Генерал Карбышев. Солдат, учёный, патриот
Для старшего поколения россиян Карбышев - символ непоколебимого духа, пример героизма и непревзойдённой стойкости. Но главный подвиг генерала Карбышева, думается, не в том, с каким достоинством он принял мучительную смерть. Главный подвиг Дмитрия Михайловича - его инженерные труды, которые работали на Красную Армию, на победу, даже когда генерал находился в плену. А то, что генерал Карбышев не стал предателем наподобие Власова, отказался возглавить коллаборационистов - это норма для настоящего человека и патриота.
На сопках Маньчжурии
Будущий выдающийся военный инженер родился 14 (26-го по н.ст.) октября 1880 года в городе Омске в семье военного чиновника Сибирского казачьего войска, участника Крымской войны Михаила Ильича Карбышева. В 1898 году окончил Сибирский кадетский корпус, через два года - Николаевское военно-инженерное училище, причём по первому разряду. В 1900 году в звании подпоручика Карбышев был назначен начальником кабельного отделения 4-й телеграфной роты в 1-й Восточно-Сибирский сапёрный батальон, дислоцировавшийся в Маньчжурии, затем под Владивостоком. В этой должности, уже поручиком, Карбышев участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 годов.
Первую боевую награду, орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, получил в июне 1904 года за бой при Вафангоу, когда вывел из окружения 60 военнослужащих с техникой и оружием. Отличился Карбышев и в сражении под Мукденом. Всего же за войну его инженерный талант и незаурядная храбрость были отмечены пятью орденами и тремя медалями.
С 1905 года Карбышев - командир сапёрной роты в Никольск-Уссурийском. В 1906 году за агитацию среди солдат предан офицерскому суду и был вынужден уволиться в запас. Жил и работал во Владивостоке. В 1907 году вновь поступил на военную службу командиром сапёрной роты в начавшийся формироваться Владивостокский крепостной сапёрный батальон. А осенью 1908 года Карбышев поступил в Николаевскую военно-инженерную академию в Санкт-Петербурге. Учился блестяще, и в год её окончания, в 1911 году, удостоился премии имени генерала Р.И. Кондратенко - за лучший проект по фортификации. После выпуска Карбышева направили в Брест-Литовск, где он занимался строительством фортов ставшей знаменитой Брестской крепости.
Соратник Фрунзе
Дмитрий Михайлович - участник Первой мировой войны буквально с первого дня. Воевал в Карпатах в составе 8-й армии генерала А.А. Брусилова, был дивизионным инженером 72-й и 69-й пехотных дивизий, затем начальником инженерной службы 22-го армейского корпуса, участвовал в блокаде крепости Перемышль, 19 марта 1915 года в сложной боевой ситуации повёл роту в атаку и был ранен. За храбрость и отвагу удостоился ордена Святой Анны с мечами 2-й степени и воинского звания - подполковник. В 1916 году Карбышев участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве.
Революцию 1917 года Дмитрий Михайлович принял безоговорочно и уже в декабре вступил в Красную гвардию, а в мае 1918 года - в Красную Армию. Военная судьба провела Карбышева чуть ли не по всем фронтам Гражданской войны: принимал участие в обороне Царицына, с весны 1919 года - главный руководитель оборонительных работ на Восточном фронте, участвовал в строительстве Симбирского, Самарского, Саратовского, Челябинского, Златоустовского, Троицкого, Курганского укрепленных районов, в августе 1920 года Карбышев стал начальником инженеров Южного фронта, занимался инженерным обеспечением Каховского плацдарма, руководил инженерным обеспечением штурма Чонгара и Перекопа.
В марте 1923 года Дмитрий Михайлович принял предложение Михаила Фрунзе, и был назначен председателем инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА. С ноября 1926 года преподавал в Военной академии РККА, почти сразу же стал главным специалистом вуза по военно-инженерному делу, а с 1934 года - начальником кафедры военно-инженерного дела.
В 1936-1938 годах - учёба в Академии Генерального штаба РККА. Опубликовал более 100 научных трудов по военно-инженерному искусству и военной истории, которые стали основными материалами для подготовки командиров в предвоенные годы. Генерал Карбышев принимал участие в подготовке наставлений для Красной Армии по военно-инженерному делу. А во время войны с Финляндией разрабатывал рекомендации войскам по инженерному обеспечению прорыва знаменитой линии Маннергейма. В 1940 году осуществлял руководство фортификационными работами по усовершенствованию цитадели Брестской крепости.
«Скидок на звание и возраст не делать»
В начале июня 1941 года прибыл в Гродно, где шло возведение оборонительных сооружений 68-го укрепрайона. Там и застаёт его Великая Отечественная война. Карбышеву настойчиво предлагают вылететь в Москву, но он отказывается: «Я солдат, а солдату в такой момент бросать фронт нельзя».
27 июня оказавшийся в окружении штаб 10-й армии попытался прорваться к основной группе войск, окружённой в Белостокско-Минском котле. Прорывались мелкими группами, в одной из которых находился и генерал-лейтенант Карбышев. На переправе через Днепр попали под бомбёжку. Официально считается, что Карбышев был тяжело контужен в бою у деревни Добрейка и в бессознательном состоянии захвачен в плен.
Три с половиной года генерал провёл в концентрационных лагерях Замостье, Хаммельбург, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен. И всё это время инженерные службы вермахта, да и не только они, безуспешно пытались склонить Карбышева к сотрудничеству. Его несколько раз специально возили в Берлин, в том числе на беседу с генерал-фельдмаршалом Вильгельмом Кейтелем - начальником штаба верховного командования вермахта. Настолько важно было для немецкого командования «заполучить его в свои руки».
О биографии генерала, служившего в двух армиях - Российской империи и Советского Союза, о его научных трудах немцам было хорошо известно ещё до начала войны. Карбышев, как принято говорить сегодня, был публичной фигурой и уже в тридцатые годы считался одним из виднейших специалистов в области военно-инженерного искусства в мире. В 1940 году ему присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск, а в 1941 году - учёная степень доктора военных наук. И германское руководство в лице генерала Карбышева рассчитывало одновременно получить и опытного фортификатора, и символ борьбы с советской властью.
В известной мере это у них получилось с генералом Власовым, который сдался в плен в апреле 1942 года. Но Карбышев - это совсем другой уровень популярности. Его авторитет был весьма высок и в армии, и в советском политическом руководстве. И пока Дмитрия Михайловича содержали в лагере на территории Польши, местные партизаны несколько раз пытались с боем освободить «прославленного генерала». Но уже после первой попытки Карбышева перевели в другой лагерь.
Нашлись свидетельства, будто немцы хотели предложить должность руководителя так называемой Русской освободительной армии (РОА) не Власову, а Карбышеву. Это возможно, поскольку на самом деле к Власову руководство Третьего рейха относилось брезгливо - предатель он и есть предатель. А им уже, особенно после поражения под Москвой, нужен был сильный козырь в борьбе с большевизмом. Фортификационный талант Карбышева тоже не помешал бы, но не в первую очередь. Однако Карбышев оказался немцам не по зубам. На каждое предложение о переходе на службу отвечал голодовками. Не помогали и пытки.
В трофейных архивах была обнаружена такая запись: «Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за 60 лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму… Карбышева можно считать безнадёжным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела».
А вот вердикт, вынесенный генералу Карбышеву в 1943 году: «Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы, никаких скидок на звание и возраст».
Непокорённый
По воспоминаниям заключённых, шестидесятилетний Карбышев, перенёсший ранение и контузию, по 14 часов работал в каменоломнях Флоссенбурга. Подорванное здоровье и возраст давали знать о себе, он часто болел, но и в этих обстоятельствах Дмитрий Михайлович держался безупречно. Более того, стал одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления, призывал военнопленных, причём не только советских, но и из числа союзников, не идти на сотрудничество с немцами. Легендарными стали слова генерала, обращённые к товарищам по борьбе: «Главное - не покоряться, не пасть на колени перед врагом!»
В начале 1945 года, когда советские войска уже вели бои на территории Германии, Дмитрий Михайлович в составе большой группы военнопленных был переведён в концентрационный лагерь Маутхаузен, находившийся в Австрии. Но к тому времени Красная Армия вышла уже и на австрийскую границу, поэтому немцы решили избавиться от значительной части узников. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен в числе других заключённых (более 400 человек) Карбышев был облит водой на морозе и погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1946 года за исключительные стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Среди наград генерал-лейтенанта Дмитрия Карбышева ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медаль «XX лет РККА» и ордена Российской империи - Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 3-й степени с бантом, Святой Анны 2-й степени с мечами, Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 2-й степени с мечами, Святой Анны 4-й степени для ношения на эфесе личного оружия, много медалей. Что и говорить, достойный наградной ряд для любого человека в погонах.