«Реактивные» авиабомбы идут к цели
«Авиабомба… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!», - примерно так мог бы, перефразируя Александра Сергеевича Пушкина, высказать любой, лично наблюдавший в зоне СВО эффект применения отечественными ВКС таких авиационных средств поражения, как бомбы.
Зачем понадобился УМПК
В порядке тематического ликбеза напомню, что авиационными бомбами называют боеприпасы, сбрасываемые с самолётов или других летательных аппаратов и отделяющиеся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения. Различают управляемые (корректируемые) и неуправляемые авиабомбы. Фугасные авиабомбы (ФАБ) - наиболее универсальный и распространённый тип авиационных бомб, применяемых для разрушения и уничтожения различных по своей уязвимости целей. После 1945 года на вооружение Советской армии было принято несколько типов ФАБ калибров 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг. Типовая неуправляемая, т.е. свободнопадающая, авиабомба ФАБ-1500 имеет стенки толщиной 18 мм и массу взрывчатого вещества 675 кг, что позволяет ей при бомбометании с высот 1200-3500 метров при установке замедления взрывателя 0,2 секунды создавать зону сильных повреждений в радиусе 56 метров от точки подрыва, оставляя в суглинке воронку диаметром до 12 и глубиной до 4,5 метра. В такую воронку способен целиком уместиться танк.
Уточню: «зона сильных повреждений», это пространство, в котором, например, кирпичная кладка превращается в пыль и мелкие обломки. Чего уж говорить о том, во что в «зоне сильных повреждений» превратится хрупкий человеческий организм…
По боевой эффективности управляемые авиационные бомбы опережают авиабомбы неуправляемые. По крайней мере - теоретически. Ибо современные управляемые авиационные бомбы по сравнению с неуправляемыми позволяют в сотни раз повысить точность бомбометания, в десятки раз усилить поражающую способность, до десяти и более раз сократить число самолётовылетов и до десятка раз снизить затраты на поражение цели и расход авиабомб. Но есть в этой схеме ряд «но», главным из которых является достаточно высокая стоимость управляемых авиабомб специальной разработки по сравнению с неуправляемыми. Это обстоятельство не играет особой роли в ходе локального конфликта, где масштабы применения управляемых авиабомб, как правило, невелики. Однако картина заметно меняется в случае войны региональной или мировой, когда суточный расход управляемых авиабомб может исчисляться тысячами единиц.
В связи с данным нюансом, ещё в восьмидесятые годы прошлого века в США и СССР задумались о возможности оснащения неуправляемых авиабомб аэродинамическими комплектами с раскладывающимися крыльями и спутниковой системой наведения. Подобная конструкция позволила бы:
- существенно нарастить дальность применения ФАБ, а главное - превратить их в по-настоящему высокоточное оружие;
- использовать ФАБ, оснащённые аэродинамическими комплектами с раскладывающимися крыльями и спутниковой системой наведения, как дешёвую, а значит, массовую альтернативу более дорогостоящим управляемым авиабомбам специальной разработки с радиокомандным/инфракрасным/лазерным наведением, а также крылатым ракетам, стоимость которых по сравнению с авиабомбами выглядела вообще «заоблачной».
В США аэродинамические комплекты для авиабомб получили название Joint Direct Attack Munition (JDAM), а в СССР и РФ - универсальные модули планирования и коррекции (УМПК).
О том, как в Российской Федерации государственное научно-производственное предприятие «Базальт», а затем корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) вели работы по созданию ФАБ с УМПК, мы уже рассказывали - повторяться не будем. Лишь акцентируем внимание читателей на том, что к ноябрю 2022 года усилиями КТРВ был реализован и запущен в серийное производство аэродинамический комплект для авиабомб, концептуально близкий к одному из вариантов УМПК, ранее прорабатывавшихся «Базальтом». Он представлял собой оснащение типовой неуправляемой авиабомбы с раскладываемыми после сброса боеприпаса крыльями и блоком системы спутникового наведения, что давало возможность бомбе преодолевать расстояние до 60 км и иметь круг вероятного отклонения меньший, чем радиус поражения ФАБ. Иными словами, при использовании такого УМПК авиабомба теоретически должна была поражать цель со 100%-ной вероятностью.
В роли основного носителя авиабомб, оснащённых универсальными модулями планирования и коррекции КТРВ, должен был выступать многофункциональный фронтовой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик поколения 4++ Су-34, известный на Западе под неофициальным прозвищем Неllduck - «Адская утка».
ФАБ + УМПК + реактивный двигатель
Эпизодическое использование ФАБ с УМПК на украинском ТВД началось в ноябре-декабре 2022-го, что не осталось незамеченным иностранными военными экспертами.
«Комплекты крыльев для бомб позволяют российским самолётам наносить непрямые удары по целям, избегая значительных рисков [бомбометания в зоне действия] постоянно развивающейся системы ПВО Украины», - сообщил обозреватель раздела The War Zone онлайн-издания The Drive Пётр Бутовски.
Применение российской фронтовой авиацией ФАБ с УМПК сыграло немаловажную роль в срыве украинского стратегического «контрнаступа» летом 2023 года.
«Взрывчатки там [в ФАБ] очень много, и они [русские] берут массированными ударами. Были уже и около ста за сутки показатели сброса бомб по линии фронта. Поэтому это реальная проблема», - вынужден был признать представитель Воздушных сил Украины Юрий Игнат.
«Эффективность [ФАБ с УМПК] получается высокая, а сами неуправляемые бомбы и модули планирования по сравнению с управляемыми боеприпасами соответствующего класса стоят копейки. С помощью наших модулей к данному моменту уничтожены уже сотни украинских военных целей», - рассказал генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Важно отметить, что непрерывно росли не только количественные показатели применения авиационных бомб с универсальным модулем планирования и коррекции, но и качественные: увеличивалось разнообразие носителей, расширялся сам бомбовый «ассортимент», повышалась устойчивость работы системы спутникового наведения УМПК в условиях сложной помеховой обстановки, создаваемой применением мощных средств РЭБ.
«Модуль коррекции сделан так, что без доработки его можно использовать на любом самолёте четвёртого и пятого поколений. Если понадобится, бомбы с таким модулем смогут носить и Су-30, и Су-35, и другие машины. Сейчас основными носителями являются бомбардировщики Су-34», - рассказал Сергей Чемезов.
Ещё в декабре 2023 года генеральный директор «Ростеха» объявил, что ведутся работы по усовершенствованному варианту УМПК, который позволит значительно увеличить дальность применения авиабомб. Когда возможности наращивания дальности применения авиабомб за счёт облагораживания аэродинамического «облика» ФАБ с УМПК и удлинения раскладываемых крыльев изделия оказались исчерпаны, настало время вспомнить про ещё один способ увеличения дальнобойности боеприпаса - оснащение авиабомбы реактивным двигателем, работавшим как разгонный блок.
В 2000-е годы «Базальт» рассматривал возможность комплектации ФАБ с УМПК пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. По предварительным расчётам такое изделие могло поражать цель, удалённую от точки сброса авиабомбы на 100 км. Специалисты КТРВ постарались «выжать» из схемы «ФАБ + УМПК + реактивный двигатель» ещё лучший результат. В первой половине 2025-го новые ФАБ с УМПК прошли обкатку на полигонах.
5328 авиабомб за месяц
Последующая хронология событий выглядела следующим образом.
16 октября 2025 года боец украинского нацбата «Айдар» (террористическая организация, запрещённая на территории РФ) Станислав Бунятов объявил, что российская авиация начала поражать цели в районе города Николаев ФАБами с УМПК, имевшими дальность полёта более 150 км. ВКС применили не ФАБ, а изделия «Гром-1», предположили другие украинские спикеры. Однако в итоге выяснилось, что это были всё же фугасные авиабомбы с универсальными модулями планирования и коррекции, сброшенные Су-34. Тот факт, что российские ФАБ теперь имели возможность после сброса преодолевать полторы сотни километров, неприятно удивил украинских военных. Впрочем, они утешили себя мыслью, что 16 октября русские провели в боевых условиях разовое испытание нового боеприпаса. Это предположение оказалось самообманом.
Уже 18 октября украинская сторона второй раз отметила факт применения нашей авиацией фугасной авиабомбы с универсальным модулем планирования и коррекции, имевшей дальность полёта свыше 150 км. Теперь такая бомба поразила цель на Харьковщине в районе города Лозовая.
Третий случай применения ВКС РФ авиабомб с УМПК, «улетающих за 150 км», ВСУ зафиксировали 20 октября, когда такие ФАБ «навестили» цели в пригороде Полтавы. Замглавы ГУР МОУ Вадим Скибицкий предупредил, что Россия налаживает серийное производство планирующих авиабомб, способных после сброса пролетать до 200 км.
24 октября новые ФАБ с УМПК впервые поразили цели на территории Одесской области. Развёрнутые в районе Одессы системы ПВО ВСУ не смогли ни «дотянуться» до российских самолётов - носителей ФАБ, ни сбить авиабомбы после их сброса. Задействование против новых русских ФАБ с УМПК украинских систем РЭБ тоже закончилось фиаско.
Пятый отмеченный украинской стороной случай применения ВКС РФ фугасных авиабомб с универсальным модулем планирования и коррекции, имевших дальность полёта свыше 150 км, выпал на 25 октября. Теперь такая ФАБ с УМПК, именовавшаяся на Украине КАБ - корректируемая авиабомба, поразила цель в городе Днепродзержинск (укр. название - Каменское) Днепропетровской области.
«Противник начинает постепенно применять реактивные КАБы, делая это на регулярной основе… Противник теперь имеет в своём арсенале +1 дешёвое [дальнобойное] и массовое средство поражения, и при этом всём сбивать её будет тяжело из-за того, что это не совсем ракета, а авиабомба с реактивным двигателем, который действует только на части траектории полёта. С ущербом КАБов у нас действительно проблемы, ведь за 2 года их активного применения все дошли до того, что проще бороться с их носителями, чем с бомбами, к тому же такой КАБ не является "Шахедом" [укр. название ударного БПЛА семейства "Герань"], который можно сбить зенитным дроном или мобильной огневой группой, поэтому факт наращивания применения такого вооружения довольно неприятен для нас», - признался старший лейтенант ВСУ с позывным «Алекс».
В своём выводе «Алекс» был абсолютно прав. Сбивать ФАБы с УМПК, имевшие куда более увесистые боевые части и бóльшую скорость, чем у «Гераней», но меньшие размеры и стоимость, чем у крылатых и баллистических ракет, украинская ПВО так толком и не научилась. Поэтому такие авиабомбы, сбрасываемые экипажами наших Су-34 вне зоны досягаемости ЗРК ВСУ, с 2023 года превратились в крайне эффективное средство поражения позиций противника и «размягчения» его обороны. В октябре 2025-го массовость применения ФАБ с УМПК, по данным ГШ ВСУ, достигла показателя 268 сброшенных авиабомб в сутки, а всего за октябрь на позиции ВСУ прилетело не менее 5328 таких авиабомб, что в Киеве сочли самым высоким показателем за месяц с начала 2025 года.
Оснащение ФАБ с УМПК реактивным двигателем заметно увеличило возможности ударных бортов ВКС. Теперь их экипажи могли поражать авиабомбами цели не только на ЛБС и в ближайшем тылу ВСУ, но и, например, в окрестностях Николаева, Одессы, Полтавы, Днепр[опетровск]а, Кировограда (укр. название - Кропивницкий). Кроме того, бороться с «реактивными» авиабомбами ПВО ВСУ было ещё труднее, чем с обычными ФАБ с УМПК.
26 октября - украинская сторона зафиксировала шестой случай применения российской авиацией ФАБ с УМПК, имевших дальность полёта свыше 150 км. Такой авиабомбой оказалась поражена цель в городе Кривой Рог Днепропетровской области.
31 октября. Седьмой замеченный ВСУ случай применения ВКС РФ дальнобойной ФАБ - поражена цель в Днепр[опетровск]е.
4 ноября. Представитель ГУР МОУ Андрей Юсов официально подтвердил, что новые российские ФАБ с УМПК оснащаются турбореактивными двигателями, позволяющими увеличить дальность полёта таких авиабомб до 200 км, а то и больше. Вечером того же дня украинская сторона сообщила, что одна из дальнобойных ФАБ, сброшенных Су-34 над Курской областью России, пролетела над Сумской областью Незалежной и разорвалась на территории Черниговской области. И вновь все попытки ПВО ВСУ перехватить новую российскую авиабомбу с помощью ЗРК или сбить её с курса посредством использования средств РЭБ ни к чему не привели.
Дальше случаев применения ВКС «реактивных» авиабомб стало так много, что в ВСУ их отдельно фиксировать просто перестали.
«КАБы, это то самое страшное оружие, которое разносит всё в хлам, которое города разрушает, все укрепления разрушает. К сожалению, они [русские] нашли эффективное и дешёвое решение как атаковать и сносить наши линии защиты. У нас есть достаточно большие проблемы в борьбе с этими КАБами. Реактивный КАБ, это упрощённая крылатая ракета. Он имеет реактивный двигатель, боевую часть, крылышки. Он сбрасывается с воздушного носителя, в теории может запускаться с земли. Имеет систему навигации, встроенный активный высотомер и может на данный момент до 200 км поражать цель - достаточно точно долетать вглубь нашей страны», - рассказал украинский специалист по дронам Сергей «Флеш» Бескрестнов.
«Медведь» уже проснулся
11 ноября. ДНР. В городе Димитров (укр. название - Мирноград) российские подразделения развивали наступление в микрорайоне Восточный, в южной части города и в направлении микрорайона Западный. Оказавшиеся в «котле» украинские военнослужащие закрепились в многоэтажной застройке. Украинская сторона отмечала, что штурмовые группы ВС РФ атаковать эту застройку не торопились. Вместо того, чтобы втянуться в затяжные и кровопролитные уличные бои, на что, честно говоря, очень рассчитывали генералы ВСУ, наши штурмовики вызвали воздушную поддержку. На занятые противником здания посыпались ФАБ с УМПК, включая «реактивные». Среди применённых ВКС по целям в Димитрове авиабомб имелись и ФАБ-3000 с УМПК.
Если ФАБ-1500, содержащая 675 кг взрывчатого вещества, как мы помним, способна выкопать воронку, в которой можно спрятать танк, то ФАБ-3000, начинённая 1200 кг взрывчатки, «складывает» многоэтажку до самого фундамента.
«Враг не просто бьёт, он стирает дома с лица земли, выводит из строя опорные точки, где могли бы находиться наши позиции. Когда высотки превращаются в руины - это автоматически расшатывает систему города, связи рвутся, коридоры перемещения закрыты, логистика минусуется!» - так прокомментировал происходивший в Димитрове армагеддон военнослужащий ВСУ с позывным «Мучной».
Бомбёжка, действительно, получилась и эффективной, и впечатляющей. Сразу после неё появилось видео, подтверждающее сдачу в плен в Димитрове 25 военнослужащих 38-й отдельной бригады морской пехоты ВСУ.
Количество сыпавшихся на головы военнослужащих ФАБ с УМПК, включая «реактивные», продолжало расти, выйдя во второй половине ноября 2025-го на показатель, обозначенный украинской стороной как «почти 1500 авиабомб, сброшенных меньше чем за неделю». На этом фоне гордое заявление ВСУ о том, что за минувшую осень украинской ПВО удалось-таки сбить «целую» сотню российских авиабомб, даже в ангажированных киевских СМИ никаких восторгов не вызвало…
14 декабря российские паблики распространили сообщение о том, что «реактивные» ФАБ с УМПК впервые поразили цели в Одесской области. Это, конечно, являлось ошибкой - первые «прилёты» таких фугасных авиабомб с универсальным модулем планирования и коррекции по целям на территории Одесской области имели место ещё 24 октября. А вот применение «реактивных» ФАБ с УМПК вместе с ударными БПЛА «Герань» по стратегически важному для украинской военной логистики железнодорожно-автомобильному мосту в Затоке действительно впервые состоялось именно 14 декабря. Судя по всему, это являлось лишь прощупыванием российской стороной местной ПВО противника на предмет её возможности эффективно противодействовать комбинированным ударам «Гераней» и «реактивных» ФАБ с УМПК. Данные объективного контроля подтвердили, что удар, как говорится, прошёл. А значит, новые аналогичные комбинированные удары по стратегическим объектам Незалежной непременно воспоследуют. Собственно, так и произошло.
Прецедентов успешного проникновения «Гераней» и фугасных авиабомб с УМПК сквозь зону украинской ПВО в районе Одессы оказалось столь много, что 20 декабря нелегитимный президент Незалежной Владимир Зеленский объявил о намерении заменить командующего Воздушного командования «Юг» ВСУ Дмитрия Карпенко.
Добавлю ещё один штрих к дальнейшим перспективам применения ВКС РФ дальнобойных авиабомб.
Ещё 15 ноября уже знакомый нам замглавы ГУР МОУ Вадим Скибицкий предупредил украинцев, что ОПК России к концу года выпустит не меньше 120 000 ФАБ с УМПК, причём среди них могут иметься модернизированные «реактивные» авиационные бомбы, имеющие дальность полёта аж до… 400 км!
Из воздушного пространства над Курской областью, т.е. вне зоны досягаемости украинской ПВО, экипажи российских Су-34 смогут поражать такими авиабомбами цели в районе Киева, Белой Церкви, Черкасс и Кременчуга. Из воздушного пространства над северо-западной частью Чёрного моря наши бомбардировщики получат возможность «простреливать» новыми «реактивными» ФАБ с УМПК территорию противника до Умани, а при определённых условиях - и до Винницы.
Помнится, не так давно президент Республики Беларусь Александр Лукашенко призвал Киев не будить «спящего медведя» в лице РФ, а наладить с ним «нормальные отношения». Похоже, это предупреждение несколько запоздало. Судя по предупреждению Скибицкого, «медведь» уже проснулся…