Achtung! Су-35С в повiтрi!
© РИА Новости
Многоцелевые истребители Су-35 ВКС России, задействованные в специальной военной операции.

Achtung! Су-35С в повiтрi!

Истребители F-16, которые Запад готовится передать Киеву, обречены на поражение от «короля неба»
19 сентября 2023, 11:00
Реклама
Achtung! Су-35С в повiтрi!
© РИА Новости
Многоцелевые истребители Су-35 ВКС России, задействованные в специальной военной операции.
Читайте нас на: 

Одной из причин, не позволивших ВСУ ко второй половине августа 2023 года добиться заметных успехов в ходе летнего «наступа», по мнению украинских и западных военных стала слабость воздушных сил Украины. На фоне этих рассуждений резко активизировались контакты Киева с его иностранными «партнёрами», направленные на скорейшую передачу ВСУ снимаемых с вооружения в европейских армиях самолётов General Dynamics F-16 Fighting Falcon, являющихся самыми массовыми истребителями четвёртого поколения в мире.

25 августа украинские СМИ сообщили: Киев в 2023-2024 годах рассчитывает получить от Нидерландов, Дании и Норвегии порядка 50-60 единиц F-16. С высокой степенью вероятности можно предположить, что основным их противником на украинском ТВД, наравне с российскими средствами ПВО, станут отечественные самолёты-истребители Су-35С

«Догнать и перегнать!»

Су-35С - многофункциональный сверхманёвренный истребитель с управляемым вектором тяги поколения 4++ является глубокой модернизацией советского всепогодного сверхзвукового истребителя четвёртого поколения Су-27. Таким образом, в ВКС РФ Су-35С служит своеобразным переходным звеном между платформой истребителей четвёртого поколения Су-27 и платформой истребителей пятого поколения Су-57.

Историю появления «тридцать пятого» наиболее точно характеризует известный советский лозунг «Догнать и перегнать!».

Кадры, облетевшие весь мир: истребитель Су-27 ВКС РФ нейтрализует БПЛА MQ-9 Reaper ВС США в акватории Чёрного моря, март 2023 г.
© РИА Новости
Кадры, облетевшие весь мир: истребитель Су-27 ВКС РФ нейтрализует БПЛА MQ-9 Reaper ВС США в акватории Чёрного моря, март 2023 г.

В 1981 году в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство истребителя-перехватчика четвёртого поколения Т-10С, впоследствии переименованного в Су-27.

При этом в США ещё с 1979-го пошёл в серию всепогодный истребитель четвёртого поколения McDonnell Douglas F-15 Eagle в модификациях «C» и «D», а в 1980-м в Штатах началось финансирование проекта по созданию на базе «Игла» ударной машины, способной работать по «земле» (будущий F-15E Strike Eagle).

«Двадцать седьмой» имел более совершенную аэродинамику, чем «пятнадцатый». Однако по комплексу вооружения наш истребитель несколько уступал F-15C/D и, в отличие от F-15E, не обладал возможностью эффективно поражать наземные цели. В связи с этим уже в начале 1982 года ОКБ Сухого приступило к изучению возможности повышения боевых и лётных характеристик базового варианта Су-27. Данное направление деятельности ОКБ Сухого спустя четверть века и привело к появлению российского «тридцать пятого», не только превзошедшего по своим ТТХ американские истребители четвёртого поколения, но и способного соперничать в небе с такими заокеанскими машинами поколения 5 как малозаметные истребители Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Сборка прототипа серийного многофункционального сверхманёвренного истребителя, в варианте для ВВС России получившего название Су-35С, завершилась на заводе в Комсомольске-на-Амуре летом 2007-го. 19 февраля 2008 года шеф-пилот ОКБ Сухого Сергей Богдан поднял «тридцать пятый» в его первый полёт. В 2009-м был заключён первый контракт на поставку Минобороны России «тридцать пятых» в количестве 48 бортов.

Это позволило с 2014 года начать эксплуатацию машин в строевых частях. В следующем году новейшие отечественные многофункциональные сверхманёвренные истребители впервые заступили на боевое дежурство, и в том же 2015-м удалось подписать второй контракт на поставку МО РФ уже 50 единиц «тридцать пятых». Любопытно, что к этому моменту Су-35С официально всё ещё продолжали проходить программу испытаний.

Сравнение истребителей России и НАТО.
© РИА Новости
Сравнение истребителей России и НАТО.

Это подтверждается опубликованной 30 мая 2017 года в российских СМИ цитатой тогдашнего заместителя министра обороны России Юрия Борисова, дословно заявившего следующее: «На сегодняшний день в частях ВКС проходят опытную эксплуатацию и войсковые испытания более 50 самолётов [Су-35С]. Ожидаем, что в конце текущего года государственные совместные испытания будут завершены и самолёт будет принят на вооружение».

Впоследствии контракты на поставку МО РФ Су-35С подписывались ещё, как минимум, дважды - в 2020 и 2021 годах.

Кроме ВКС России, «тридцать пятые» состоят на вооружении и иностранных ВВС. Так, например, Китай в своё время закупил 27 машин, а Египет - 17. В марте 2023 года иранское информагентство ИРНА сообщило, что Тегеран «технически одобрил» приобретение у России неназванного количества «тридцать пятых». Впрочем, нас же в первую очередь интересует отечественная авиация, не так ли? Согласно открытым данным, к 2023 году ВКС РФ успели получить 108 серийных Су-35С. 10 июля текущего года первый заместитель гендиректора «Ростеха» Владимир Артяков объявил о том, что в условиях СВО российские предприятия в два раза нарастили выпуск истребителей Су-35С для МО РФ.

«Экстремально опасный»

Су-35С предназначен для завоевания господства в воздухе путём уничтожения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, управляемыми ракетами на большой, средней и малой дальности, при ведении дальних и ближних манёвренных боёв, при автономных и групповых действиях, поражения надводных и наземных целей всеми видами вооружения, в любых метеоусловиях, а также объектов наземной инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО и расположенных на значительных удалениях от аэродрома базирования.

Помимо прочих новинок (увеличенный ресурс планера, увеличенный внутренний запас топлива, сниженная ЭПР, РЛС «Ирбис-Э» с фазированной антенной решёткой и дальностью обнаружения воздушных целей до 400 км, турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой, оснащённые соплами со всеракурсным изменением векторов тяги, и т.д.), Су-35С получил принципиально новый комплекс оптико-электронных систем, обеспечивающих круглосуточное обнаружение и сопровождение воздушных и наземных целей, а также применение по ним вооружения.

Авиационные бомбы на аэродроме базирования истребителей ВКС России, задействованных в специальной военной операции.
© РИА Новости
Авиационные бомбы на аэродроме базирования истребителей ВКС России, задействованных в специальной военной операции.

Кстати, о последнем. «Тридцать пятый» имеет возможность применения практически всей номенклатуры существующих и перспективных образцов отечественного авиационного вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», включая высокоточное.

СВО является не первым военным конфликтом, в котором принимают активное участие российские Су-35С. Боевой дебют «тридцать пятых» состоялся в феврале 2016 года в Сирии. В том же году американское издание The National Interest сообщило, что Су-35 можно включить в топ-10 самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США.

Эксперты The National Interest охарактеризовали наш «тридцать пятый» как «экстремально опасный» для любого самолёта ВВС стран НАТО. С оглядкой на этот вывод неудивительно, что новейший Су-35 после 24 февраля 2022 года стал настоящей угрозой для куда более старых, а также хуже оснащённых и вооружённых украинских самолётов.

При этом, если превосходство «тридцать пятых» над МиГ-29 и Су-27 ВСУ в дальности обнаружения воздушных целей украинская сторона ещё могла частично компенсировать за счёт оперативно передаваемых ей западными «партнёрами» разведданных, то компенсировать превосходство Су-35С в дальности использования ракет лётчикам Незалежной оказалось решительно нечем. Ну, если, конечно, не считать поспешного бегства и молитвы.

Ракеты с Су-35С летят дальше.
© РИА Новости
Ракеты с Су-35С летят дальше.

Напомню, что до начала СВО самыми дальнобойными ракетами «воздух-воздух» воздушных сил Украины являлись советские Р-27ЭР и Р-7ЭТ с максимальной дальностью стрельбы 95 и 90 км, соответственно. В то же время ещё в октябре 2020-го Минобороны РФ продемонстрировало видеосюжет, в котором Су-35С осуществляет пуск ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М, обладавшей дальностью не менее 200 км…

Лучшие истребители

Впервые кадры применения «тридцать пятых» на украинском ТВД Минобороны РФ опубликовало в марте 2022-го: видео зафиксировало пуск Су-35С российской управляемой ракеты средней дальности Р-77 класса «воздух-воздух» (максимальная дальность стрельбы 110 км). Показательно, что первым лётчиком, удостоенным звания Героя России во время спецоперации на Украине, стал летавший именно на Су-35С штурман истребительного авиационного полка майор Виктор Дудин.

Перечислю хронологию побед Дудина, опубликованную Минобороны РФ:

  • 24 февраля 2022-го с первого захода в дуэльном бою сбил украинский Су-27;
  • через два дня заставил проявить себя самоходную огневую установку украинского ЗРК «Бук-М1», мгновенно засёк цель и поразил её ракетой;
  • 28 февраля в составе пары истребителей вылетел на перехват двух украинских Су-27. На высоте 10 тыс. метров, искусно выполнив манёвр и заняв выгодное положение, первой же ракетой «заземлил» самолёт противника. Второй Су-27 бросился наутёк, но оказался поражён перекрёстным огнём пары российских «тридцать пятых»;
  • 1 марта своевременно обнаружил украинский Су-27 и, используя эффект внезапности, первой же ракетой сбил вражеский борт.

Не хуже Дудина воевали на Су-35С и другие российские лётчики. Например, начальник воздушно-огневой и тактической подготовки истребительного авиаполка старший лейтенант Илья Перепёлкин в неравном бою с двумя украинскими Су-27 сумел сбить обоих противников, потратив на это лишь три ракеты.

Министр обороны России вручает медаль «Золотая Звезда» майору Виктору Дудину.
© mil.ru
Министр обороны России вручает медаль «Золотая Звезда» майору Виктору Дудину.

Уже к концу сентября 2022 года специалисты в России и за её пределами стали поговаривать о том, что «тридцать пятые» стали лидерами среди всех самолётов-истребителей XXI века по числу поражённых в боевых условиях воздушных целей!

«Ведём патрулирование вблизи ЛБС, просматривая воздушное пространство и радиолокационно-активные цели. Боевое применение проходит в основном по самолётам типа МиГ-29 и Су-25, также вертолётам Ми-24 и Ми-8. Чувствуется, что противник понёс невосполнимые потери среди лётного состава и авиационной техники, поэтому его активность [в воздухе] значительно уменьшилась», - доложил под занавес 2022-го в одном из сюжетов Минобороны РФ пилот «тридцать пятого» по имени Василий.

Используемая Су-35С номенклатура управляемого вооружения позволяла российским истребителям эффективно поражать не только воздушные, но и наземные цели. Среди последних приоритетными для «тридцать пятых» стали ЗРК и РЛС противника, охоту за которыми отечественная оперативно-тактическая авиация вела днём и ночью.

«Наша воинская часть принимает непосредственное участие в СВО с первых дней начала этой операции. Много уничтоженных наземных целей, в том числе и стационарных. Основная задача - это работа по уничтожению средств ПВО. На данный момент самолёт Су-35 является лучшим истребителем», - объявил 31 января 2023 года в очередном видеоролике российского Военного ведомства замкомандира авиационной эскадрильи Александр.

«Так же будут гореть и F-16»

Весной 2023 года боевая деятельность «тридцать пятых» стала вызывать глубокую озабоченность не только на Украине, но и за океаном. «Русские истребители нового поколения усиливают "доминирование" в зоне боевых действий, заявил украинский официальный представитель» - под таким красноречивым заголовком в ABC News была опубликована 27 марта заметка корреспондента Тома Суфи Бэрриджа.

«Высокопоставленный официальный представитель в Киеве, который говорил исключительно с ABC News, сказал, что Россия заменила [в зоне боевых действий] более старые типы самолётов своими более современными Су-35. По словам этого официального представителя, Су-35 оснащён «очень эффективным радаром и ракетами большой дальности», и Россия использует эти самолёты для атак против украинских самолётов в воздухе, а также для действий по поддержке наземных войск. Украина "не имеет возможностей" противостоять данной угрозе, добавил этот официальный представитель», - отметил в своём материале американский корреспондент.

Как бы не крутились F-16, конец будет один.
© globallookpress.com
Как бы не крутились F-16, конец будет один.

В общем-то, уже одной вышеприведённой цитаты должно было хватить для того, чтобы любой читатель ABC News понял - российский «тридцать пятый», де-факто, оказался в зоне СВО «королём воздуха». По мнению Тома Суфи Бэрриджа и его источников, Су-35 весной 2023 года превратился для киевского режима чуть ли не в фактор стратегической угрозы.

Но вернёмся к F-16.

Смогут ли изрядно растянутые во времени поставки Украине обещанных 50-60 «шестнадцатых» изменить в пользу Киева ситуацию в небе над зоной проведения СВО? Если у киевского режима и его иностранных «партнёров» получится изыскать (что далеко не факт) достаточно квалифицированный лётный и технический персонал для эксплуатации этих F-16, то переданные украинцам «Файтинг Фалконы», конечно, будут вполне способны создать дополнительные трудности для ВС РФ - тут недооценивать противника ни в коем случае не стоит. Однако добиться чего-то большего, не говоря уж о каком-то «коренном переломе», F-16 с украинскими опознавательными знаками не смогут. Почему? Банально - в силу своей малочисленности, а также количественного/качественного превосходства ВКС над воздушными силами Украины, в значительной мере обеспечиваемого действующей на украинском направлении группировкой истребителей Су-35С.

Ещё в июне 2023-го президент России Владимир Путин дал понять, что истребители F-16, которые Запад может поставить Украине, ждёт судьба уже переданных ВСУ танков западного производства.

«Танки горят. И это в том числе Leopard. Так же будут гореть и F-16. Сомнений в этом нет», - сказал Путин.

Добавить к словам президента мне нечего. Будут гореть. Dixi. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама