«В РВСН создана и функционирует система военного образования, которая позволяет обучить специалистов-ракетчиков, готовых к выполнению боевых задач по обеспечению безопасности России»
© Архив автора
Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев.

«В РВСН создана и функционирует система военного образования, которая позволяет обучить специалистов-ракетчиков, готовых к выполнению боевых задач по обеспечению безопасности России»

О современной системе подготовки будущих офицеров и их готовности выполнить поставленные задачи, в том числе и ядерного сдерживания, еженедельнику «Звезда» рассказал командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев
Реклама
«В РВСН создана и функционирует система военного образования, которая позволяет обучить специалистов-ракетчиков, готовых к выполнению боевых задач по обеспечению безопасности России»
© Архив автора
Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев.
Читайте нас на: 

«Система военного образования РВСН обеспечивает потребность войск
в высококвалифицированных офицерских кадрах»

- Сергей Викторович, Ракетные войска стратегического назначения, без сомнения, самый наукоёмкий род войск. Это касается и сложнейшей техники, и офицеров-ракетчиков. Справляются ли учебные заведения РВСН с подготовкой квалифицированных кадров для войск, на какие новые рубежи вы нацеливаете командный состав и педагогов?

- Сегодня Ракетные войска стратегического назначения являются мощным, высокотехнологичным и динамично развивающимся родом войск, находящимся на этапе ввода в боевой состав современных ракетных комплексов стационарного и подвижного базирования, на базе которых формируется перспективная ракетная группировка, позволяющая эффективно обеспечивать ядерное сдерживание в любых условиях обстановки.

Ракетами управляют специалисты-ракетчики, готовые выполнить любые боевые задачи по обеспечению безопасности России.
© mil.ru
Ракетами управляют специалисты-ракетчики, готовые выполнить любые боевые задачи по обеспечению безопасности России.

Планируется к концу года долю современных образцов вооружения довести до 86%. Создан научно-технический задел, позволяющий и в будущем иметь на вооружении ракетные комплексы, способные служить адекватным ответом на возможные прогнозируемые вызовы и угрозы.

Однако решение задач, связанных с боевой готовностью, достигается не столько наличием современного вооружения и военной техники, сколько тем, кто и как это оружие будет применять. Эксплуатация современных видов вооружения предъявляет высокие требования к квалификации офицерских кадров.

Слово и дело

«Тенденции развития науки и техники не позволяют Ракетным войскам стратегического назначения стоять на месте. Научно-исследовательские организации РВСН занимаются поиском новых технологий, в том числе прорывных, которые могут быть применены при модернизации, а также создании нового стратегического вооружения. Одним из результатов таких работ является ракетный комплекс "Сармат", который в ближайшие годы составит основу группировки тяжёлых ракет стационарного шахтного базирования, а также ракетные комплексы "Авангард" и "Ярс", поступающие сегодня в войска».

В Ракетных войсках стратегического назначения создана и функционирует система военного образования, которая позволяет готовить специалистов-ракетчиков готовых к выполнению разноплановых боевых задач по обеспечению безопасности России. Она представляет собой сбалансированную совокупность органов управления военным образованием, сети военных образовательных учреждений, а также реализуемых ими федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к выпускникам.

Сегодня кадры для войск готовит Военная академия РВСН имени Петра Великого (ВА РВСН, академия), как в головном вузе в Балашихе, так и в своём филиале в Серпухове. Учитывая большое количество сложных специальных технических систем, воплощённых в ракетно-ядерном оружии РВСН, в академии и её филиале подготовка специалистов проводится более чем по 20 специальностям и специализациям. Вузы РВСН обладают мощным научно-педагогическим потенциалом, современной учебно-материальной базой и достойными социально-бытовыми условиями для курсантов и слушателей.

Павильон ракетной техники в Военной академии РВСН имени Петра Великого в городе Балашиха Московской области.
© РИА Новости
Павильон ракетной техники в Военной академии РВСН имени Петра Великого в городе Балашиха Московской области.

Совершенствование системы подготовки слушателей и курсантов, комплектование профессорско-преподавательского состава вузов лучшими офицерами, имеющими войсковой опыт, квалифицированными педагогическими и научными кадрами - предмет самого пристального внимания командования РВСН. Так, в постановлении сентябрьского Военного совета РВСН  отмечено, что вузы РВСН активно развиваются
и не отстают от требований войск.

В 2022 году академия возобновила выпуск офицеров по военной специальности «Эксплуатация и ремонт заправочно-нейтрализационного оборудования, систем газоснабжения и термостатирования ракет и ракетных топлив». Выпуск этих специалистов позволит улучшить качество эксплуатации ракетных комплексов с жидкостными ракетами «Стилет», «Авангард», «Воевода», а затем и «Сармат» стационарной группировки РВСН.

Расширяется спектр реализуемых образовательных программ. В 2022 году проведена государственная аккредитация подготовки курсантов по специальности «Робототехника военного и специального назначения». С 1 сентября 2022 г. в ВА РВСН приступили к подготовке курсантов
по новой гуманитарной специальности - «Военно-политическая работа».

Сегодня, можно с уверенностью утверждать, что система военного образования РВСН обеспечивает потребность войск в высококвалифицированных офицерских кадрах и успешно развивается.

- Как военный человек, связавший всю свою службу с ракетными войсками, чувствуете ли вы сегодня отличия в подготовке офицеров, по сравнению с прошлыми годами? В чём заметно это различие?

- На мой взгляд, принципиальных отличий в качестве подготовки офицерских кадров РВСН, по сравнению с прошлыми годами, нет. Причина в сложившейся системе военного образования РВСН, которая успешно позволяет за пять лет обучения в военном вузе, в ходе реализации комплекса административных, воспитательных и учебных мероприятий, сформировать будущего офицера - инженера и командира-единоначальника.

В вузах РВСН традиционно сохраняется фундаментальность военного образования.
© Архив автора
В вузах РВСН традиционно сохраняется фундаментальность военного образования.

Кроме того, в вузах РВСН традиционно сохраняется фундаментальность военного образования, предполагающая вооружение обучаемых знаниями основных законов науки и техники, точных дисциплин, цифровых сервисов и технологий, являющихся базисом, на котором строятся дальнейшие практические знания и умения.

«Военный педагог должен быть не только хорошим учёным и методистом, но и войсковым практиком»

- Сегодня существенно повышаются требования к преподавательскому составу, методическому мастерству педагогов. Вы лично поддерживаете отношения с кем-либо из преподавателей, как в целом оцениваете подготовку педагогов в вузах РВСН, кого конкретно можете выделить?

- Ключевое звено, определяющее деятельность вуза в целом - его профессорско-преподавательский состав. Сегодня укомплектованность учёными Военной академии РВСН имени Петра Великого является одной
из самых высоких среди вузов Министерства обороны Российской Федерации и близка к 90%. Хотелось бы акцентировать внимание на том,
что военный педагог должен быть не только хорошим учёным и методистом, но и войсковым практиком, который может передать слушателям
и курсантам свой опыт, учить их руководству подчинёнными, эффективно применять и правильно эксплуатировать сложнейшее вооружение и военную технику.

В РВСН широко внедряется привлечение преподавателей к мероприятиям повседневной, боевой и оперативной подготовки войск, испытаниям новых образцов вооружения и военной техники. Интенсивность этой работы ежегодно повышается. Это позволяет преподавательскому составу не только поддерживать связь с войсками, но и «чувствовать» должность, к которой они готовят слушателей или курсантов. В первую очередь, такая форма повышения профессионального мастерства становится основной для преподавателей выпускающих кафедр: «Тактики ракетных войск», «Эксплуатации ракетного вооружения», «Оперативного искусства», «Управления войсками и службы штабов», «Управления повседневной деятельностью подразделений» и других.

Ключевое звено, определяющее деятельность вуза в целом - его профессорско-преподавательский состав.
© varvsn.mil.ru
Ключевое звено, определяющее деятельность вуза в целом - его профессорско-преподавательский состав.

Поддерживаю тёплые, дружеские отношения с рядом преподавателей, но выделять кого-то отдельно не буду - в вузах РВСН очень много достойных педагогов, лучшим из которых ежегодно на итоговом заседании Военного совета РВСН вручаем кубок - «Хрустальную Сову».

«Никакие инновационные "3D тренажёры" и "виртуальная реальность" не заменят практической работы на технике, в войсках»

- Учебная материально-техническая база вузов стремительно обновляется. Инновационные тренажёры помогают в освоении сложной техники, позволяют экономить ресурсы. Есть чем гордиться в этом плане в вузах РВСН?

- Чтобы не отстать от войск, вузы РВСН постоянно наращивают и развивают свою учебно-материальную базу. Все современные боевые ракетные комплексы используются в учебном процессе академии. Доля современных учебно-тренировочных средств составляет сегодня 90%.

Проводится дальнейшее расширение номенклатуры и количества учебно-тренировочных средств для проведения с их использованием исследовательских командно-штабных военных игр с целью отработки вопросов ведения боевых действий, практических занятий для наработки навыков и умений, необходимых в реальных условиях.

Тем не менее, никакие инновационные «3D тренажёры» и «виртуальная реальность» не заменят практической работы на технике, в войсках. В новом учебном году в вузах РВСН увеличено время на проведение войсковых стажировок и практик, синхронизировано их проведение с мероприятиями оперативной и боевой подготовки войск.

Курсанты-выпускники академии проходят войсковую стажировку в соединениях Ракетных войск стратегического назначения.
© varvsn.mil.ru
Курсанты-выпускники академии проходят войсковую стажировку в соединениях Ракетных войск стратегического назначения.

Слово и дело

«С каждым годом мы значительно усложняем замысел наших учений, интенсивность получения различных вводных. В Ракетных войсках в 2022 году было проведено более 200 учений. Все они организованы в соответствии с Планом подготовки в установленные сроки, в том числе под руководством командующего РВСН, а также командующих ракетными армиями, командиров ракетных соединений и воинских частей».

- Насколько тесные сегодня связи между вузами РВСН и воинскими ракетными частями? На что направлено это взаимодействие, чему оно служит?

- Главной особенностью военного образования на современном этапе является глубокая интеграция с войсками, способность оперативно реагировать на их потребности в подготовке военных кадров. Для РВСН
это имеет особую значимость, ввиду перевооружения войск и ввода в боевой состав современных ракетных комплексов стационарного и подвижного видов базирования.

«Реализуемая в вузах РВСН современная парадигма образования состоит в переходе от "знаниевого" обучения к обучению деятельности»

- Офицер-ракетчик в нашем понимании образец патриота Родины, ведь ему страна доверяет самое главное - свою безопасность. А как на практике ведётся в вузах воспитание слушателей и курсантов, есть ли здесь какие-то конкретные интересные методические приёмы?

- В вузах РВСН, для решения задач полноценного воинского обучения
и воспитания, уже на протяжении ряда лет реализуется Программа совершенствования образовательной среды. Это комплексный документ, целью которого является создание системы подготовки офицерских кадров
с развитыми компетенциями, фундаментальными знаниями, широким набором военно-прикладных навыков и умений, высокой мотивацией
к службе в войсках. Её разделы - кого учить, как учить, кому учить
и на чём учить, интуитивно понятны и включают в себя мероприятия
с  разъяснением их особенностей и порядком реализации. Все мероприятия Программы носят прикладной характер и приближены к практике вуза,
в то же время они излишне не детализированы и оставляют широкие возможности для инициативы исполнителей.

Запуск межконтинентальной баллистической ракеты стационарного базирования «Сармат» с космодрома Плесецк в Архангельской области.
© РИА Новости
Запуск межконтинентальной баллистической ракеты стационарного базирования «Сармат» с космодрома Плесецк в Архангельской области.

Слово и дело

Перевооружение войск на новые ракетные комплексы является одним из главных направлений повышения возможностей РВСН по выполнению задач в любых условиях обстановки. Этот процесс сопровождается улучшением характеристик ракет и их боевого оснащения. В основном это касается возможностей преодоления как существующих, так и перспективных систем противоракетной обороны.

В текущих условиях создание данного ракетного комплекса [ракетный комплекс «Сармат»] для России говорит об укреплении стратегической безопасности. Для РВСН это означает, что впереди нас ожидает работа по перевооружению и изучению новой техники, поступающей в войска.

Практика вузов РВСН показывает, что ключ к решению задачи подготовки офицерских кадров - в эффективной работе системы привития слушателям и курсантам профессионально важных навыков, составляющих основу личности офицера, позволяющей успешно освоить образовательную программу, выработать правильные представления о военном укладе жизни
и сформировать у них необходимые профессиональные качества.

Эта система работает - по отзывам из войск, 95% офицеров-выпускников в полном объёме соответствуют занимаемым первичным должностям.

- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнего офицера-ракетчика? Какими качествами он должен обладать?

- Сегодняшний офицер-ракетчик, это, прежде всего, высокоподготовленный инженер, с развитым спектром профессиональных качеств, навыков и умений, основными из которых являются:

- теоретические знания;

- логическое мышление;

- оперативность поиска решения;

- инициатива, способность на основе знаний отстаивать предложения;

- самостоятельность и настойчивость.

По отзывам из войск, 95% офицеров-выпускников в полном объёме соответствуют занимаемым первичным должностям.
© mil.ru
По отзывам из войск, 95% офицеров-выпускников в полном объёме соответствуют занимаемым первичным должностям.

Такие качества вырабатываются годами - в ходе учёбы и службы, в вузах РВСН - путём формирования и развития у курсантов: воинского долга и желания стать высокопрофессиональным специалистом, способным решать военно-технические задачи как в повседневной жизни, так и в боевой обстановке; мотивации к службе в войсках, к практической работе
с людьми, вооружением и военной техникой РВСН; стремления к дальнейшему самосовершенствованию и карьерному росту.

«Основная задача довузовского образования - профессиональное самоопределение и становление суворовцев, их тесная связь с повседневной деятельностью РВСН»

- Что можете рассказать о системе довузовского образования
в РВСН, каковы здесь перспективы, есть ли узкие места, какие ваши пожелания?

- Особое внимание в РВСН уделяется привлечению в вузы РВСН наиболее способной молодёжи и её ранней профориентации на выбор профессии офицера. К решению этой задачи привлечено и довузовское военное учебное заведение РВСН - Пермское суворовское военное училище.

Качество обучения в нём соответствует требованиям командования РВСН - на «хорошо» и «отлично» прошедший учебный год закончили 75% суворовцев при отсутствии неуспевающих. Ежегодно из училища 20-25 человек поступает в академию РВСН (40-45% выпуска), ещё столько же
в другие военные вузы.

Основная задача довузовского образования - профессиональное самоопределение и становление суворовцев. Пути её решения - тесная связь суворовского военного училища с повседневной деятельностью РВСН.

Участие суворовцев в мероприятиях войск и личное общение с курсантами мотивирует их к военной службе. Такое сотрудничество подразумевает реализацию целого комплекса мероприятий, в том числе в организации образовательного процесса и в вопросах повседневной деятельности. Эти мероприятия органично входят в систему взаимодействия училища с РВСН, которая имеет градации по возрасту суворовцев и в самом общем виде выглядит следующим образом.

Учебная практика воспитанников Пермского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации.
© varvsn.mil.ru
Учебная практика воспитанников Пермского суворовского военного училища Министерства обороны Российской Федерации.

Для 11 классов. В рамках учебного плана реализуется элективный курс «Особенности военной службы в РВСН», в соответствии с которым воспитанники проходят практические занятия (войсковую практику) на базе одного из соединений РВСН. Суворовцы встречаются с командованием
и офицерами дивизии, принимают участие в практических занятиях
по подготовке механиков-водителей, подразделения антитеррора, разводе дежурных сил и в других мероприятиях повседневной деятельности войск.

Для 10 классов. Организуются военно-спортивные сборы, предусмотренные образовательной программой (полевые учебные сборы) на базе вузов РВСН. При проведении сборов проходит ознакомление суворовцев с вузами РВСН, образцами ракетной техники, порядком обучения в высшей школе. Делается всё, чтобы их пребывание в вузах РВСН не было скучным.

Для всех классов. Несколько раз в году в суворовском военном училище проводится стажировка курсантов вузов РВСН в качестве командиров взводов. Целесообразность её проведения обусловлена тем,
что наилучшие результаты в военно-профессиональной ориентации молодёжи приносит общение со сверстниками, близкими по возрасту. Старшие товарищи суворовцев, курсанты, оставили о себе только положительные впечатления. Воспитанники составляют объективное представление об условиях поступления и обучения в вузах РВСН,
о факультетах и специальностях, перспективах дальнейшего профессионального развития.

Пермское СВУ стало неотъемлемой частью системы военного образования РВСН, способной успешно решать поставленные задачи по довузовской подготовке кадров к военной службе.

Военная академия готовит отличных специалистов и патриотов.
© varvsn.mil.ru
Военная академия готовит отличных специалистов и патриотов.

В сложившейся данности реализуемая в вузах РВСН современная парадигма образования состоит в переходе от «знаниевого» обучения к обучению деятельности, т.е. образование должно давать будущему офицеру не только сумму знаний, но и набор компетенций, обеспечивающих его готовность к службе в РВСН в современных условиях.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама