В других СМИ
Загрузка...
«Новая линия фронта НАТО»
© atlanticcouncil.org
Специальный доклад Североатлантического альянса.

«Новая линия фронта НАТО»

Североатлантический альянс опубликовал специальный доклад, в котором приводится комплексный анализ военной мобильности подразделений НАТО в Евросоюзе в преддверии «возможной войны с Россией»
07 мая 2020, 12:49
Реклама
«Новая линия фронта НАТО»
© atlanticcouncil.org
Специальный доклад Североатлантического альянса.

На днях был опубликован доклад Североатлантического альянса, подготовленный группой экспертов во главе с бывшим главнокомандующим вооружёнными силами НАТО в Европе генералом в отставке Кёртисом Скапарротти. В 50-страничном докладе приводится комплексный анализ военной мобильности подразделений НАТО в Евросоюзе в преддверии «возможной войны с Россией».

Доклад целевой группы являет собой годичное исследование, основанное на консультациях с представителями НАТО, ЕС и национальных правительств, в котором представлена комплексная оценка европейской военной мобильности, указаны пробелы в организации работы, даны практические советы по повышению и улучшению мобильности в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

По сути, речь идёт о возможности быстрой концентрации войск США и их союзников по НАТО на границах Российской Федерации, особенно в странах Балтии.

Публикация отчёта генерала Скапарротти была отчасти связана с планом крупных учений НАТО в Европе Defender 2020, активная фаза которых должна была состояться в мае этого года. Из-за вспышки коронавируса учения были сорваны, но это не помешало экспертам НАТО подготовить полный анализ по Европе.

Напомню, военная группа экспертов НАТО была создана в апреле 2019 года для оценки адекватности усилий по обеспечению мобильности войск Альянса в Европе и поддержки сил союзников на европейском континенте.

В отчёте содержится ряд конкретных рекомендаций по мобильности. Линию европейской безопасности в докладе называют «Новая линия фронта НАТО». Линия фронта у западников проходит через Польшу, Прибалтику, страны Средиземноморья и Чёрного моря. НАТО и Европейский союз действуют независимо друг от друга, поскольку есть многочисленные правовые, дипломатические и инфраструктурные барьеры между организациями. Тем не менее важность сотрудничества между НАТО и Евросоюзом для обеспечения военной мобильности регулярно подчёркивается в отчёте в различных вариациях.

Остановимся на основных политических проблемах, выявленных военными экспертами.

По мнению авторов, сегодняшней военной мобильности не хватает общей и постоянной боеготовности. Затянувшееся обсуждение в Брюсселе очередного семилетнего бюджета ЕС на 2021-2027 годы сводит к минимуму возможность своевременного выделения финансовых средств на поддержание военной мобильности в регионе. Помимо этого, отсутствие политической и военной координации как между странами, так и между НАТО и ЕС препятствует принятию своевременных политических решений.

В докладе поставлены перед странами Европы и блоком НАТО вполне конкретные задачи.

Первая задача, по мнению авторов доклада, заключается в обеспечении устойчивого и надёжного финансирования военной мобильности со стороны Европейского союза и Североатлантического альянса. Признано, что политический импульс в отношении военной мобильности достиг своего пика в 2018 году, но в настоящее время существует риск застоя, поскольку страны ЕС и НАТО сосредоточены на других вопросах.

В докладе определено, что ЕС должен выделить 20 млрд евро бюджетных средств на период 2021-2027 гг. для финансирования военной мобильности.

Большинство усилий ЕС по военной мобильности были политически связаны с бывшим президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером. В 2019 году Европейская комиссия предложила финансирование военной мобильности в размере 6,5 млрд евро в течение шести лет. Но сейчас Евросоюз испытывает серьёзные финансовые проблемы, которые ставят под угрозу выполнение программы военной мобильности.

В декабре 2019 года под председательством Финляндии в ЕС бюджет мобильности было предложено сократить на 60% - с 6,5 млрд до 2,5 млрд евро. Такая экономия связана с экономическими и финансовыми проблемами, вызванными пандемией Covid-19.

В докладе предлагается уделять первостепенное внимание инвестициям в железнодорожную инфраструктуру, особенно на восточном фланге НАТО для мобильности из Западной Европы в Центральную и Восточную Европу. В отчёте опубликована карта девяти грузовых железнодорожных коридоров европейской транспортной сети, по которой переправляется большая часть военной техники и войск. Среди них только один маршрут частично распространяется на Прибалтику. Поэтому железнодорожная линия европейского калибра из Польши в страны Балтии - проект «Rail Baltica» - определена как приоритетная для стран Европы.

Вторая задача - выполнение плана оборонных мероприятий НАТО, получившего название Four Thirties («Четыре по 30»). Он предусматривает создание в НАТО к 2020 году 30 мотопехотных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и наличие 30 боевых кораблей, готовых к применению в течение 30 дней.

Третья задача - продвижение и укрепление системы киберустойчивости. Киберустойчивость и живучесть инфраструктуры должны иметь более высокий приоритет на оперативном уровне, поскольку за ними решающее значение для перемещения сил по всей Европе в период кризиса или военного времени.

Четвёртая задача - повышение уровня знаний для эффективного командования и управления во время учений. НАТО должен сформировать Объединённый военный мобильный компетентный центр под руководством Объединённого командования войск Альянса в Европе и Центра поддержки материально-технического обеспечения НАТО.

Учения НАТО должны быть полностью интегрированы в систему военной мобильности, в том числе на основе учений Defender 2020. В дальнейшем НАТО планирует увеличение количества ежегодных учений с большей продолжительностью и возрастающей сложностью. Ключевым вопросом при этом будет способность европейской инфраструктуры принимать и перевозить участников учений.

Справка

НАТО провёл 103 военных учения в 2018 году и 102 военных учения в 2019 году. В 2021 году запланированы большие учения в Европе Steadfast Defender 2021.

Пятая задача - расширение возможности стратегических перевозок как с точки зрения грузоподъёмности, так и путём устранения существующих препятствий.

В докладе признают, что существующая инфраструктура в странах бывшего Варшавского договора в значительной степени не подходит для современных технологий НАТО. По заключению двух экспертных групп Североатлантического альянса, государствам-членам НАТО следует рассмотреть вопрос о финансировании демонтажа российской железнодорожной колеи в странах Балтии и замене её на западноевропейскую. Кроме этого, рекомендовано обеспечить замену мостов на балтийско-российских границах, которые не могли бы выдерживать вес во время прохождения российской тяжёлой военной техники.

Страны Балтии должны определить и классифицировать статус бывшей советской инфраструктуры в пределах своих границ и принять соответствующие меры для её перемещения или замены.

Судя по последнему отчёту, Вашингтон продолжит оказывать давление на правительства стран Европы для решения своих задач на европейском военном театре. Авторы доклада предупреждают НАТО о возможном размещении Россией на своих границах высокоточных баллистических ракет малой и средней дальности. В связи с чем предлагается уже сейчас проанализировать и оценить возможные последствия этого на военную мобильность Альянса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама