Орлан-30 - лучший друг артиллерии
Одним из наиболее перспективных направлений в области авиации представляется создание инновационных разведывательно-ударных комплексов, в которых за кинетическое воздействие на противника отвечает артиллерия, а беспилотные летательные аппараты обеспечивают разведку, подсвет целей на линии фронта и тактической глубине обороны противника, а также контроль их огневого поражения в режиме реального времени.
Среди подходящих на данную роль БПЛА - новейший «Орлан-30», разработчик - «Специальный Технологический Центр». Недавно МО РФ сообщило о завершении лётных испытаний и запуске серийного производства. Первые партии новеньких беспилотников поступят в войска позднее в этом году. При взлётном весе тридцать один килограмм, «Орлан-30» развивает скорость до 180 км/ч и поднимается на высоту до пяти километров. На удалении триста километров от точки старта, аппарат может «висеть» до пяти часов.
Уничтожить с первого выстрела
Официальные источники подтверждают факты применения в Сирии управляемых артиллерийских снарядов (УАС) типа «Краснополь». В том числе - по базам террористов, где хранились ударные беспилотники, предназначенные для налётов на авиабазу ВКС России в Хмеймиме. Эти снаряды выстреливаются гаубицами «Мста-Б», что имеются как у российских, так и у сирийских войск, в частности у 25-й дивизии специального назначения.
Наши сухопутные войска располагают широким ассортиментом корректируемых артиллерийских боеприпасов. Помимо «Краснополей» для шестидюймовых гаубиц имеются управляемые мины «Грань» для миномётов 2Б11 и других систем аналогичного калибра. Кроме того, на вооружение поступают 120-мм самоходные артиллерийские установки (САУ) «Нона-СВК» и «Хоста», сочетающие свойства миномёта и гаубицы, для которых созданы управляемые снаряды типа «Китолов». А самым крупным УАС считается 134-килограммовый «Смельчак-М» для стрельбы из 240-мм самоходных миномётов 2С4 «Тюльпан». У сирийской армии сохранились буксируемые М-240, которые применялись в ходе операции «Дамасская сталь» по освобождению пригородов столицы от засевших там террористов. Все упомянутые выше боеприпасы способны поражать цели во всём диапазоне дальностей стрельбы своих артиллерийских систем первым выстрелом без пристрелки.
Первые сообщения о боевом использовании разведывательно-ударных комплексов, включающих беспилотники, восходят к 2017 году, когда правительственные войска громили банды ИГИЛ* (запрещённая в РФ террористическая организация) в Сирийской пустыне. Поиском целей занимались БПЛА «Элерон-3», «Орлан-10», «Форпост» и др., а высокоточные удары по вскрытым авиаразведкой расположениям террористов наносили самолёты и вертолёты ВКС России, используя штатные бортовые системы и средства поражения.
В отдельных случаях подсвет цели выполнялся наводчиками на передовой с использованием лазерных целеуказателей-дальномеров (ЛЦД). Они предназначены для разведки наземных целей и обеспечения стрельбы артиллерии и авиации. Основной недостаток заключается в том, что наводчики подвергаются риску быть обнаруженными противником и стать жертвами его ответных действий.
Летающая указка
Комплекс «Орлан-30» предназначен для ведения разведки и обслуживания стрельбы артиллерии в оптическом и инфракрасном диапазонах, а также выдачи параметров наведения, включая определение отклонений снарядов от цели и расчёт корректур при стрельбе на поражение.
Основное отличие в составе бортового оборудования от более ранней модели «Орлан-10» - возможность включения в его состав лазерного целеуказателя-дальномера. Наличие на борту подобного устройства даёт улучшенному беспилотнику дополнительную функцию: теперь он может подсвечивать цель лучом оптического квантового генератора. Это значит, что он способен обеспечить точное целеуказание для управляемого боеприпаса, будь то корректируемая авиабомба или управляемый артиллерийский снаряд.
Разведывательно-ударные комплексы прошли проверку в ходе контртеррористической операции на территории Сирийской Арабской Республики. Насколько можно судить по видеоряду от военных ведомств, имели место случаи боевой работы артиллеристов по стационарным объектам, бронированной и автомобильной технике незаконных вооружённых формирований, когда цель поражалась первым же выстрелом.
Несколько лет назад разработчик «Краснополя» АО «Конструкторское бюро приборостроения имени академика А. Шипунова» в одной из своих публикаций по вопросам оборонной техники и техническим средствам противодействия терроризму предложил концепцию автоматизированной огневой системы на базе беспилотного летательного аппарата оборудованного ЛЦД. Концепция совместного использования артиллерийской батареи и компактного беспилотника предполагает, что последний имеет канал подсветки цели лучом оптического квантового генератора, который наводится по сигналам бортовых систем.
Специалисты бюро проработали вариант размещения на борту БПЛА «Катран» комплекта целевой аппаратуры массой порядка четырёх килограммов, включая гиростабилизированную платформу. Данный беспилотник весил около сорока килограммов (вместе с комплектом) и выступал в качестве опытного образца для испытаний. Серийно он не выпускался.
По результатам проработок был сделан вывод, что управляемые боеприпасы являются средством, способным сохранить и приумножить роль артиллерии на современном этапе развития вооружения, требующем высокой мобильности, короткого времени выполнения боевых задач и малого расхода боеприпасов. А за счёт автоматизированной огневой системы на базе БПЛА будет обеспечиваться оперативное поражение различных целей управляемыми снарядами на большом удалении, фактически - на пределе дальности стрельбы существующих артиллерийских систем.
Следующий шаг вперёд сделал разработчик оптических квантовых генераторов - московский НИИ «Поиск». Сотрудники института разработали, собрали и провели тестирование компактного лазерного целеуказателя массой около килограмма. Подобные устройства призваны обеспечить базу для создания следующего поколения ЛЦД.
Западные «тяжеловесы»
Стоит отметить, что российский подход к использованию БПЛА на поле боя в корне отличается от практикуемого на Западе. Там делают ставку на ударные БПЛА, несущие боевую нагрузку. Сегодня основную массу беспилотной авиации США и армий стран НАТО составляют тяжёлые ударные беспилотники, такие как MQ-9 Reaper и RQ-4 Global Hawk. Эти «тяжеловесы» вместе с китайскими аналогами широко применяются на Арабском Востоке. Ударные БПЛА стали ключевой боевой единицей в Афганистане и Ираке, поскольку противоборствующая сторона не имела никаких средств ПВО.
Турецкие военные активно применяли свои ударные беспилотники Bayraktar TB-2 в ходе операций «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь» и «Родник мира». При полном отсутствии систем ПВО у террористов и курдских повстанцев, те также показали себя с лучшей стороны.
Однако попытки турецких войск применить свои беспилотники против высокотехнологичного противника закончились плачевно. В мае 2017 года полуэкспериментальный «Байрактар» был сбит комплексом «Панцирь-С1» при выполнении разведывательного полёта вблизи авиабазы «Хмеймим». Однако потеря не отрезвила заказчиков, и закупки подобной техники продолжились. Серийные машины затем применялись против Сирийской арабской армии и Ливийской национальной армии, понеся тяжёлые потери.
Выяснилось, что зенитные ракетные комплексы «Панцирь-С1», «Квадрат» и «Бук-М2Э» легко расправляются с подобными аппаратами. При весе 650 кг и размахе крыльев 12 метров «Байрактар» несёт нагрузку из двух управляемых боеприпасов типа SMM общим весом до 150 кг. Медленно летящий и хорошо заметный на экранах радиолокаторов и тепловизоров, он представляет отличную мишень для зенитчиков. Не помогает и наличие тяжёлого и мощного металлического мотора и большого винта - «любимые» цели для ракет.
В сравнении, «Орлан-30» в 21 раз легче и гораздо компактнее, поэтому его намного сложнее обнаружить и, тем более, сбить. К тому же «орланы» на порядок дешевле и лучше приспособлены для массового строительства, что с лихвой компенсирует возможные потери. И пусть подобный беспилотник не несёт боевой нагрузки, он способен самостоятельно добыть информацию о целях на поле боя и передать их точные координаты в центр управления. После этого в дело вступает артиллерия.
Российский бог войны
Начальник ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск Вооружённых сил РФ генерал-лейтенант Михаил Матвеевский заявил, что перспективы комплекса, который военные именуют не иначе как «бог войны», связаны с переходом «в качественно иное состояние» - как разведывательно-ударной системы, объединённой одной системой управления. Это позволит сократить время для принятия решений, быстрее подготовится к открытию огня и поражать цели по мере их обнаружения и распознавания. Автоматизированный центр будет получать информацию как от традиционных источников, так и новейших комплексов разведки и контроля стрельбы - «Зоопарк-1М» и «Аистёнок», а также летательных аппаратов. При этом имеющиеся средства позволят осуществлять огневое поражение противника на предельных дальностях стрельбы, нанося ему максимальный урон.
«Орлан-30» в комплектации с ЛЦД способен подсветить цель лазерным лучом, тем самым обеспечив прямое попадание «Краснополя» или другого подобного снаряда.
Управление таким БПЛА - настоящее искусство. Необходимо подсветить цель лучом вовремя и в течение короткого промежутка времени, едва достаточного для того, чтобы артиллерийский снаряд нашёл отражённый луч и скорректировал траекторию полёта. В случае грамотной реализации эта технология обещает низкий расход электрической энергии, что крайне важно для компактных беспилотников. И, самое главное, практически не даёт противнику шанса обнаружить беспилотник и принять контрмеры.
В условиях реального боя лёгкий и компактный аппарат показывает себя лучше более тяжёлого и дорогого. Что, собственно, мы и наблюдаем в Сирии и Ливии. Подводя итоги, подчеркнём: контртеррористическая операция в Сирии продемонстрировала растущую мощь российского оружия, прежде всего - авиационных комплексов и артиллерийских систем, обеспечивших разгром ИГИЛ* и других запрещённых в России террористических группировок.
---
* Террористическая организация, запрещённая в РФ.