Судьба с малых лет виделась Сергею Михайлову понятной и вполне приемлемой. И быть бы ему, пожалуй, по семейной традиции толковым хлеборобом. Как никак с пятого класса на комбайне кубанские поля окатывал - сперва помощником, а через три года и за штурвал сел. Сельхозтехникум сам выбрал в продолжение аграрной профессии, опять же, закончил его с отличием. Но выпала ему срочная матросская служба на сторожевом корабле «Пытливый». И повернула она кардинально судьбу молодого кубанского казака на морские румбы.
А попал матрос Михайлов в боцманы - сколь легендарную, столь же и хлопотную моряцкую ипостась. Якоря рашпилем его точить не заставляли, как это было принято в стародавние времена для приобщения новичков к корабельной службе, но культуру содержания верхней палубы и всего боцманского заведования он через собственные руки постигал основательно. Благо и наставники были боцмана крейсерской школы - старшие мичманы Михаил Руденко и Олег Агафонов. А командирами корабля и старпомами были известные ныне «военно-морские волки» в больших чинах - Олег Криворог, Александр Шварц, Сергей Тронев. Сегодня лучший боцман Новороссийской военно-морской базы мастер боевой квалификации мичман Сергей Михайлов на все сто процентов уверен, что именно эти люди выпестовали в нём мироощущение моряка. Конечно, не обошлось при этом и без педагогики морских миль.
За два года службы Михайлов со своим кораблём два раза ходил в Средиземноморье, три с половиной месяца бороздил Индийский океан, в составе международной корабельной группы «Блэксифор» побывал во многих зарубежных портах Чёрного моря. Рукастого командира отделения боцманов уговаривали остаться на контрактную службу. Вроде, согласился уже, но звякнул какой-то «звоночек» в мозгу - домой захотелось.
- До сих пор жалко того года, что потерял «на гражданке», - признаётся Сергей. - Чем только не занимался в поисках своего призвания по жизни, и всё без настроя. Душа, видать, в море осталась.
Поехал в Новороссийск. Увидел крейсер у морвокзала, обрадовался - это то, о чём мечтал. А корабль оказался плавучим музеем. На остановке троллейбуса спросил у морского офицера, как в военную гавань попасть. А тот отвечает:
- Так поехали со мною. Как раз на службу еду.
По дороге расспросил, что к чему. Потом провёл через КПП, пригласил в кабинет и предложил написать рапорт на контракт. Рассмотрел, видать, капитан 2 ранга Александр Вьюрков морскую косточку в коренастом кубанском парне. В штабе бригады прочитали характеристику Михайлова и сразу назначили боцманом на малый противолодочный корабль «Поворино», где и служит он бессменно уже второй десяток лет.
На двух страницах Корабельного устава в ряду боцманских обязанностей по содержанию корабля, организации корабельных работ, хранению и использованию спасательных средств, есть и прямая наставническая функция - обучение мичманов, старшин и матросов хорошей морской практике. Главный корабельный старшина Михайлов считает, что понятия «морская практика» и «морская культура» неразделимы. И начинаются они с уважения к своему кораблю, который одновременно и дом моряку, и его коллективное оружие. И то и другое всегда должны содержаться в чистоте и порядке, убеждён он.
- Большинство матросов по призыву кисти малярной в руках никогда не держали, - досадует боцман Михайлов. - А корабельная покраска - дело особое, криворукости и мозголенности не терпит. Морская соль - среда агрессивная, чуть не так краску положил, ржавчина - тут как тут.
МПК - корабль небольшой. И вся боцманская команда на нём - два человека. Поэтому Сергей Михайлов и сам не чурается черновой работы: надо и за покраску возьмётся, и на погрузке тяжёлые ящики потаскает, и лебёдку переберёт. А уж что касается шкиперского хозяйства - то здесь он - непревзойдённый мастер. Корабельные маты плетёт такие, что сам командир военно-морской базы ему спецзаказ доверял. Морские узлы вяжет - загляденье. Верхнюю палубу и всё своё заведование знает до мельчайших деталей. И может рассказывать о них с таким вдохновением, что невольно заслушаешься эмоциональным повествованием, к примеру, о том же якорном устройстве корабля и его важности в морском деле.
Отправили Сергея Михайлова как-то по разнарядке и для общей проформы в школу боцманов. В принципе, по уровню профподготовки он и сам бы мог там толково занятия проводить. Не зря ведь начальник школы во время выпуска посетовал:
- Нам бы пару таких тёртых морем боцманов, как Михайлов, в инструкторы заполучить - большая польза для дела была бы…
Кстати, к вопросу о пользе делу: на лето Михайлов отправляет семью в родную станицу, а сам переходит жить на корабль - ко Дню Флота его не первой молодости МПК должен выглядеть достойно. И сам боцман будет работать не покладая рук, и матросам скучать не даст. Как отметил офицер штаба Новороссийской военно-морской базы капитан 2 ранга Максим Литковец, в своё время командовавший МПК «Поворино», такой боцман как Сергей Михайлов для командира корабля - дар судьбы и гарантия от излишних стрессов. Особенно, когда кораблю на боевом дежурстве приходится вдвое перекрывать норму автономности. А именно так и приходится чаще всего нести службу морякам «Поворино» не только на черноморской волне, но и в дальней морской зоне.
На кораблях 3 ранга по штату нет специалистов по работе с личным составом. И как-то само собой сложилось, что роль экипажного воспитателя ложится в немалой степени и на старшего боцмана Сергея Михайлова. Сказались, наверное, и его общительность, и скромность в сочетании с трудолюбием и мастерством в корабельной профессии, и умение разглядеть в сослуживце лучшие его качества, чтобы направить их на пользу общих интересов. Приобщение старшин и матросов к флотскому порядку и корабельным традициям Сергей Михайлов считает основным методом боцманской педагогики. Преданность самого боцмана кораблю и флотской службе - и есть личная примерность в этом деле.
- В характере боцмана с «Поворино» есть энергия энтузиаста, - говорит командир тактической группы малых противолодочных кораблей капитан 2 ранга Александр Волков. - Он и мудрый корабельный «дядька-наставник» для матросов-срочников, и авторитетный моряк-профессионал для контрактников, а для всего экипажа - живой свод флотских традиций. Это замечательно, когда на корабле есть такой «фанат» военно-морской службы.
Замечательно, наверное, и то, что такая преданность военно-морской корабельной службе получает всеобщую признательность во вполне конкретном выражении - не так давно лучшему боцману военно-морской базы Сергею Михайлову было присвоено мичманское звание - на ступень выше занимаемой должности. И это радостное событие со старшим боцманом разделил эмоциональным всплеском весь экипаж корабля.
Мне интересно было узнать, о чём мечтает на четвёртом десятке жизни и двадцатом году флотской службы боцман Михайлов. Сергей, чуть задумавшись, сдвинул выгоревшие на солнце брови и выдал:
- В кругосветку бы сходить на паруснике типа «Крузенштерна». Даже матросом бы согласился. Это же - какая красота и сила! А огромное шкиперское хозяйство там, наверное, необычайной боцманской виртуозности требует!
И в его голубых глазах мелькнул отблеск неуёмной романтики моря, без которого, пожалуй, и не может быть настоящего боцмана военного флота России.