Генерал-майор Владимир Данильченко: «Служба в ВДВ - лучшая проверка на прочность. Десантники занятые позиции не сдают»
© Фото автора
Председатель президиума Общероссийской общественной организации «Совет ветеранов ВДВ России» генерал-майор в отставке Владимир Данильченко.

Генерал-майор Владимир Данильченко: «Служба в ВДВ - лучшая проверка на прочность. Десантники занятые позиции не сдают»

О десанте, его недавнем прошлом и настоящем, о будущем десантных войск и о том, каким должен быть десантник еженедельнику «Звезда» рассказал председатель президиума Общероссийской общественной организации «Совет ветеранов ВДВ России» генерал-майор в отставке Владимир Данильченко
02 августа 2019, 06:20
Реклама
Генерал-майор Владимир Данильченко: «Служба в ВДВ - лучшая проверка на прочность. Десантники занятые позиции не сдают»
© Фото автора
Председатель президиума Общероссийской общественной организации «Совет ветеранов ВДВ России» генерал-майор в отставке Владимир Данильченко.
Читайте нас на: 

- Владимир Ананьевич, вы были приглашены в качестве наблюдателя на недавние совместные учения ВДВ с Военно-транспортной авиацией ВКС в Крыму. Каково ваше общее впечатление от увиденного и было ли нечто подобное в то время, когда служили вы?

- Сказать, что я чем-то был потрясён - не могу, поскольку всё было так, как и должно быть на учениях подобного рода. Но как 30, 50 и 89 лет назад (2 августа 1930 года под Воронежем было осуществлено первое групповое десантирование) воины-десантники остаются верными делу, которому служат, и этим я искренне удовлетворён. Задача, поставленная перед нашими подразделениями, на всех этапах учений была выполнена качественно.

Досье: Данильченко Владимир Ананьевич

Родился в Таганроге в 1935 году. Окончил Калининградское военно-инженерное училище (1959), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1971), Высшие академические курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева (1981).

Прошёл путь от командира сапёрно-водолазного взвода отдельного гвардейского инженерно-сапёрного батальона  105-й гвардейской Воздушно-десантной дивизии до начальника инженерных войск ВДВ.

Участник боевых действий в составе ограниченного контингента войск в Афганистане. Совершил более 800 прыжков с парашютом из различных типов самолётов.

Награждён 27 орденами и медалями СССР, РФ и иностранных государств, в том числе орденами «Красное знамя» и «Почёта».

Потом из разных уст я слышал мнения по поводу этих учений. Кто-то искренне восхищался работой лётчиков Военно-транспортной авиации и слаженными действиями десантников, кто-то говорил, что это чистая показуха, а кто-то, в частности отставной генерал ВСУ, боязливо ужасался. Поэтому хочу сказать, что для проведения подобных учений нужны три обязательные составляющие: силы и средства, высочайшая выносливость и подготовка, а также способность грамотно организовать учения в одном месте и в одно время. У нас в Воздушно-десантных войсках всё это есть. И если завтра понадобится, мы готовы продемонстрировать это в условиях реального боя. 

Совместные учения ВДВ с Военно-транспортной авиацией ВКС в Крыму.
© mil.ru
Совместные учения ВДВ с Военно-транспортной авиацией ВКС в Крыму.

Что касается моего времени службы, то в 1981 году, уже будучи  начальником инженерных войск ВДВ, я непосредственно занимался подготовкой минского полигона на территории Белоруссии к крупномасштабным учениям «Запад-81». Тогда во время учений в воздух было поднято 290 самолётов, общее количество задействованных сил превысило 100 тысяч человек. Ничего подобного в мирное время в Советском Союзе не было ни до, ни после. И никто в мире ничего подобного не видел. Кстати, именно тогда американцы воочию убедились, что «бодаться» в открытом противостоянии с Советским Союзом у них нет шансов, поэтому стали искать другие методы. 

Справка

 «Запад-81» - кодовое название оперативно-стратегических учений армии и флота СССР и стран Варшавского Договора, проходивших с 4 по 12 сентября 1981 года на территории Белорусского, Киевского и Прибалтийского военных округов, а также в акватории Балтийского моря. Заключительной фазой учений стало десантирование 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на полигон под Минском. Три экипажа десантировались внутри БМД.

На учениях «Запад-81» три экипажа десантировались внутри БМД.
© mil.ru
На учениях «Запад-81» три экипажа десантировались внутри БМД.

- В чём, на ваш взгляд, отличие и схожесть нынешних ВДВ и ВДВ советского времени? Как вы оцениваете сегодняшний уровень технической оснащённости войск средствами ведения боя и инженерии?   

- Давайте начнём с того, в чем они схожи. Есть очень известный термин - «преемственность поколений». И это не пустые слова для ВДВ, а формула нашего существования, благодаря которой десантники остаются в нужной степени готовности на протяжении всего времени существования войск. Ни на один миллиметр в сторону от этой формулы за почти девять десятилетий они не отклонились. И каждый молодой боец, который приходит служить в ВДВ, ощущает это на себе с первых же дней.

«Десантура» - это сумасшедшие - в лучшем смысле этого слова - мужики, которые, надев голубые береты, начинают жить не для себя, а во имя дела, которому служат.

И потому в Великую Отечественную войну десантников направляли на самые трудные, подчас неудачные для нас, участки фронта. Кстати, Сталинград отстояли именно десантники. Десять гвардейских стрелковых дивизий были сформированы из десяти воздушно-десантных частей. Так было и так будет.

Десантная цепь во время учений.
© Фото автора
Десантная цепь во время учений.

- Извините, что перебиваю, но прежде чем начать говорить об отличиях, один небольшой момент. С давних пор известна поговорка: «Попал служить в ВДВ гордись, не попал - радуйся». Была ли она в ваше время?

- В наше время я её не слышал. Мы тогда тоже острословили, но больше служили, однако, часть сермяжной правды в этих словах, безусловно, присутствует. Поговорки просто так не рождаются. Служба в Воздушно-десантных войсках часто сопряжена с большими морально-психологическими и физическими нагрузками, поэтому достаточно травматична. Каждый прыжок с парашютом - потенциальная предпосылка к травме. А когда десантируешься в составе подразделения… Если на учении получил ушиб или растяжение при ночном приземлении, то на такие мелочи обращать внимания некогда. И только в конце дня или после отработки мероприятия вдруг осознаешь, что не можешь ступить на ногу. Это всего лишь один, как вы выразились, момент.  Однако, это совсем не значит, что молодые люди должны бояться службы в ВДВ. Когда ещё, как не в младые годы, проверить себя экстримом и узнать, насколько ты силён духом.

Служба в ВДВ - лучшая проверка на прочность. Если ты её достойно прошёл, гордись.

- Тогда давайте вернёмся к отличиям.    

Что касается технических отличий, в первую очередь хотелось бы сказать о новых боевых машинах десанта (БМД-4), которые пришли в войска немногим более трёх лет назад. По сравнению с «бээмдэшками» 1-го и 2-го поколений, на которых служили мы, новая машина превосходит их в разы по целому ряду параметров. Плюс к этому 4-я машина оснащена электроникой на уровне сегодняшнего дня, поэтому за ней будущее.

БМД-4 – российская боевая гусеничная плавающая машина.
© Владимир Коробицын/zvezdaweekly.ru
БМД-4 – российская боевая гусеничная плавающая машина.

Справка

БМД-4 - российская боевая гусеничная плавающая машина, предназначенная для транспортировки десантников.

Мощность двигателя - 500 л.с., скорость хода по шоссе до 70 км/час, по пересечённой местности (на плаву) - до 10 км/час.

Боевая масса - около 13,5 тонн; экипаж - 3 человека, десант - 5. Вооружение: две пушки (100 мм) и (30 мм), один пулемёт (7,62 мм).

Авиадесантируется парашютным, парашютно-реактивным или посадочным способом.

По-прежнему хороши, созданные специально для огневой поддержки подразделений ВДВ на поле боя, самоходные артиллерийские установки «Нона» во всех её модификациях. Начиная с самой первой, которая хорошо показала себя во время боевых действий в Афганистане и до сих пор находится на вооружении в войсках. Насколько я осведомлён, на смену «Ноне» готовится самоходная артиллерийская система «Лотос». Отличия с советскими временами безусловно есть, и они достаточно существенные.

- Вы ни слова не сказали о новинках военно-инженерной техники, в частности, предназначенной для дистанционного разминирования минных полей. Насколько я понимаю, вами это ближе всего?

- Для меня сегодня в одинаковой степени близко всё, что касается Воздушно-десантных войск. И можете не сомневаться: военно-инженерная мысль по части разработки новых изделий тоже не стоит на месте. Я имею в виду и минные тралы для боевых машин пехоты и бронетранспортеров, и электромагнитные тралы, и реактивные снаряды, которые проделывают проход на минном поле одним взрывом. При нынешнем отношении к Вооружённым силам на государственном уровне, все интересные задумки, направленные на усовершенствование и всяческую модификацию, обязательно доходят до своего логического завершения.

Свалилась проблема на голову условного противника.
© Фото автора
Свалилась проблема на голову условного противника.

При этом мне хотелось бы напомнить нынешнему поколению десантников, особенно инженерно-саперных подразделений, чтобы они не забывали изречение легендарного генерала Карбышева, зверски замученного фашистами: «Один топор - один сапёр, один день - один пень». Эти слова по сей день лежат в основе всех инженерных работ, какой бы современной техника ни была. Сапёрная лопата в бою остаётся главным шанцевым инструментом десантника, не смог вовремя окопаться, все остальные полученные навыки могут и не пригодиться.

- А как вы относитесь к бытующему мнению, что сегодня, когда решающая роль в исходе серьёзного военного конфликта принадлежит высокотехнологичному оружию, роль Воздушно-десантных войск несколько нивелируется?

 - Ровно так, как профессионалы относятся к мнению дилетантов. Если у руководителя будут соответствующие знания о состоянии той стороны, которая готовится на нас напасть или нанести значительный урон, роль ВДВ - высочайшая. Силами десанта можно на корню «придушить» любую потенциальную угрозу. И все западные ребята, которых почему-то принято называть партнёрами, это прекрасно знают. В очередной раз они убедились в этом, нагнав в Черное море свои корабли, которые наблюдали за нашими учениями в Крыму от первой и до последней минуты.

А чтобы ни у кого не было сомнений в моих словах, приведу в пример марш-бросок наших десантников в аэропорт «Слатина» в столице Косово 20-летней давности. Понадобилось всего 27 часов, чтобы отряд численностью в две сотни человек на БТРах и автомашинах занял аэропорт, сорвав, ни много ни мало, ввод сухопутных войск НАТО, намеченный на тот день. И никто даже не попытался дернуться против российских десантников. Потому что знали: они занятых позиций не сдадут. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама