Что мы знаем об иранских беспилотниках?

«Персидский лук» - беспилотный сюрприз для Незалежной

Россия с некоторым опозданием занялась развитием и насыщением армии беспилотными авиационными комплексами военного назначения. В первую очередь - ударными. Решение проблемы - в двух плоскостях: либо форсировать производство отечественных БПЛА, либо закупить их у партнёров (на рынке вооружений такие предложения есть), а затем усилить собственное производство
11 ноября 2022, 11:00
Реклама
«Персидский лук» - беспилотный сюрприз для Незалежной
© Соцсети
Что мы знаем об иранских беспилотниках?
Читайте нас на: 

В августе 2022 года в западных СМИ появились сообщения: Иран поставит России ударные БПЛА. Иран, по заявлению американцев, мог в июле 2022 года начать обучение российских операторов беспилотников. Американское агентство CNN сообщило о неоднократном посещении российскими специалистами аэродрома Кашан к югу от Тегерана для изучения комплексов Shahed 191 («Сайга-2») и Shahed 129.

Эти беспилотники имеют достаточно высокие лётно-технические характеристики. Сегодня Иран уверенно входит в пятёрку стран (США, Китай, Израиль, Турция), достигших наиболее значительных результатов в развитии беспилотной авиации. Иранские ударные, ударно-разведывательные и разведывательные БПЛА неоднократно и успешно применялись в различных вооружённых конфликтах. Поэтому иранские беспилотники - хорошее приобретение для России.

Shahed 129.
© globallookpress.com
Shahed 129.

Есть одно косвенное подтверждение серьёзности намерений россиян в сфере военного сотрудничества. В этом году 9 августа с космодрома Байконур российским носителем был выведен на орбиту иранский спутник. Американская The Washington Post сообщила, ссылаясь на сведения разведки США, что Россия «планирует использовать спутник в течение нескольких месяцев в рамках своего наступления на Украине».

Результатом российско-иранского сотрудничества стало подписание РФ контракта на поставку 1000 иранских разведывательно-ударных беспилотников Shahed 129 и тренажёра для обучения операторов. О Shahed 191, который ещё называют «Сайга-2», речи пока не идёт. Люди знающие говорят о ещё более привлекательной перспективе - о новейшем иранском беспилотнике «Каман-22» (Kaman 22). В переводе с персидского - «лук», «метательное оружие».

Продукт обратного инжиниринга

«Каман-22» - первый широкофюзеляжный БПЛА иранского производства. Предназначен для радиоэлектронной борьбы и разведки, одновременно - оперативно-тактический ударный беспилотник. Впервые «Каман-22» был представлен в феврале 2021 года.

У «Каман-22» семь точек внешней подвески, на которых может быть размещена боевая нагрузка до 300 кг. Это высокоточное оружие (ракеты, бомбы), БПЛА воздушного старта. Под фюзеляжем размещается аппаратура наблюдения и визуализации (камеры инфракрасного и видимого спектра), лазерные дальномеры и целеуказатели, аппаратура радиоэлектронной борьбы.

Широкофюзеляжный иранский ударно-разведывательный БПЛА «Каман-22» с вооружением на внешней подвеске.
© НИО РГВВДКУ
Широкофюзеляжный иранский ударно-разведывательный БПЛА «Каман-22» с вооружением на внешней подвеске.

Специалисты находят внешнее сходство «Каман-22» и американского ударно-разведывательного БПЛА MQ-1/RQ-1 Predator и MQ-9/RQ-9 Reaper. Сходство не случайно: иранский БПЛА - продукт так называемого обратного инжиниринга.

Иранские конструкторы создали «Каман-22» на основе исходных данных, полученных в виде готовых беспилотников MQ-1/RQ-1 Predator и MQ-9/RQ-9 Reaper, которые пришлось либо сбить, либо перехватить их управление и приземлить на территории Ирана или дружественных ему стран. Могли быть использованы американские БПЛА, потерпевшие аварию. Тот же «Шахед-191» создан на основе творческого копирования иранскими конструкторами американского разведывательного беспилотника RQ-170 Sentinel.

(MQ - аббревиатура, используемая для американских военных ударных дронов, RQ - для разведывательных).

Плюс спутниковая связь

Планер «Каман-22» - самолётного типа, выполнен по классической аэродинамической схеме. Он исполнен из композитных материалов, что означает малую заметность РЛС противника за счёт низкой эффективной площади рассеивания (ЭПР).

В выступающей вперёд носовой части расположена антенна спутниковой связи Ku-диапазона. Над носовой частью фюзеляжа - выпуклый обтекатель со специальным оборудованием, которое позволяет БПЛА ориентироваться по сигналам спутников глобальной системы позиционирования GPS при полёте на максимальную дальность.

Без спутниковой связи дальность полёта дронов ограничена прямой видимостью между БПЛА и наземным пунктом управления (НПУ) в радиусе менее 200  км. Естественно, исчезнет и возможность отправлять добытые разведывательные сведения в центры управления войсками. Спутниковая антенна предназначена для увеличения дальности связи за пределами прямой видимости.

Ещё в 2015 году была разработана модификация БПЛА «Шахед-129» с выпуклым обтекателем для установки спутникового навигационного оборудования. Видимо, у обтекателя с антенной нового иранского беспилотника «Каман-22» аналогичное предназначение. «Каман-22» имеет V-образное хвостовое оперение. В отличие от хвоста американского MQ-1/RQ-1 Predator, оно повёрнуто на 180 градусов вниз. V-образный хвост «Каман-22» установлен как на БПЛА MQ-9 Reaper, в нормальном для буквы V положении. Фактически хвостовая часть «Каман-22» выполнена по образцу аналогичного элемента планера американского беспилотника MQ-9.

Нижняя часть фюзеляжа иранского БПЛА выполнена таким образом, что её форма существенно снижает отражение радиоволн радиолокационных станций противника. Это свойство повысило живучесть БПЛА, но усложнило конструкцию его планера, повысило стоимость беспилотника и время, затрачиваемое на его изготовление.

Толкающий трёхлопастной воздушный винт силовой установки «Каман-22».
© НИО РГВВДКУ
Толкающий трёхлопастной воздушный винт силовой установки «Каман-22».

Для горизонтального маневрирования в нижней части фюзеляжа БПЛА под двигателем, как и на американском MQ-9, установлен вертикально руль. Фюзеляж беспилотника обтекаемой формы, в нём размещены все необходимые для функционирования аппарата устройства и системы. Длина взлётно-посадочной полосы (ВПП) для «Каман-22» не меньше 1200 м.

Это не банальная копия…

Силовая установка «Каман-22» представляет собой авиационный двигатель, модель которого неизвестна, с толкающим трёхлопастным воздушным винтом, лопасти которого имеют специальную конструкцию, снижающую производимый ими звук. Значит, способствует скрытности полёта беспилотника.

Вероятно, на «Каман-22» установлен такой же двигатель, как и на «Шахед-129» - австро-канадский поршневой Rotax 914 (4-х цилиндровый, 4-х тактный двигатель), либо его иранский или китайский аналоги.

Мощность двигателя 115 л.с. Топливо - автомобильный бензин с октановым числом не менее 95. Мягкие (!) топливные баки размещены в фюзеляже. Воздухозаборник расположен в кормовой части беспилотника непосредственно над двигателем. Крылья некоторых модификаций «Каман-22» могут быть с поднятыми вверх законцовками, которые дают экономию топлива и дополнительную устойчивость аппарата в полёте.

«Каман-22», в отличие от «Шахед-191» («Сайга-2»), - аэродромного базирования, который стартует со специального автомобиля при разгоне. На таком же автомобиле перевозится сам «Шахед-191», его расчёт и оборудование НПУ. Старт и посадка «Каман-22» - с ВПП в автоматическом режиме, с использованием трёхстоечного колёсного шасси, убирающегося в полёте.

«Каман-22» и его вооружение.
© НИО РГВВДКУ
«Каман-22» и его вооружение.

Анализ конструкции «Каман-22» позволяет сделать вывод, что это не банальная копия американских дронов MQ-1 и MQ-9, и свидетельствует о высоком профессиональном уровне разработчиков иранского беспилотника.

ТТХ ударно-разведывательного БПЛА «Каман-22»: длина - 6,5 м, высота - 2,5 м, размах крыльев - 17 м, дальность полёта - 3000 км, практический потолок - 7925 м, продолжительность полёта - 24 часа.

Характеристики «Каман-22» во многом соответствуют аналогичным данным американского беспилотника MQ-1 Predator, хотя первый был запущен в производство на 28 лет позже второго. Некоторые показатели иранские военные и разработчики раскрывать не спешат.

Целевая нагрузка

Электронно-оптическое оборудование этого БПЛА предназначено для ведения разведки, целеуказания и корректировки огня артиллерии в режиме реального времени и представляет собой многофункциональную оптико-электронную систему (МОЭС) OGHAB 4D/4H иранского производства. МОЭС (в российской классификации ГОЭС - гиростабилизированная оптико-электронная система) установлена на универсальном шарнире под носовой частью беспилотника. Это гиростабилизированная вращающаяся на 360 градусов турель.

OGHAB 4D/4H оснащён встроенными инфракрасными и телевизионными (дневного видения) камерами c 60-кратным увеличением, лазерным целеуказателем и дальномером. Всё перечисленное оборудование из состава МОЭС также иранского производства.

Интеллектуальные боеприпасы

Для «Каман-22» разработана целая линейка высокоточных («интеллектуальных») боеприпасов и другое вооружение: ракеты класса «воздух-воздух», ракеты класса «воздух-поверхность», противокорабельные крылатые ракеты, гибридные летательные аппараты (беспилотник - крылатая ракета), высокоточные сбрасываемые планирующие бомбы с лазерным наведением, обычные сбрасываемые бомбы, бомбы малого диаметра.

Ракеты Sattar 4, например, обладая мощной боеголовкой и взрывателем замедленного действия, используются для уничтожения хорошо укреплённых, в том числе бетонированных, объектов противника. После пуска ракета наводится на цель с помощью лазерного луча из специального подвесного контейнера. В комплект ракет Sattar 4 входят либо два боеприпаса, каждый весом по 113,5 кг, либо один боеприпас весом 227 кг.

Управляемая иранская ракета «воздух-поверхность» Heydar предназначена для установки на вертолёты армейской авиации и ударные беспилотники. Дальность её действия - от 8 до 12 км. Применяется против бронированных целей и скопления живой силы противника.

Управляемая иранская ракета Heydar класса «воздух-поверхность» на внешней подвеске вертолёта.
© НИО РГВВДКУ
Управляемая иранская ракета Heydar класса «воздух-поверхность» на внешней подвеске вертолёта.

Противотанковая управляемая ракета (ПТУР) Almas выпускается в двух версиях - для наземного и воздушного пуска (для установки на ударные БПЛА). Работает по принципу «выстрелил-забыл». Её дальность - 8 км при весе 14 кг. Тандемная боевая часть ракеты способна пробить броню толщиной до 600 мм.

Иранская малая крылатая ракета Akhgar предназначена для беспилотных летательных аппаратов и вертолётов армейской авиации. Её вес - 27 кг; вес боеголовки - 7 кг; дальность - 30 км; скорость - 600 км/ч. Наведение: электронно-оптическое, на ракете установлена телевизионная ГСН.

Боеприпас Heydar-1 - это гибрид БПЛА и крылатой ракеты воздушного пуска, то есть по своей сути является своеобразным дроном-камикадзе. Дальность действия 200 км, скорость ракеты в момент поражения цели достигает 1000 км/ч (0,8 М).

Иранская крылатая противокорабельная ракета Zafar способна совершать полёт на сверхмалых высотах, устойчива к воздействию систем радиоэлектронного подавления. Дальность - 25 км, вес - 120 кг.

Иранская высокоточная корректируемая («умная») авиационная бомба малого диаметра Balaban с наведением по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы (GPS) имеет дальность полёта 25 км при весе 125 кг.

Иранская крылатая ракета Heydar-1.
© НИО РГВВДКУ
Иранская крылатая ракета Heydar-1.

Ряд характеристик перечисленного выше вооружения руководство иранских вооружённых сил в открытом доступе не публикует.

Вооружение на «Kаман-22» позволяет решать самые различные боевые задачи. Его список разнообразен и не ограничен рассмотренным выше вооружением. С большой вероятностью в него будут включены ракеты Sadid и другое современное оружие.

Беспилотник как оружие другого беспилотника

Каждый из беспилотных авиационных комплексов военного назначения (БАК ВН) включает в свой состав один или несколько БПЛА, средства обеспечения взлёта и приземления, средства управления и контроля за полётом одного или нескольких беспилотников, инструменты и принадлежности для проведения технического обслуживания.

На основе анализа состава иранских и турецких БАК ВН оперативного назначения с большой долей достоверности можно предположить, что в состав беспилотного комплекса «Каман-22» входят до трёх беспилотников, управление которыми осуществляется с подвижного наземного пункта управления (НПУ).

Он, скорее всего, представляет собой контейнер на автомобиле повышенной проходимости. В контейнере должны быть оборудованы автоматизированные рабочие места (АРМ) для управления и контроля за полётом беспилотников: командира расчёта БАК ВН, пилота и двух операторов - вооружений и целевой нагрузки.

Иранская беспилотная авиация военного назначения постоянно и целенаправленно совершенствуется. В контексте специальной военной операции на Украине целесообразно изучить и, возможно, в чём-то перенять иранский опыт в области создания и эффективного применения в боевых действиях различных беспилотных авиационных комплексов.

Достаточно написано о новых российских барражирующих боеприпасах «Герань-2». Одни говорят, что этот дрон-камикадзе поразительно напоминает аналогичный иранский БПЛА «Шахед-136» (Shahed 136), другие называют «Герань-2» копией иранского беспилотника. Главное - изделие очень неплохо воюет - с нашей стороны.

Shahed-149 Gaza.
© wikipedia.org
Shahed-149 Gaza.

А у Ирана появился совсем новый ударный беспилотник Shahed-149 Gaza. Принят на вооружение в 2022 году, поступает в подразделения аэрокосмических сил Корпуса стражей исламской революции.

Его характеристики впечатляют: длина - 10,5 м, размах крыла - 21 м, масса - до 3100 кг. БПЛА несёт до 500 кг полезной нагрузки: разведывательно-прицельное оборудовании, включая «дневную» видеокамеру с увеличением не менее 100-120 раз, тепловизор, лазерный дальномер-целеуказатель. Бомбовая нагрузка - до 13 управляемых боеприпасов.

Мощность турбовинтового двигателя - 650-750 л.с., максимальная продолжительность полёта - 35 часов, максимальная скорость - 350 км/ч, практический потолок - около 10 700 м, дальность действия - 2000 км.

Западные эксперты сравнивают его с американским MQ-9 Reaper. Опять сравнение, словно ни Россия, ни Иран не могут создать аппараты самостоятельно. Могут. Ещё какие!

Автор благодарит кандидата технических наук, старшего научного сотрудника научно-исследовательского отдела (НИО) Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища подполковника Василия Гумелёва за предоставленные информационные материалы.

В НИО в рамках НИР «Форпост» активно изучаются различные БПЛА, в том числе и иранские, исследуется тактика применения беспилотной авиации в Сирии. В связи с проведением СВО рамки работ существенно расширились. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама