Египетский кулак султану Эрдогану
Pro et contra
По словам заместителя председателя правящей турецкой Партии справедливости и развития Ясина Актая, предупреждение главы египетского государства о готовности ввести в Ливию войска, ни в коем случае не остановит Анкару, которая продолжит поддерживать Правительство национального единства (ПНЕ) во главе с Фаизом Сараджем. Турецкий политик также уверен в том, что против планов Каира наверняка выступят Алжир и другие арабские страны, а Египет таким образом настроит против себя НАТО. «И вообще, у ас-Сиси кишка тонка, чтобы бросать вызов Турции», - подвёл итог своему краткому интервью для турецкой газеты Ahval Ясин Актай.
Новостной портал Middle East Eye со ссылкой на выходящую в Лондоне газету Al-Araby al-Jadid приводит слова неназванных египетских дипломатов и правительственных чиновников, которые считают, что Каир не отправит в Ливию на помощь Халифе Хафтару ни крупные сухопутные, ни морские силы. Скорее всего, дело закончится ограниченной военной операцией с целью получить стратегический контроль над Киренаикой, восточным ливийским регионом. Самое большее, что можно ожидать, - нанесения серии авиаударов с целью сорвать наступление сил, лояльных правительству Сараджа.
По мнению египетского политолога Зияда Акля из Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам», прямого военного вмешательства со стороны Каира не будет. Впрочем, о том, как на самом деле будут развиваться события, не знает никто. Как бы то ни было, Каир может найти и другие формы участия своих вооружённых сил в ливийских делах.
Старейшины многих племен, обитающих в районе Сирта и Джуфры, например, вспомнили о заключённом ещё в 1950 году договоре об обороне и экономическом сотрудничестве, на основании которого Египет может приступить к подготовке бойцов племенных ополчений, выступающих на стороне Халифы Хафтара. Президент ас-Сиси, кстати, не исключил того, что перед колоннами египетских войск пойдут шейхи местных племён.
Турецкий экспансионизм «достал» Каир, Афины и Париж
Впервые мысль о возможности ввода египетской армии в Ливию президент ас-Сиси в общем виде озвучил ещё 8 июня, когда турки и правительство Сараджа отвергли предложения Каира согласиться на перемирие и сесть за стол переговоров с Хафтаром.
В минувшую субботу во время посещения военной базы Сиди-Баррани президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси уже более детально проговорил о возможном военном вторжении в Ливию. По сообщению телеканала Sky News Arabia, глава египетского государства считает, что любое прямое вмешательство Египта в Ливии нужно рассматривать в качестве шага, который наделён международной легитимностью. По мнению президента ас-Сиси, право Египта вмешаться в ливийские события основано на необходимости защиты границ Египта от террористической угрозы, поддержки усилий по прекращению кровопролития в Ливии и запуска там политического процесса под эгидой ООН. А неспособность добиться в Ливии перемирия вызвана тем, что все решения правительства Сараджа подконтрольны внешним силам.
Кроме того, глава Египта заявил, что ливийские города Сирт и Джуфра находятся на красной линии, которую Каир никому не позволит пересечь. Особая забота египтян об этих городах объясняется просто: они представляют собой вход в так называемый нефтяной треугольник, то есть в район Рас-Лануфа, Брейги, Зувейтины, где расположены морские терминалы, через которые нефть закачивается в танкеры и отправляется на экспорт.
Почти одновременно с египтянами с подобным заявлением выступили и греки. По словам начальника генерального штаба Греции генерала Константиноса Флороса, греческие вооружённые силы полностью готовы предотвратить любые действия Турции, если она осмелится нарушить суверенитет Греции, и «сжечь» того, кто вторгнется в эту страну. Суть конфликта между Афинами и Анкарой в том, что, во-первых, турки считают, что многие греческие острова просто не могут иметь шельфа в силу своих малых размеров, и поэтому бурят свои разведочные скважины рядом с такими островами под охраной своих турецких военных кораблей. Во-вторых, определённые в конце прошлого года морские границы между Турцией и правительством Сараджа препятствуют Израилю, Египту, Греции и Кипру построить подводный газопровод, по которому они планировали сбывать добываемый ими газ в Европу.
Наконец, Франция во время совещания министров обороны НАТО подняла перед Североатлантическим альянсом вопрос об агрессивном поведении Турции и о блокировании попыток досмотра её грузовых судов, которые могут перевозить оружие и наёмников для марионеточного правительства Сараджа.
По данным телеканала France 24, турецкий фрегат у побережья Ливии отказался выполнять распоряжение о досмотре груза на транспортном корабле под флагом Танзании. Уклоняясь от досмотра, турецкий фрегат с помощью радара системы ракетного наведения «подсветил», то есть фактически взял на прицел французский военный корабль, выполнявший патрулирование в рамках миротворческой операции IRINI. При этом французы более чем прозрачно намекнули на желательность вообще исключить турок из НАТО, так как в этом случае против них можно было бы применить оружие.
Образумится ли Эрдоган?
Заявления египтян и греков о готовности применить против турок оружие вкупе с поданной в НАТО жалобой французов вовсе не равнозначно объявлению войны. Ни Египет, ни Греция с Францией не хотят кровопролития, к которому, понимая это до конца или не понимая, подталкивает обширный регион Турция. Это, скорее, предупреждение Анкаре, на этот раз довольно серьёзное, хотя, возможно, и не последнее. Предложение одуматься, не перегибать палку, не зариться на чужие территории и богатства, не хамить, тем более союзникам по НАТО, не расталкивать соседей локтями, не вести себя так, словно всё Средиземноморье и Ближний Восток являются твоей собственностью. Это однозначный сигнал о том, что терпение ряда арабских и европейских стран подходит к концу. Сигнал этот адресован не только Анкаре напрямую, но ещё и США и руководству НАТО, с тем чтобы они повлияли на Эрдогана, убедили его изменить свою позицию и согласиться пойти на перемирие в Ливии. При этом надо иметь в виду, что «Каирскую декларацию» уже поддержали ООН, ЕС, США, Россия, Лига арабских государств - практически все кроме Анкары и правительства Сараджа.
По всей вероятности, Турция даже не попытается хоть что-то изменить в своём агрессивном курсе. Об этом говорит не только воинственная риторика турок, их резкие информационные, а точнее, дезинформационные атаки на Париж, Афины, Каир и, конечно, Москву, но и вполне практические действия Анкары: продолжающиеся военные приготовления, наращивание сил и средств в Ливии и в Восточном Средиземноморье, переговоры с Сараджем о строительстве военных баз, развёртывание новой военной операции в Ираке без всякого согласования с иракскими властями, и не считаясь с суверенитетом этой страны.
Анкара сегодня почти полностью зациклилась на идее создания «Новой Турции» или воссоздания Османской империи.
Складывается впечатление, что многие турецкие руководители как будто живут во времена султана Сулеймана Великолепного, при котором Османская империя в середине XVI века добилась пика своего могущества. И туркам кажется, что это даёт им право чувствовать и вести себя как хозяева огромного региона. Кроме того, одержанные в последнее время Анкарой победы на поле боя и фактически полная её безнаказанность, вялая, а то и вовсе никакая реакция со стороны многих западных держав на турецкие авантюры, создали у турок иллюзию вседозволенности.
В действительности, ни США, ни Европа не имеют такого влияния на Турцию, какое имеет на них Турция. Эрдогану удалось нащупать у ЕС и НАТО слабые места. Одним турки намекают на выход из Североатлантического альянса, другим грозят открыть шлюзы для потока иммигрантов в Европу. Используя эти слабые места, надавливая на них, Турция прибегает к проверенному методу шантажа.
Надо сказать, что такой метод хорошо действует на проявивших робость европейцев, в первую очередь на Германию и Италию, предпочитающих «страусиную» политику, закрывающих глаза на агрессивность Анкары. Для того, чтобы «убедить» турок в необходимости сбавить обороты, нужна единая позиция европейцев, американцев, арабов и России. Однако вместо этого НАТО всю свою энергию направляет на вытеснение из Ливии Москвы, на минимизацию её влияния там. Кремлю предъявляют абсурдные обвинения, в том, что из-за России поведение Турции приобретает всё более агрессивный характер. Только что бригадный генерал от морской пехоты США с очень нехорошей «говорящей» фамилией Геринг (Bradford Gering) обнаружил, что в Ливию на днях якобы прилетела новая партия российских боевых самолётов, около дюжины МиГ-29 и Су-29, причём из самой России. Вот только, кто пилотировал боевые машины, для высокопоставленного морпеха осталось загадкой.
Как бы то ни было, в экспертном сообществе считают, что президент ас-Сиси сильно опоздал со своим заявлением о готовности Каира ввести войска в Ливию. Это надо было делать почти сразу, после того как Анкара заключила с правительством Сараджа в конце прошлого года договор о военном сотрудничестве и начала поставки оружия и переброску своих военных и сирийских наёмников для поддержки Триполи. Не получив мгновенного и резкого ответа на свои действия, турки быстро развернулись, сумели создать сильную группировку сил и средств, с помощью которой нанесли серию поражений Халифе Хафтару, получили возможность закрепиться на западе Ливии.
И после этого отказываться от всего в два счёта завоеванного… Это не в правилах наследников Османской империи, на глазах создающих её копию.