И хочется, и колется: сможет Су-57Э «долететь» до ВВС Индии?

Американское издание Military Watch Magazine отметило, что партнёры России выстроились в очередь за экспортной версией истребителя Су-57, демонстрировавшейся на недавнем авиасалоне в Индии. «По некоторым данным, их уже заказал Алжир, живой интерес к истребителям проявляет Нью-Дели, а ещё одним клиентом может стать Северная Корея», - сообщили в MWM.
Многофункциональный «Преступник»
Давайте про Су-57 и перспективы приобретения этой машины Индией поговорим подробнее.
10-14 февраля в Бангалоре отгремела очередная - 15-я по счёту - международная авиационно-космическая выставка Aero India. Её безусловной «звездой» стал российский тяжёлый многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57Э - экспортная версия машины, разработанной ОКБ имени П.О. Сухого в рамках программы по созданию перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), совершившей первый полёт в 2010 году, запущенной в серийное производство в 2019-м и получившей по кодификации НАТО говорящее название Felon - «Преступник». Действительно, с точки зрения натовских военных, ничего хорошего им ждать от «пятьдесят седьмого» не приходилось…
Су-57 предназначен для завоевания господства в воздухе, решения широкого круга боевых задач по поражению воздушных, наземных и надводных целей с применением современного и перспективного управляемого вооружения, днём, ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Истребитель имеет интегральную аэродинамическую компоновку планера, в которую включён несущий фюзеляж, позволяющий обеспечить высокое аэродинамическое качество и высокий коэффициент подъёмной силы.
Два двухконтурных турбореактивных форсажных двигателя с управляемым вектором тяги в сочетании с интегральной аэродинамической компоновкой обеспечивают высокие лётно-технические характеристики, тяговооружённость и манёвренность самолёта, а также возможность выполнения полётов на сверхзвуковой крейсерской скорости.

«Пятьдесят седьмой» оснащён уникальной комплексной цифровой системой управления, построенной на основе комплексирования нескольких самолётных систем с использованием цифровых технологий и реализации режимов активной безопасности полётов. Самолёт получил новейший интегрированный комплекс бортового оборудования открытой архитектуры. В этом комплексе применяются современные информационные технологии и экспертные системы, что позволяет значительно повысить интеллект и автоматизировать процессы пилотирования и боевого применения. Многоканальная система связи и информационного обмена между самолётами и пунктами управления обеспечивает лётчика «пятьдесят седьмого» данными о текущей тактической обстановке в реальном масштабе времени. Обеспечен высокий уровень ситуационной осведомлённости лётчика с использованием сферического информационного поля.
Вооружён и очень опасен
Комплекс вооружения Су-57 обеспечивает всенаправленное и многоканальное эффективное применение новейших образцов высокоточного оружия класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
На «пятьдесят седьмом» реализован качественно новый уровень защиты самолёта активными и пассивными средствами радиоэлектронного противодействия, обеспечивающими его высокую живучесть в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника.
Напомню, что тренд на создание крылатых машин пятого поколения возник в конце 80-х - начале 90-х годов. Т.е. как раз в момент развала СССР, не лучшим образом сказавшегося на состоянии отечественного ОПК. Это позволило американцам вырваться вперёд - их тяжёлый многофункциональный истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-22 Raptor совершил свой первый полёт уже в 1997-м, а в 2006-м к двухдвигательному «Раптору» присоединился лёгкий однодвигательный многофункциональный истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Однако, нет худа без добра. Временное отставание позволило российским авиаконструкторам в определённой мере учесть ошибки американцев и постараться их избежать. В результате Су-57 по комплексу своих характеристик превзошёл и F-22, и F-35.
Например, имея несколько большие размеры, чем F-22, Су-57 менее заметен для вражеских РЛС, чем «американец», т.к. у нашей машины меньше эффективная площадь рассеяния (ЭПР). Су-57 несёт внутри фюзеляжа больший запас топлива, чем F-22 и F-35. «Пятьдесят седьмой» не только более универсален, чем его заокеанские «конкуренты» (F-22 - больше истребитель, F-35 - больше ударный самолёт для «работы по земле», Су-57 может эффективно выполнять «обязанности» и того, и другого), но и способен использовать управляемые ракеты класса «воздух-воздух», по максимальной дальности пуска заметно превосходящие американские аналоги, входящие в комплекс вооружения F-22 и F-35.
Благодаря открытой архитектуре комплекса бортового оборудования самолёта, по требованию заказчика возможна интеграция различных типов авиационных средств поражения зарубежного производства. Су-57 является единственным истребителем пятого поколения, на котором в малозаметной конфигурации возможно размещение крупногабаритных управляемых авиационных средств поражения с большой дальностью пуска. Ну и «вишенка на торте»: тяжёлый истребитель Су-57 по манёвренности превосходит не только тяжёлый истребитель F-22, но и лёгкий истребитель F-35, что заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Сергей Богдан над Бангалором и продемонстрировал, на Су-57Э буквально «перетанцевав» американский «тридцать пятый». Индийские зрители отметили мастерство пилота и великолепные лётные характеристики нашей машины овациями.

Кстати, о характеристиках экспортной версии «пятьдесят седьмого». Максимальная взлётная масса - 34 000 кг. Максимальный запас топлива во внутренних баках в варианте заправки «полная» - 9700 кг. Максимальная скорость полёта (число М на высоте) - 2,0. Практический потолок - 18,8 км. Максимальная дальность полёта на высоте крейсерского полёта при М = 0,9: без дозаправки - 2800 км, с одной дозаправкой в полёте - 5200 км. Максимальная масса боевой нагрузки - 7500 кг.
Десять основных достоинств
В «Рособоронэкспорте» выделяют, минимум, десять основных достоинств Су-57Э.
Во-первых, это способность самолёта к боевому применению днём, ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в любых климатических и физико-географических условиях, а также в условиях активного радиоэлектронного и огневого противодействия противника.
Во-вторых, скрытность действий за счёт низкого уровня заметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазоне длин волн благодаря аэродинамической компоновке самолёта, размещению авиационных средств поражения во внутренних отсеках, функционированию бортовых систем в пассивном режиме, применению композитных материалов и радиопоглощающих покрытий.
В-третьих, уникальные возможности по дальности обнаружения бортовой радиолокационной системы управления, количеству сопровождаемых воздушных, наземных и надводных целей и многоканальному их обстрелу.
В-четвёртых, большая боевая мощь при применении по воздушным, наземным и надводным целям широкого спектра авиационных средств поражения, высокая точность полёта на маршруте и выхода на цель, большая масса боевой нагрузки, широкая номенклатура современных авиационных средств поражения большой дальности класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
В-пятых, высокий уровень живучести в воздухе благодаря ситуационной осведомлённости в сферическом информационном поле и комплексного применения пассивных и активных средств защиты.
В-шестых, возможность длительного воздушного патрулирования районов боевых действий за счёт большого запаса топлива во внутренних баках и возможности использования вкладных баков.
В-седьмых, способность вести индивидуальные и групповые (в составе групп) боевые действия в системах управления разнородными силами и средствами.
В-восьмых, высокая безопасность полётов в широком диапазоне высот и скоростей за счёт высокого уровня автоматизации процессов пилотирования и боевого применения, а также интеллектуальной поддержки лётчика с использованием экспертных систем.

В-девятых, сверхманёвренность, обеспечивающая Су-57Э абсолютное превосходство над воздушным противником при ведении ближних воздушных боёв.
В-десятых, автономное базирование и эксплуатация на запасных оперативных аэродромах базирования за счёт оснащения вспомогательной силовой установкой, кислорододобывающей установкой и интегрированной системой встроенного контроля.
По-настоящему уникальный «товар»
Россия продемонстрировала на Aero India 2025 не только Су-57Э, но и VR-тренажёр этого истребителя (индийские лётчики его буквально «оккупировали»), а также обширную «коллекцию» авиационных средств поражения, созданную корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» для наших машин пятого и четвёртого-плюс поколения: от малозаметной крылатой ракеты класса «воздух-земля» Х-69 и управляемой ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности РВВ-БД до дозвуковой противокорабельной ракеты Х-35УЭ и «Грома-Э1» - гибрида ракеты и управляемой авиабомбы. Причём и российский истребитель пятого поколения, и его вооружение доказали свою эффективность в условиях широкомасштабного военного конфликта.
Важно понимать, что представив Су-57Э в индийском Бангалоре (второй заграничный показ машины, первый состоялся в 2024-м на Airshow China в Чжухае), Россия предложила по-настоящему уникальный «товар» - экспортную версию полностью отработанного и запущенного в серийное производство авиационного комплекса, включающего в себя тяжёлый многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57, оборудование для освоения этой машины лётным составом, а также авиационные средства поражения.
По соотношению «стоимость/эффективность» Су-57Э выглядит более выгодно, чем такие машины пятого поколения иностранного производства, как американские F-22 и F-35 и китайский J-20. При этом поставки F-22 на экспорт запрещены Конгрессом США ещё в 1998-м, а в 2011-м машина была снята с производства. F-35 ранее поставлялся только странам НАТО и Израилю, и только недавно зашла речь о его возможной поставке в Индию. Ну а J-20 китайцы всерьёз на экспорт пока не предлагают, а если когда-то кому-то и предложат, то вряд ли Индии. Другие же потенциальные конкуренты Су-57Э, что называется, «из пелёнок» ещё не выбрались. По мнению генерального директора ОАК Вадима Бадехи, «пятьдесят седьмой» способен сохранить своё превосходство над иностранными истребителями на протяжении ближайших 40-50 лет.
Добавлю, что Су-57 - и это его очень сильный «козырь»! - сейчас является единственным в мире истребителем пятого поколения, доказавшим в реальных боевых условиях эффективность противодействия современным комплексам ПВО западного производства.
Что ещё? В российский «пакет услуг» при приобретении Су-57Э может входить как поставка заказчику готовых самолётов, так и локализация производства истребителя на территории заказчика (этого, применительно к самолётам пятого поколения, кроме нас, не предлагает никто. В Индии производство Су-57Э может быть организовано на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited, сейчас выпускающих истребители Су-30МКИ), а также опционально - содействие заказчику, приобретающему наши Су-57Э, в разработке его собственного истребителя пятого поколения. В случае с Индией, это может быть Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA), макет которого индийское Агентство Авиационного Развития впервые продемонстрировало на Aero India 2025.

В контексте экспортных перспектив Су-57Э следует упомянуть один «тонкий» момент, связанный конкретно с Индией. Китайский многофункциональный истребитель пятого поколения J-20 совершил свой первый полёт в 2011 году, а в 2017-м был принят на вооружение. Меж тем ВВС Индии в своём составе крылатых машин пятого поколения до сих пор не имеют. Такое положение, с учётом особенностей китайско-индийских отношений, в Индии воспринимается достаточно болезненно.
«Сегодня мы смотрим на пятнадцатилетний разрыв в авиационных технологиях между нами и Китаем, и даже если мы собираемся создать наши самолёты пятого поколения к середине 2030-х годов, разрыв [в техническом оснащении между нашими и китайскими ВВС] к тому времени увеличится до 25 лет», - отметило накануне открытия Aero India 2025 издание The New Indian Express.
В общем, индийцам истребитель пятого поколения нужен не через десять лет, а прямо сейчас. Кроме того, в соответствии с правительственной установкой «Делай в Индии», крайне желательно, чтобы производство этого самолёта можно было локализовать на индийской территории. Нетрудно догадаться, что сейчас на международном рынке вооружений существует только один серийно выпускаемый истребитель пятого поколения, предлагаемый к продаже с «бонусом» в виде локализации его производства. Это наш «пятьдесят седьмой».
А тут ещё в Нью-Дели решили «реанимировать» свою давнюю программу поставки индийским ВВС среднего многоцелевого боевого самолёта (Medium Multi-Role Combat Aircraft), в рамках реализации которой предполагается проведение тендера с участием нескольких производителей и последующей обязательной локализацией производства самолёта в Индии, что «позволит обеспечить больше рабочих мест и снизить зависимость от иностранных поставок»…
Всё вышеперечисленное объясняет слова Вадима Бадехи, дословно сказавшего следующее: «Интерес у индийской стороны к Су-57 огромный».
Интерес контракта не гарантирует
Так что же, контракту на приобретение Индией Су-57Э быть? Увы, даже огромный интерес индийцев к «пятьдесят седьмому» подписание такого контракта отнюдь не гарантирует.

Против нас играют следующие факторы:
- политические реалии, в рамках которых Индия старается одновременно дружить с РФ и не ссориться с США;
- стремление индийцев «не складывать все яйца в одну корзину», которое выражается в условной схеме «вчера купили у русских МиГ-29 и Су-30, сегодня у французов - "Миражи" и "Рафали"»;
- выход в 2018-м индийцев из совместного с Россией проекта Fifth Generation Fighter Aircraft, предполагающего создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения;
- затянувшаяся история с оснащением «пятьдесят седьмого» двигателями второго этапа;
- малосерийность Су-57 - счёт выпущенных машин идёт на десятки, а не сотни;
- возможные сомнения индийской стороны в том, что Россия в условиях санкционного давления и продолжающейся СВО сможет своевременно отгрузить иностранному заказчику законтрактованное количество «пятьдесят седьмых».
Из-за этих и иных «подводных камней» Су-57Э может и «не долететь» до ВВС Индии.
В сложившейся ситуации очень многое может зависеть от результатов поставки Су-57Э первому иностранному заказчику (Алжиру?), которая должна состояться до конца текущего года. Если отгрузка и последующая эксплуатация этих «пятьдесят седьмых» пройдут без срывов и в соответствии с условиями контракта, то этот факт вполне способен стать для индийцев решающим аргументом в пользу приобретения Су-57Э.
Резюмируя, можно сказать, что «смотрины» истребителя в Бангалоре прошли на «отлично». Получится ли после этого у России «сосватать» Индии Су-57Э - время покажет.
Также отмечу, что некоторым нашим иностранным партнёрам характеристики «пятьдесят седьмого» могут показаться избыточными, а его стоимость - слишком высокой. Специально для таких заказчиков в России ведётся разработка лёгкого однодвигательного истребителя пятого поколения, получившего коммерческое название Checkmate («Шах и мат»). Но это, как говорится, уже совсем другая история…