Начальник службы радиационной, химической и биологической защиты Балтийского флота капитан 1 ранга Валентин Орлов.

Капитан 1 ранга Валентин Орлов: «Среди личного состава 9-й роты и специалистов РХБ защиты в частях и на кораблях Балтийского флота никто не заболел COVID»

Коронавирусная инфекция, очень неохотно сдающая свои позиции,  «высветила» один несомненный плюс - открыла глаза, на кого в чрезвычайной ситуации нам следует надеяться в первую очередь. И к числу таковых, наряду с медработниками, относятся военные специалисты РХБЗ. О том, как служба РХБЗ предвидела и подготовилась к отражению пандемии, как защитила гражданское население и какие задачи решает сегодня, еженедельнику «Звезда» рассказал начальник службы радиационной, химической и биологической защиты Балтийского флота капитан 1 ранга Валентин Орлов
09 июня 2020, 06:14
Реклама
Капитан 1 ранга Валентин Орлов: «Среди личного состава 9-й роты и специалистов РХБ защиты в частях и на кораблях Балтийского флота никто не заболел COVID»
© mil.ru
Начальник службы радиационной, химической и биологической защиты Балтийского флота капитан 1 ранга Валентин Орлов.
Читайте нас на: 

«Поскольку коронавирус очень похож на биологическую угрозу, упреждающие действия нашей службы РХБЗ оказались в тему»

- Валентин Валентинович, Балтийский флот одним из первых воинских объединений Минобороны РФ подготовил большую часть своих объектов (корабли и воинские части) к новой вирусной инфекции. И первичные профилактические мероприятия раньше всех провели именно специалисты РХБ защиты. Как получилось, что ваша служба, не предназначенная для борьбы с вирусами и прочими инфекциями, раньше эпидемиологии и медработников озадачилась надвигающейся проблемой? Дар предвидения?

- На самом деле, всё гораздо проще. Когда стало известно о возникновении и распространении по миру COVID-19 (у нас в стране эта проблема тогда ещё остро не стояла), я подумал: «А почему бы не использовать это в качестве элемента боевой подготовки специалистов РХБ защиты?». Тем более что практика всегда была и остаётся лучшей проверкой теории. И мы, вооружившись «букварями», где главным был Боевой устав, провели целый ряд тренировок по специальности. С реальной подготовкой дезинфицирующих растворов, задействованием авторазливочных станций АРС-14КМ и фактической дезинфекцией некоторых объектов, военной и специальной техники и прилегающих к воинским частям участков территорий.

Инструктаж перед выполнением задания.
© mil.ru
Инструктаж перед выполнением задания.

Поэтому, когда от руководства Западного военного округа и Балтийского флота поступила команда повысить готовность по профилактике распространения вирусной инфекции и провести ряд специальных мероприятий, мы не только были готовы к этому, но и имели уже определённый опыт. А поскольку коронавирусная беда, стремительно свалившаяся на головы россиян, была очень похожа на биологическую угрозу, от которой служба РХБЗ должна защищать личный состав, все наши упреждающие действия оказались очень в тему.

Примерно с середины марта военнослужащие подразделений радиационной, химической и биологической защиты в ежедневном режиме приступили к проведению профилактических дезинфекций воинских частей и кораблей Балтийского флота в Калининградской области и в Кронштадте. К началу мая 100 процентов всех флотских объектов были охвачены профилактическими мероприятиями. А те объекты, где был выявлен очаг заболевания - дополнительно ещё и мероприятиями очаговой дезинфекции. Плюс к этому мы продезинфицировали и достаточно большое количество гражданских учреждений.

- У вас так много сил и возможностей, что вы смогли проделать такой большой объём работы? Или вашим подразделениям придавали дополнительно личный состав?

Обработка помещений.
© mil.ru
Обработка помещений.

- Практически все крупные воинские части и корабли имеют в своём составе подразделения или специалистов РХБ защиты, которые по специальным вопросам замыкаются на меня. И они, если задача ставилась провести профилактическую дезинфекцию, справлялись с этим без замечаний. Когда дело касалось очагового объекта, на место выезжали моряки 9-й отдельной роты РХБЗ вместе со своим командиром и под моим личным руководством. Именно личный состав этого подразделения непосредственно выполняет задачи по ликвидации последствий ЧС. И он же проводил большинство основных профилактических мероприятий, в том числе на гражданских объектах.

«В ситуации, когда никто точно не знает, что такое коронавирус и с чем его "едят", никакая профилактика лишней не будет»

- Неоднократно за последнее время эксперты различного уровня, в том числе имеющие и докторские степени, высказывались, что внешняя обработка стен, дорог и прочего - это как артель «напрасный труд». И, мол, в борьбе с коронавирусной инфекцией не помогает. Ваше мнение на этот счёт? Насколько я понимаю, вы проводили точно такую же работу?

- Не буду спорить: я не очень большой специалист в борьбе с малоизученной пока инфекцией, но я - практик. И отработав два с лишним месяца в ежедневном режиме, чётко уяснил, что в случае похожей угрозы необходимые мероприятия по защите от неё должны выполняться повсеместно, как это делается на кораблях в море при выполнении манёвра по команде «всё вдруг». И желательно без рассуждений на тему «нужно-не нужно». В данной ситуации, когда никто точно не знает, что такое коронавирус и с чем его «едят», никакая профилактика лишней не будет. Это именно тот случай, когда лучше перебдеть.

К тому же в своей работе мы руководствовались, и продолжаем это делать, требованиями Боевого устава, который детально расписывает всё, вплоть до того какая концентрация раствора требуется для конкретной дезинфекции.

Обработка самолёта.
© mil.ru
Обработка самолёта.

И эти требования взяты не с потолка, а из опыта, который был приобретён ещё во времена Первой мировой войны после применения оружия массового поражения. Чем руководствовались нынешние эксперты, даже с учёными степенями, - не знаю. Но зато абсолютно точно могу сказать, что практического опыта борьбы с COVID-19 у них не было.

Более доходчиво, на мой взгляд, в пользу вышесказанного говорит один небольшой пример. В середине мая после обращения соответствующих структур на имя нашего командующего флотом с просьбой о помощи, мы приехали в Калининградскую областную клиническую больницу. Там был зафиксирован наиболее мощный очаг заболевания, и требовалось провести дезинфекцию всех помещений. Условия нашей работы на гражданских объектах максимально просты: они предоставляют нам средства, мы им - силы. И когда мы готовы были приступить к работе, оказалось, что предложенный раствор имеет настолько низкую активность хлора, который, выражаясь простым языком - ни о чём. Мы не стали вникать, из каких расчётов исходили местные специалисты, а просто усилили его своими средствами до нужной концентрации и только потом приступили к работе. В общей сложности на 44 тысячи квадратных метров - от чердака до подвальных помещений - у нас ушло несколько суток.

- А много вообще было гражданских объектов? И почему обращались именно к вам, ведь есть и специально подготовленные клининговые компании, и прочие гражданские медслужбы?

Дезинфекция корабля.
© mil.ru
Дезинфекция корабля.

- Я не особо интересовался такими деталями, но присутствуя на различных совещаниях, посвящённых борьбе с пандемией, понял, что не все структуры одинаково добросовестно выполняли предписанные рекомендации. Кто-то экономил выделенные средства, кто-то элементарно не соблюдал график профилактических работ… У нас на этот счёт всё предельно чётко: команда поступила, мы ответили: «Есть!» - и вперёд. Точно не скажу, какое количество объектов мы обработали, но в их числе были и муниципальные, и федеральные, и ведомственные учреждения.

«Мои подчинённые, если понадобится, пойдут и в огонь, и в воду»

- Что сегодня, когда пик инфекции фактически пройден, вы назвали бы главным критерием работы службы РХБЗ Балтийского флота?

- Насколько мне известно, по числу выявленных заболевших коронавирусом и на флоте, и в регионе в целом мы находимся далеко ниже средних показателей по стране. Очень хочется верить, что в этом есть и частичка нашей заслуги. Если же говорить более конкретно, то и среди личного состава 9-й роты, и специалистов РХБ защиты в частях и на кораблях никто не заболел COVID. Ну и самое главное, среди моряков, которые шли со мной на очаговые объекты, не было ни одного, кто бы отказался. И это при том, что они прекрасно знали: на что идут и какие последствия ожидают в случае заражения. То есть, теперь - это без всякого пафоса - я могу сказать, что мои подчинённые, если понадобится, пойдут и в огонь, и в воду.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама