывом неоднократно. Однако за всё прошедшее время, а Такаити выступила со своим заявлением практически месяц назад, Япония так и не сделала этого. Более того, весь этот период Такаити, ссылаясь на якобы существующую угрозу национальной безопасности, в том числе со стороны Китая, гнула линию на необходимость наращивания военного потенциала страны.

Она настаивала на значительном увеличении военных расходов, чтобы усилить ударные и наступательные возможности Сил самообороны. С этой целью Япония разрабатывает или развёртывает более 10 типов противокорабельных и наземных ракет с дальностью действия до 3000 километров, расширяет строительства портов двойного назначения, а также создаёт 130 складов боеприпасов по всей стране - от Хоккайдо до Окинавы.

Япония также приступила, как пишет агентство Bloomberg, к созданию целого «ракетного» архипелага» на почти ста островах архипелага Рюкю, расположенного возле Тайваня, чтобы угрожать Китаю и КНДР. Там разворачивают ракетные батареи, радиолокационные комплексы и другие военные объекты, размещают амфибийные части. На острове Йонагуни, расположенном в 110 км от Тайваня, строятся жилые дома для военных и развёртывается подразделение радиоэлектронной борьбы.

Санаэ Такаити выступила и за пересмотр «трёх неядерных принципов», провозглашавших отказ государства от обладания, создания и ввоза на территорию страны любых видов ядерного оружия. Свою позицию она сопроводила заявлением о том, что запрет на размещение в стране ядерного оружия мешает американским войскам находиться с ним на японской территории, что негативно сказывается на сдерживающем потенциале США, которые де-факто обеспечивают и безопасность Японии. Однако это далеко не так, поскольку американское ядерное оружие уже давно, как свидетельствуют факты, присутствует в Японии. Во всяком случае, если не постоянно, то временно уж точно.

Многоцелевой ракетный комплекс Type 96 Сил самообороны Японии.
© flickr.com/39955793@N07
Многоцелевой ракетный комплекс Type 96 Сил самообороны Японии.

На деле же отказом от «неядерных принципов» Такаити намерена, с одной стороны, разрешить США официально размещать американское ядерное оружие на территории Японии. А с другой - открыть путь к созданию собственного ядерного оружия, к чему призывает наиболее воинственно настроенная часть японского общества, мотивируя это опять-таки «китайской угрозой». Кстати, информагентства Японии ранее сообщали, что накопленного страной оружейного плутония достаточно для создания 5 тысяч атомных бомб. Говорилось и о том, что сам процесс создания ядерного оружия в Японии займёт не более шести недель.

Сеул в петлю не хочет? - заставят

Ещё одной страной, которая практически столь же активно, как Япония, задействована в американских планах противостояния с Китаем, является Южная Корея. Правда, её нынешнее руководство выступает за снижение напряжённости в регионе, развитие нормальных отношений с Китаем, главным торговым партнёром республики, однако по разным причинам вынуждена уступать давлению США. А то, что оно оказывается, убедительно показывают недавно состоявшиеся визиты в Сеул Дональда Трампа и главы Пентагона Пита Хегсета.

Оба требовали от Южной Кореи почти вдвое увеличить военные расходы, доведя их до 5% ВВП, предоставления новых площадей для размещения американских стратегических систем, а также присоединиться к мерам, принимаемым по «защите» Тайваня.

Был поднят и вопрос о ядерном оружии. И хотя Южная Корея является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, не исключено, что она пойдёт на размещение американского тактического ядерного оружия на своей территории. Во всяком случае, министр обороны Южной Кореи Ан Гю Бак по этому поводу заявил: «Поскольку мы не собираемся разрабатывать собственное ядерное оружие, нам необходимо объединить использование обычных вооружённых сил Кореи и ядерного потенциала Соединённых Штатов, что приведёт к реализации инициативы по интеграции обычных и ядерных сил».

Сама же Южная Корея намерена обзавестись атомными подводными лодками, и уже принято решение, что одна из них будет строиться в США на верфи Hanwha Philly Shipyard. Сеул планирует закупить у США до 2030 года вооружения и военную технику на 25 млрд долларов, а также объявил о предоставлении всеобъемлющей помощи американскому контингенту в республике на 33 млрд долларов. Вашингтон и Сеул договорились расширять сотрудничество в киберпространстве и космосе, продолжать совместную работу над искусственным интеллектом в военной сфере.

Армии Южной Кореи и контингент США на совместных учениях.
© globallookpress.com
Армии Южной Кореи и контингент США на совместных учениях.

Работают США и над тем, чтобы Южная Корея присоединилась к антикитайскому военному альянсу, с идеей создания которого выступила Япония. Речь идёт о формировании объединённого театра операций в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Кроме США, эту концепцию поддержали уже Австралия и Филиппины.

«Сколько верёвочке не виться, а конец всегда будет» 

Как известно, Трамп довольно критически относится к разным объединениям и альянсам. Тем не менее с его вторым приходом в Белый дом в США стали шириться разговоры о необходимости объединения американских союзников и партнёров для противостояния Китаю. Эта цель уже зафиксирована в той же стратегии национальной безопасности США, и в какой-то степени реализуется в создании упоминавшегося выше альянса Pax Silica.

Нельзя исключить и появления Организации Индо-Тихоокеанского договора (ИПТО), которую США вознамериваются создать по типу НАТО. Этот вопрос уже поставлен на американскую повестку дня и определённые шаги сделаны в этом направлении. В частности, в Конгрессе создана рабочая группа, которая занимается изучением возможности реализации этой идеи и продвижением её в странах Индо-Тихоокеанского региона.

Учитывая же, что США снизили интерес к НАТО и Европе, нетрудно предположить, что они активизируют работу по сколачиванию нового альянса или превращению в него уже существующего военно-политического блока AUKUS.

Кстати, к AUKUS, в который входят Австралия, Великобритания и США и который имеет ярко выраженную антикитайскую направленность, изъявили желание присоединиться тайваньские власти. В частности, об этом в конце ноября в Сиднее заявил Дуглас Сюй, главный представитель Тайбэйского экономического и культурного представительства в Австралии. Совершенно очевидно, что разрешение Тайваню вступить в AUKUS будет воспринято как пересечение красной линии Китая со всеми вытекающими последствиями.

Тем не менее в ситуации, когда США пытаются интегрировать все силы, способные помочь им сдержать Китай, такого развития процесса исключить нельзя. Тем более что они пересматривают условия этого блока и, как известно, укрепляют тайбэйский режим. И прежде всего накачивают его всевозможным оружием.

На прошлой неделе администрация президента Дональда Трампа объявила о масштабной продаже оружия Тайваню на сумму более 10 миллиардов долларов. Если Конгресс одобрит эту сделку, она станет крупнейшим в истории США пакетом военной помощи Тайваню, превысив общую сумму в 8,4 миллиарда долларов за время правления демократов во главе с президентом Джо Байденом, пишет Associated Press.

Объявленные восемь соглашений о продаже оружия включают, по данным агентства, 82 высокомобильных артиллерийских ракетных комплекса HIMARS и 420 армейских тактических ракетных комплексов ATACMS, аналогичных тем, что США предоставляли Украине во времена администрации Байдена на сумму более 4 млрд долларов. А кроме того - 60 самоходных гаубичных установок и сопутствующее оборудование стоимостью более 4 млрд долларов и беспилотные летательные аппараты на сумму более 1 млрд долларов.

Истребители F-16 ВВС Тайваня. 
© flickr.com/samwise24
Истребители F-16 ВВС Тайваня. 

Сообщалось также, что уже более года в десантных командных центрах тайваньской армии на островах Цзиньмэнь и Пэнху пребывают подразделения сил специального назначения американской армии и, в частности, 1-й оперативной группы спецназа.

Нет необходимости особо подчеркивать, что за всеми этими действиями США и их союзников внимательно следит Китай и принимает соответствующие ответные меры по повышению национальной безопасности и укреплению обороноспособности страны. А в целом, исходя из складывающейся ситуации, напрашивается вывод, что американо-китайские отношения в наступающем году будут развиваться в сторону эскалации напряжённости.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама