Противоборствующие стороны Ливии могут сесть за стол переговоров в Москве
© flickr.com
Борьба за власть в Ливии достигла кульминации.

Противоборствующие стороны Ливии могут сесть за стол переговоров в Москве

В последнее время американо-иранское противостояние затмило в информационном топе ливийскую проблематику, а между тем борьба за власть в этой стране теперь достигла кульминации
13 января 2020, 12:02
Реклама
Противоборствующие стороны Ливии могут сесть за стол переговоров в Москве
© flickr.com
Борьба за власть в Ливии достигла кульминации.
Читайте нас на: 

Как заявил РИА Новости ливийский информированный источник, глава Ливийской национальной армии (ЛНА) маршал Халифа Хафтар прибыл в Москву, где могут состояться его переговоры с премьер-министром Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файезом Сарраджем.

На днях министры иностранных дел стран Евросоюза встретились в Брюсселе и пришли к выводу о наращивании интегрированных усилий в Ливии для достижения устойчивого прекращения огня и поиска политического разрешения кризиса в воюющей стране.

Маршал Халифа Хафтар прибыл в Москву на переговоры с премьер-министром Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файезом Сарраджем.
© wikipedia.org
Маршал Халифа Хафтар прибыл в Москву на переговоры с премьер-министром Правительства национального согласия (ПНС) Ливии Файезом Сарраджем.

В частности, верховный представитель ЕС Жозеп Боррель выражает опасения, «что в Ливии ситуация может выйти из-под контроля». Он видит здесь три главных аспекта.

Первый касается угрозы роста терроризма, ибо в зоне боевых действий уже были замечены боевики из Сирии и Судана. Второй риск - опасность миграционных потоков с ливийского побережья, способных с новой силой захлестнуть Европу. И третий фактор: распространение нестабильности из Ливии на весь регион Сахель (включает 10 африканских стран с населением около 300 млн человек).

«В регионе явилась новая геополитическая схема после появления новых акторов - России и Турции, и вся средиземноморская геополитическая ситуация может измениться. …Мы намерены сосредоточить внимание на контроле за прекращением огня, за соблюдением эмбарго на поставки оружия и на других мерах безопасности», - высказался Боррель.

Недавно ПНС в Триполи запросило у Турции военную помощь на фоне наступления сил ЛНА фельдмаршала Халифы Хафтара на столицу. Речь шла о «воздушной, наземной и морской» военной поддержке для отражения наступления. Парламент Турции 2 января разрешил отправку турецких военных в Ливию. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что турецкие военные специалисты будут инструктировать армию ПНС. Турция решила открыто поставить на ПНС, во многом чтобы обеспечить экономические интересы в нефтедобывающей стране и распространить свои козырные перед ЕС возможности по контролю нелегальной миграции в Европу.

Парламент Турции 2 января разрешил отправку турецких военных в Ливию.
© wikimedia.org
Парламент Турции 2 января разрешил отправку турецких военных в Ливию.

Большинство же арабских стран выступает категорически против военного вмешательства Турции в ливийский конфликт.

В телефонном разговоре американский президент Дональд Трамп предупредил Эрдогана, что вмешательство в Ливию осложнит обстановку в североафриканской стране. После этого появилось совместное заявление глав Греции, Израиля и Кипра: «Турецкое решение о вводе войск в Ливию является серьёзной угрозой для стабильности в регионе. …Анкаре следует воздерживаться от таких действий, которые грубо нарушают национальный суверенитет и независимость Ливии».

Наряду с тем президенты России Владимир Путин и Турции Тайип Эрдоган согласовали позицию по Ливии и призвали все стороны прекратить огонь с 00.00 12 января и немедленно сесть за стол переговоров.

Президент России Владимир Путин и президент Турции Тайип Эрдоган согласовали позицию по Ливии и призвали все стороны прекратить огонь.
© kremlin.ru
Президент России Владимир Путин и президент Турции Тайип Эрдоган согласовали позицию по Ливии и призвали все стороны прекратить огонь.

В ответ ПНС Ливии заявило, что высоко ценит и приветствует усилия Москвы и Анкары, направленные на поиск разрешения конфликта. ЛНА Халифы Хафтара также поприветствовала инициативу РФ и Турции по перемирию в Ливии, но заявила, что продолжит борьбу с террористами.

В то же время замглавы МИД РФ Михаил Богданов обсудил по телефону со специальным посланником ООН по Ливии Гассаном Саляме урегулирование ливийского кризиса. Телефонный разговор состоялся по инициативе Саляме.

Глава ПНС Файез Саррадж и руководитель противостоящей ему ЛНА Халифа Хафтар на прошлой неделе побывали в Риме на переговорах с итальянским премьером Джузеппе Конте, как информировала газета La Repubblica. Итальянская сторона надеется, что переговоры позволят придать импульс дипломатическому урегулированию ливийского кризиса. La Repubblica отмечает, что над урегулированием этого конфликта активно работает и глава МИД Италии Луиджи Ди Майо, побывавший с визитом в Турции, где также поднимал ливийскую тему.

После свержения и убийства ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году Ливия фактически перестала функционировать как единое государство. Сейчас в стране двоевластие. На востоке заседает избранный народом парламент, а на западе, в Триполи, правит сформированное при поддержке ООН и Евросоюза ПНС Файеза Сарраджа. Власти восточной части страны сотрудничают с ЛНА Хафтара.

Поход армии Хафтара на Триполи начался в апреле прошлого года.
© flickr.com
Поход армии Хафтара на Триполи начался в апреле прошлого года.

Поход армии Хафтара на Триполи начался в апреле прошлого года. К июлю обострились её столкновения с обороняющими столицу, но решительного перевеса не было ни у одной из сторон. Хотя силы Хафтара де-факто контролируют большую часть страны, они не могут взять Триполи под полный контроль. Надежды обеих сторон связаны с зарубежными странами.

Зимой 2015-2016 года, когда усилиями ООН в Триполи появилось ПНС, изначально назначенное временно - сроком на один год. Премьер-министр Файез Саррадж имел устойчивую поддержку в США и Евросоюзе. За прошлый год ситуация кардинально изменилась: ныне ПНС в Триполи поддерживают Турция, Катар и ООН, а Хафтара - Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Италия, Франция и даже в определённой мере США. Россия соблюдает нейтралитет, но плотно контактировала с Хафтаром и его окружением, хотя сейчас ищет точки соприкосновения с Турцией, защищающей интересы ПНС.

В Париже и Риме считают, что выгодно иметь сильного военного во главе Ливии, которого видят в Хафтаре. В международных же организациях эти страны высказываются за единство Ливии, но стараются публично не поддерживать ни одну из сторон. Турецкое правительство, однако, считает, что Франция поставляет оружие в Ливию. Об этом недавно заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

Между тем на фоне прибытия в страну турецких войск ЛНА фельдмаршала Халифы Хафтара объявила о захвате города Сирт, имеющего огромное логистическое значение. Это принципиальная победа Хафтара в разделившей страну на две части гражданской войне.

ЛНА фельдмаршала Халифы Хафтара объявила о захвате города Сирт, имеющего огромное логистическое значение.
© flickr.com
ЛНА фельдмаршала Халифы Хафтара объявила о захвате города Сирт, имеющего огромное логистическое значение.

Слабые стороны ПНС сейчас - его связи с вооружёнными суннитскими группировками, в том числе с «Братьями-мусульманами», и в значительной степени из-за этого утрата поддержки со стороны Евросоюза и США, отсутствие понимания у ведущих игроков арабского мира - Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта, правительства которых в последние годы декларируют отказ от использования экстремистских формирований. Наряду с тем укоренённая в сознании ливийцев память о том, как военный Муаммар Каддафи обеспечивал в стране многолетние экономические стабильность и процветание.

Слабые стороны ЛНА сегодня - разобщённость нации и её земель после свержения Каддафи, вероятность присутствия на стороне ПНС сильной турецкой армии с потенциалом его расширения, довольно преклонный возраст фельдмаршала Халифы Хафтара (он родился в 1943 году) и его не идеальное здоровье для того, чтобы в полной мере принять на себя ответственность за судьбу Ливии.

Таким образом, удастся ли одной из противодействующих сторон развязать тугой ливийский узел - по-прежнему остаётся большим вопросом. Поэтому-то не исключено, что стороны сядут в Москве за стол переговоров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама