«Сделка века» канула в Лету. Что дальше?
© Global Look Press
Палестино-израильское урегулирование снова под угрозой.

«Сделка века» канула в Лету. Что дальше?

Над палестинцами после переизбрания Трампа больше не висит дамоклов меч американского плана по ближневосточному урегулированию, и само палестино-израильское урегулирование не может случиться на скорую руку прописанного утопического «Мира ради процветания»
28 января 2021, 11:00
Реклама
«Сделка века» канула в Лету. Что дальше?
© Global Look Press
Палестино-израильское урегулирование снова под угрозой.
Читайте нас на: 

В МИД Великобритании, как пишет Jerusalem Post, недавно официально заявили, что «строительство 780 новых поселений на оккупированных палестинских территориях» может поставить под угрозу будущие мирные переговоры и призвали «немедленно остановить строительство поселений в Восточном Иерусалиме и везде на Западном берегу».

Согласно же «сделке века» - плану урегулирования между Израилем и Палестиной под официальным названием «Мир ради процветания», преданному публичности 28 января прошлого года 45-м президентом США Дональдом Трампом и получившему в мире более чем неоднозначный резонанс, - израильская сторона обязалась бы заморозить на четыре года строительство новых поселений и расширение старых на Западном берегу реки Иордан.

Карта плана урегулирования между Израилем и Палестиной, предложенного Трампом.
© whitehouse.gov
Карта плана урегулирования между Израилем и Палестиной, предложенного Трампом.

Кстати, в европейских странах кроме Великобритании изначально не восприняли проект с воодушевлением. Премьер-министр королевства Борис Джонсон продемонстрировал веру в усилия Вашингтона на данном направлении, а глава британского МИД Доминик Рааб приветствовал «сделку века», назвав её серьёзным предложением, «результатом больших затрат времени и усилий».

За «сделкой века» торчали уши пиар-акции сугубо внутренних целей первых лиц США и Израиля. Для Дональда Трампа было важно отвлечь внимание от угрожавшего ему импичмента, а также на то время заручиться поддержкой еврейской общины Америки. Для Биньямина Нетаньяху (ему в Израиле предъявлен пакет уголовных обвинений) - набирать очки по ходу непрестанных выборов в кнессет.

Когда Трамп проиграл президентские выборы, он, относившийся к Израилю с ещё большими теплотой и участием, чем любой из его предшественников на посту президента США, очень быстро утерял интерес для Нетаньяху, неизменно руководствующегося тем исключительным практицизмом, благодаря коему некоторые израильские политики с невероятной лёгкостью в мгновение ока из нескрываемой личной выгоды кочуют от оппозиции в правящую партию и наоборот.

Сразу после неудачи Трампа на выборах Нетаньяху вначале убрал в своих соцсетях совместное с ним фото на заставке, заменив его на изображение по теме Хануки. Далее израильский премьер всё-таки поставил на главную страницу фото с Трампом - однако теперь не вдвоём, а в группе с главами МИД Эмиратов и Бахрейна. И тут Facebook и Twitter заблокировали аккаунт 45-го президента США. В конце концов, 12 января 2021 года Трамп вновь, и уже окончательно, исчез с официального аккаунта Нетаньяху. Фото с американским экс-лидером оказалось удалено, а на заставке появился снимок, где пока ещё действующий израильский премьер делает прививку Pfizer от коронавируса.

Израильский премьер удалил фото с американским экс-лидером из заставки своего Твиттера и поставил снимок, где ему делают прививку Pfizer от коронавируса.
© twitter.com/netanyahu
Израильский премьер удалил фото с американским экс-лидером из заставки своего Твиттера и поставил снимок, где ему делают прививку Pfizer от коронавируса.

На самом деле изначально было понятно, что у «сделки века» не будет возможностей для практической реализации. Руководство Израиля, встретив проект Трампа аплодисментами, переходящими в овацию, в реальности не могло не понимать его утопичность, хотя обстоятельства требовали закрыть на это глаза. «Сделке века» предшествовали признание Вашингтоном единого неделимого Иерусалима столицей Израиля и трудно вызревающая под эгидой Трампа будущая нормализация отношений с ОАЭ, Бахрейном и Саудовской Аравией, столь нужная еврейскому государству, в частности, в связи с его противостоянием Ирану.

После того как Трамп перенёс посольство США в Иерусалим, Вашингтон признал Голанские высоты израильскими. Представители Палестины не участвовали в переговорах с американцами, её президент Махмуд Аббас назвал «сделку века» «пощёчиной века».

И главное: вслед за обнародованием этого проекта Аббас вообще безотлагательно объявил в Каире на экстренном заседании глав МИД Лиги арабских государств о прекращении всех отношений с Израилем и США, в том числе в сфере безопасности. Таким образом, Палестина напрочь отвергла возможность ведения переговоров с Израилем на основе плана Трампа.

Президент Палестины Махмуд Аббас назвал «сделку века» «пощёчиной века».
© president.ps
Президент Палестины Махмуд Аббас назвал «сделку века» «пощёчиной века».

Между тем значительная часть положений изложенной на 181 странице «сделки века» не состыковывалась со сложившимися за долгие десятилетия реалиями. Проект Трампа якобы предполагал признать Восточный Иерусалим столицей палестинского государства. В действительности речь шла о месте за пределами разделительного забора, а именно о небольшом пригороде Абу-Дис, вовсе не относящемся к Старому городу.

Для признания Израилем Государства Палестина экс-президент США предложил её полную демилитаризацию с отказом от контроля воздушного пространства и пограничных пунктов, что, в сущности, означало бы военно-политическое подчинение Израилю. По «сделке века» можно было в два раза увеличить территорию палестинцев за счёт передачи в том числе, скажем, проблемных для безопасности Израиля арабских деревень на востоке Западного берега реки Иордан или трудных для освоения земель в пустыне. Короче говоря, Палестина бы состояла из разрозненных территорий с общей площадью, всё равно меньшей, чем до 1967 года.

Сейчас статус защитника исламских святынь в Иерусалиме имеет король Иордании, однако касаемо Храмовой горы де-факто всё решают палестинские религиозные власти. Но Трамп, по сути, поставил это под очевидное сомнение, сделав акцент именно на сотрудничестве Израиля с королём Иордании.

В «сделке века» нарочито проигнорировано право на возвращение 5,5 млн беженцев и их потомков, вынужденных в 1948 году покинуть принадлежащие сегодня Израилю земли. Палестинская сторона последовательно демонстрирует сохраняющуюся актуальность этой ситуации.

Притом текст проекта не только предлагал Палестине совершить ряд принципиально немыслимых для неё шагов, но ставил в тупик и израильскую сторону, например, предлагая прорыть под Израилем 40-километровый тоннель, соединяющий сектор Газа с палестинскими землями Западного берега. Конечно, посыл о том, чтобы в недрах одного государства пролегало важнейшее звено инфраструктуры другого, беспрецедентен по новаторской смелости. Причудливым образом он одновременно соотносится как с мечтой гоголевского Манилова о возведении моста, так и с надеждами Муаммара Каддафи на сказочное превращение Израиля и Палестины в единую страну под названием «Изратина».

Муаммар Каддафи надеялся на сказочное превращение Израиля и Палестины в единую страну под названием «Изратина».
© wikipedia.org
Муаммар Каддафи надеялся на сказочное превращение Израиля и Палестины в единую страну под названием «Изратина».

Судя по всему, сам инициатор «сделки века» Трамп не мог не понимать, что её инициативы по урегулированию идеалистичны, но в том-то и дело - в 45-м президенте США неувядаемый романтик соединялся с в недавнем прошлом опытнейшим руководителем гигантского холдинга, привычным решать любой вопрос с помощью денег.

Трамп надеялся купить согласие палестинцев и нескольких арабских стран, прозрачно намекая: «На протяжении всей своей долгой карьеры в деле заключения сделок я убедился в том, что сложные проблемы требуют нюансов, основанных на фактах». После заключения «сделки века» при её одобрении арабскими соседями Трамп планировал направить на Ближний Восток «факты» в количестве около 50 млрд долларов и распределить их между Палестиной (27,8 млрд), Иорданией (7,3 млрд), Ливаном (6,3 млрд) и Египтом (9,1 млрд).

В итоге ещё раз наглядно выяснилось: в масштабной политической игре далеко не всё покупается и продаётся. Теперь же, после ухода Трампа, пресловутая «сделка века» окончательно канула в Лету, и Израилю становится незачем подыгрывать иллюзиям, ибо за ними больше нет глобальной политической силы, а у Палестины в свою очередь тоже теряется какой бы то ни было стимул сопротивляться тому, что сама история окончательно сняла с повестки дня.

В меняющихся условиях, когда не исключается и возвращение Вашингтона к старой ближневосточной стратегии - разделять и властвовать, перед Израилем встают задачи не разбазарить реальные политические дивиденды, приобретённые, между прочим, при деятельной помощи Дональда Трампа и его окружения. Речь идёт, прежде всего, об официальном установлении в сентябре 2020 года ОАЭ и Бахрейном дипломатических отношений с Израилем и о его интенсивном конструктивном диалоге с этими странами и Саудовской Аравией, неизменно влияющей на подавляющую часть арабского мира.

Джо Байден собирается вернуть Вашингтон в ядерную сделку с Тегераном.
© facebook.com/joebiden
Джо Байден собирается вернуть Вашингтон в ядерную сделку с Тегераном.

Кандидат на пост госсекретаря США Энтони Блинкен на днях указал, что новая американская администрация в рамках шагов по Ирану будет консультироваться с Израилем и арабскими странами Персидского залива. Тем не менее 46-й президент Джо Байден с определённостью собирается вернуть Вашингтон в ядерную сделку с Тегераном, а, следовательно, более вероятна и относительная нормализация отношений между Израилем и Турцией, о чём недавно неожиданно заговорил турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган. По крайней мере, Израиль, со своей стороны, станет, не имея за спиной Трампа, ещё активнее стремиться искать общий язык на Ближнем Востоке с теми, кто, даже невзирая на противоречия с ним, не объединён с его главным противником - Ираном.

Однако успех такой стратегии в некотором роде слишком зависит от того, насколько она устроит новую американскую администрацию, с которой тоже предстоит налаживать контакты, так или иначе имеющие отличия от бытовавших в предшествующие четыре года.

Над палестинцами после переизбрания Трампа больше не висит дамоклов меч «сделки века», и они уже дают понять о готовности возобновления диалога с Вашингтоном (например, со всей прямотой в поздравлении Аббасом Байдена с избранием). От потенциального характера такого диалога зависит и возвращение в длительный рутинный переговорный процесс с израильскими властями. Однако властям Палестины всё-таки предстоит принять как данность, что, скорее всего, как оповестил Блинкен, американское посольство в Израиле при администрации Байдена останется в Иерусалиме. Правда, значительная часть дипкорпуса Штатов при Трампе так и работала в Тель-Авиве и едва ли переберётся в Иерусалим после перемен в Вашингтоне.

Кандидат на пост госсекретаря США Энтони Блинкен заявил, что американское посольство в Израиле при администрации Байдена останется в Иерусалиме.
© state.gov
Кандидат на пост госсекретаря США Энтони Блинкен заявил, что американское посольство в Израиле при администрации Байдена останется в Иерусалиме.

В любом случае и локальную заинтересованность палестинской стороны в умеренных американских грантах без особых ответных обязательств никто не отменял.

Для такого переформатирования палестинцам нужно подтвердить в глазах мировой общественности легитимность своей власти. В последний раз всеобщие выборы в законодательный совет Палестины проходили в далёком 2006 году, а выборы президента (на то время председателя Палестинской национальной администрации), на которых победил Махмуд Аббас, состоялись ещё в 2005-м.

Отчасти потому сейчас Аббас, как передаёт агентство WAFA, издал указ о проведении всеобщих выборов впервые за 15 лет. По указу новые выборы в законодательный совет состоятся 22 мая 2021 года. Голосование будет проходить на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Депутаты законодательного совета станут наряду с тем членами обновляемого национального совета - координационного органа палестинцев, проживающих в разных странах. Выборы президента Палестины пройдут 31 июля 2021 года.

Само же палестино-израильское урегулирование, конечно, не может случиться по мановению волшебной палочки посредством довольно на скорую руку прописанного утопического плана. Оно требует терпеливого, скрупулёзного, поэтапно выверенного движения двух заинтересованных сторон.Однако именно такой обоюдной последовательности в налаживании системы добрососедских отношений как не прослеживалось, так и не прослеживается. Потому что иной раз скоротечное локальное военное противостояние, увы, представляется выгоднее, нежели долгий многотрудный путь к реальному миру.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама