Внеочередная турбулентность украинских выборов
Проседание или приседание
Готовность большей части украинских политических сил согласиться с проведением внеочередных выборов в Верховную Раду всего за три месяца до того, как должны были состояться очередные, связана с их боязнью растерять до октября рейтинги. Ход событий показал, что в целом они были правы. Рейтинги основных политических сил просели.
Рейтинги
«Батькивщина» Юлии Тимошенко, имевшая в декабре прошлого года устойчивые 20%, сейчас может рассчитывать на 7%. «Европейская солидарность» Петра Порошенко, сразу после президентских выборов (в апреле) опиравшаяся на 18% поддержки, сейчас имеет рейтинг в 8,5%. «Слуга народа» Владимира Зеленского, к середине июня доросший до 53%, за две последние недели обвалился до 42%. «Голос» Вакарчука, которому две недели назад социологи давали 9%, упал до 7%.
Выросла с 9% месяц назад до 13,5% сейчас только «Оппозиционная платформа - За жизнь!» Медведчука/Бойко/Рабиновича. Также следует отметить, что в последние две недели несколько улучшила свои показатели «Европейская солидарность». Самое глубокое падение она показывала две недели назад, когда её рейтинг колебался в районе 5% и возникал вопрос пройдёт ли порошенковский проект в Раду. За последние две недели «Европейская солидарность» показала примерно такой же рост, как и «Оппозиционная платформа – За жизнь!». Голоса к ним перетекают от «Слуги народа».
На сегодня партийный проект Зеленского теряет самых радикальных избирателей (как русофилов, уходящих к Медведчуку, так и русофобов, мигрирующих к Порошенко). Его основная база - абстрактный протестный электорат, выступающий за всё хорошее и против всего плохого пока остаётся в неприкосновенности. Таким образом, в оставшиеся до выборов две недели критический обвал рейтинга «Слуги народа» не ожидается.
Однако общая ситуация с перетеканием голосов избирателей поставила под вопрос возможность создания в новоизбранной Раде устойчивой коалиции. Две недели назад, когда до выборов оставался месяц, «Слуга народа» и «Голос» набирали совместно более 61% голосов в пропорциональной части. В то же время три другие партии, проходившие в парламент («Европейская солидарность», «Оппозиционная платформа - За жизнь!» и «Батькивщина»), могли рассчитывать на 22-23% голосов все вместе. Это значило, что по пропорциональной части «Голос» и «Слуга народа» могли вместе получить до 180-185 голосов. Для создания коалиции на двоих им требовалось добрать по мажоритарной части только 46 голосов, что представлялось делом достаточно простым. Украинские эксперты отмечали, что бренд «Слуги народа» даёт любому мажоритарщику существенное начальное преимущество перед конкурентами. Дискуссия шла лишь о том, сколько конкретно мажоритарщиков (60, 80, 100) сможет завести в Раду «Слуга народа» и сможет ли Зеленский получить абсолютное однопартийное большинство, к которому «Голос» будет приятным, но необязательным довеском, а вместе с внефракционными мажоритарщиками можно будет и вовсе рассчитывать на конституционное большинство.
Кто кого?
Сегодня все эти мечты в прошлом. Те же эксперты уже сомневаются в способности «Слуги народа» и «Голоса» сложить коалицию на двоих и ведут речь о необходимости привлечения к ней Тимошенко и её «Батькивщины». Ведь до дня выборов ещё две недели, а динамика потери голосов «Слугой народа» довольно существенна (8-10% за две недели). На фоне проседания и последующей стагнации рейтинга «Голоса», к дню выборов при таком темпе общая поддержка партийных проектов Вакарчука и Зеленского может упасть до 40%. С учётом динамики роста рейтингов проектов Медведчука и Порошенко, которые однозначно заявляют о своей оппозиционности, общая поддержка прагматичного (Медведчук) и радикально-националистического (Порошенко) оппозиционных проектов может вырасти до 30%. В таком случае, без голосов «Батькивщины» коалиция не обойдётся. Иначе в парламенте может вообще не хватить голосов для любой коалиции.
Новые досрочные выборы Рады, неизбежные, если она не сможет составить коалицию и избрать премьера, Зеленскому не нужны. «Слуга народа» их проиграет с треском, и в парламенте может сложиться антипрезидентская коалиция.
Понимая эксклюзивность своего положения, Тимошенко, в обмен на вхождение в коалицию будет требовать своего премьерства. Таким образом, она одним ударом аннулирует результаты своих поражений на президентских и парламентских выборах и станет одним из трёх-четырёх сильнейших игроков на украинской политической арене.
Такой результат, однако, совершенно не устраивает Коломойского. Игорю Валерьевичу необходимо уничтожить Порошенко и поставить под свой контроль ориентирующихся на него националистических избирателей. После этого Коломойскому надо расправиться с Ахметовым. Помимо бизнес-активов последнего, как и в случае с Порошенко, Игорь Валерьевич может рассчитывать на политический актив в виде «Оппозиционного блока». Получив контроль над всем спектром украинских политических сил, от условно русофильских до радикально русофобских, Коломойский может с уверенностью смотреть в будущее на любых последующих выборах. Как бы не происходило перетекание электората, перетекать он будет из проекта Коломойского в проект Коломойского.
Но для реализации этих планов необходимо хотя бы на год создать в парламенте устойчивую коалицию, получить подконтрольное правительство и только после этого заняться уничтожением конкурирующих олигархических кланов. Тимошенко в эту схему никак не вписывается. Она - дополнительный элемент риска и обязательно использует своё премьерство для наращивания собственных политических мускулов.
Коломойский оказывается перед сложным выбором:
- сорвать коалицию с участием Тимошенко и получить нестабильный парламент, который может в любой момент уйти на досрочные выборы;
- согласиться на коалицию с Тимошенко и, тем самым, своими руками вооружить её для борьбы против себя.
Оба варианта рискованные, но в последнем случае риск может быть уменьшен, если Тимошенко не позволят провести в состав кабмина своих людей. Изолированная и обложенная со всех сторон подконтрольными Коломойскому министрами и вице-премьерами, она будет серьёзно ограничена в своих возможностях. По украинской Конституции премьер не является начальником правительства, а лишь первым среди равных. Он председательствует на заседаниях кабмина и подписывает его решения. Но принимаются эти решения коллективно, а голос премьера значит при этом столько же, сколько голос любого министра. Если же премьер не контролирует министра кабинета министров и вице-премьеров, то ему будет неподконтролен даже аппарат кабмина.
Вопрос заключается в том, согласится ли Тимошенко, которая не первый день в политике, стать именно таким премьером, или ей удастся выторговать лучшие условия. Надо иметь в виду, что возможности торговли у неё тоже ограничены. Для Тимошенко новые досрочные выборы, которые будут неизбежны, если в Раде IX созыва не удастся собрать коалицию (или коалиция развалится), также опасны. «Батькивщина» близка к тому, чтобы вылететь из числа парламентских партий, а украинские избиратели легко переносят свою поддержку с одной политической силы на другую.
Политическое коромысло
В общем и целом за две недели до выборов на Украине сложилась ситуация полной неясности. Ни один из главных политических игроков не может решить стоящие перед ним задачи самостоятельно. При этом стратегические цели потенциальных союзников по коалиции противоречат друг другу.
Это значит, что политические союзы будут хрупкими и легко распадающимися. Стабилизировать ситуацию после парламентских выборов даже на короткое время будет невообразимо сложно. Разочарование избирателей в системных политических силах, неспособных решить проблемы страны, будет нарастать, а поддержку будут получать «альтернативные проекты», внешне независимые и контрсистемные, а на деле финансируемые теми же олигархами.
Правый фланг, радикально-националистические силы и формально неидеологические, а на деле классические фашистские партийные проекты (собирающие голоса люмпенизированного среднего класса за счёт обещаний жёстоко наказать всех виновных), будет укрепляться. Поддержка прагматиков, выступающих за восстановление экономических отношений с Россией будет стагнировать, а постепенно и сокращаться, поскольку их присутствие в политике и в парламенте не принесёт никаких позитивных изменений.
В целом, турбулентность украинской внутренней политики должна в ближайшее время расти, внутриполитическая стабилизация так и останется недостижимой целью, а устойчивость режима будет и дальше расшатываться. В качестве реакции на вновь возникающие угрозы дестабилизации режима можно ожидать его постепенного, но быстрого поправения и радикализации.