«Сделка века»: как Трамп благодаря зятю-Кушнеру «превзошёл всех американских президентов», решая палестинский вопрос без палестинцев
Как загнать палестинцев в бантустаны
Недовольство палестинцев связано, главным образом, с угрозой превращения территории будущего арабского государства в бантустаны с урезанным суверенитетом, а также с выносом его столицы за пределы Иерусалима.
Первая группа противоречий связана с проблемой территорий для будущего палестинского государства. За израильтянами в соответствии с представленным планом остаётся возможность аннексировать арабские территории на Западном берегу реки Иордан, а также Иорданскую долину, которые они захватили в июне 1967 года и на которых успели построить свои поселения. Во всяком случае, США твёрдо намерены признать аннексию этих территорий, если на то пойдут израильтяне, которые впрочем и не собираются медлить. В воскресенье Нетаньяху уже вынес вопрос об аннексии на голосование в кнессет (парламент). Как говорится, куй железо, пока оно горячо.
Ему, наверное, как никакому другому израильтянину, нужно как можно быстрее «застолбить» эти территории. И для своей страны, как он понимает её интересы, и для себя лично, поскольку над ним нависла угроза уголовного преследования сразу по нескольким коррупционным делам.
А так, если Нетаньяху повезёт, и избиратели зачтут его заслуги перед страной в расширении территорий и оставят уже с третьей попытки на посту премьера, то у него появится чуть больше шансов отбиться от израильских судей и прокуроров.
Тогда Палестина окажется отрезанной от соседней Иордании, зато у Израиля появится восточная граница. Повысит ли это безопасность еврейского государства? Не факт. В Израиле на этот счёт развернулась горячая дискуссия между сторонниками и противниками Нетаньяху.
Как бы то ни было, палестинцы категорически против израильской аннексии. Им и сейчас без всякой аннексии не сладко. Израильтяне, даже если они признают законность прав арабов на землю, купленную ещё несколько веков назад, могут заставить их оставить свои земли. Для этого достаточно не выдавать разрешений на строительство, или включить такие участки в планы строительства еврейских поселений.
Беглого взгляда на подготовленные командой Джареда Кушнера, зятя президента Трампа, карты будущего палестинского государства достаточно, чтобы понять: эти территории напоминают что-то вроде шкуры леопарда: несколько «пятен» побольше и поменьше, вообще не связанных между собой. Впрочем, более уместным будет сравнение с бывшими южноафриканскими бантустанами, своего рода резервациями, в которые белые колонизаторы силой загоняли во времена апартеида коренное чернокожее население.
Правда, план Трампа предусматривает строительство подземной автомагистрали, которая свяжет сектор Газа с Западным берегом реки Иордан, а также скоростной дороги в Иорданию. Кроме того, в случае одобрения «сделки» палестинцами, им обещают доступ к морским портам в Хайфе и Ашдоде, создание палестинского курорта на Мёртвом море. (Южноафриканский режим апартеида создал в одном из бантустанов своего рода Лас-Вегас - зону игорного бизнеса.) Не исключено, что Египет отдаст в аренду несколько участков вдоль границы с Израилем на Синайском полуострове, чтобы палестинцы могли заниматься там сельским хозяйством, построить зону технопарков. Но пока что это всё не более чем «если бы, да кабы».
При этом Трамп уверяет, что площадь палестинского государства увеличится примерно в два раза по сравнению с тем, что занимают палестинцы на сегодняшний день. Специалисты считают, что в этом случае, площадь нового государственного образования всё равно окажется меньше существовавшей до июня 1967 года.
Иерусалим остаётся яблоком раздора
С территориальной проблемой напрямую связан спор о статусе Иерусалима. Трамп настаивает на том, чтобы «единой и неделимой» столицей Израиля оставался Иерусалим, а израильские власти полностью контролировали этот город. Такой расклад вполне устраивает израильтян и категорически претит палестинцам. И вот почему.
В ООН неоднократно подтверждали принцип урегулирования конфликта на основе создания двух государств. Столицей Израиля должен был стать Западный Иерусалим. К моменту образования Государства Израиль он был населён преимущественно евреями и контролировался израильтянами. А вот Восточному Иерусалиму (включая Старый город) отводилась роль столицы арабского государства. На это всегда надеялись не только палестинцы, но и вообще все арабы и мусульмане, которых поддерживали в этом вопросе и многие европейцы.
Справка
В ходе первой арабо-израильской войны в 1948 году Восточный Иерусалим был оккупирован Иорданией, а с июня 1967 года контроль над ним перешёл к Израилю, равно как и Западный берег реки Иордан, а также отвоеванные у Сирии и Египта Голанские высоты и Синайский полуостров.
В результате войны 1967 года израильтяне получили контроль над всем Иерусалимом, включая и Старый город, в котором находятся важнейшие святыни трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама. Единственным святым местом для иудеев, например, является сохранившаяся до наших времён западная стена второго Храма Соломона, разрушенного римлянами в 70 году н.э., и получившая название Стены Плача. Для мусульман Иерусалим занимает почётное третье место после Мекки и Медины в табели о рангах для священных мусульманских городов. Здесь, в частности, находятся такие святыни как Мечеть Аль-Акса и Купол скалы, расположенные на Храмовой горе.
Для палестинцев, как и для евреев, Иерусалим не просто очень древний город. Сакральность этого места исключает возможность и тем и другим просто так уступить в споре о своих столицах. Отказаться от Иерусалима, как от столицы, значит отказаться от своей идентичности, истории, религии. Отсюда и гневное «нет», прозвучавшее из уст главы Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуда Аббаса, который заявил, что «Иерусалим не продаётся». Таким образом, Аббас как бы подчеркнул, что к таким вопросам, как будущее Иерусалима, святого города, нет и не может быть торгашеского подхода, характерного для Трампа.
Правда, чуть позже глава американской администрации всё же добавил, что предлагает признать столицей арабского государства Восточный Иерусалим. И вот здесь глава Белого дома или слукавил или, как это часто с ним бывает, оказался не в курсе дел, запутался в географических деталях. Оказалось, что «Восточный Иерусалим», о котором сказал Трамп, это вовсе и не Иерусалим, а всего лишь его пригород Абу-Дис, вынесенный за границы города не только на бумаге, но фактически отгороженный от него забором безопасности. Короче, это две совсем уж большие разницы. При этом Трамп предлагает отныне именовать этот пригород как «Аль-Кудс». Именно так на арабском языке звучит название Иерусалим.
Для полноты картины следует добавить, что американский план предлагает не менять статус Храмовой горы. Сейчас управление мусульманскими святынями находится под покровительством иорданского короля Абдаллы II. Это значит, что никакого контроля над святынями палестинцы не получат.
Обрезанный суверенитет
Есть ещё ряд требований, предъявляемых к палестинцам в качестве условий для создания своего государства. Прежде всего, речь идёт об отказе от терроризма, о признании арабами Государства Израиль, об отказе палестинцев создать постоянную армию, о разоружении и роспуске военизированных группировок типа ХАМАС, которая в настоящее время управляет сектором Газа. При этом контроль над взрывоопасным и погрязшим в нищете анклавом должен перейти к Палестинской администрации в Вифлееме. Только после этого Израиль сможет признать суверенитет Палестины, как выразился Трамп, «демилитаризованного палестинского государства», которое не сможет представлять угрозы для безопасности Израиля. Безопасность к западу от реки Иордан должен поначалу обеспечивать Израиль силами своих вооружённых сил. Не исключено, что впоследствии эти функции передадут палестинским полицейским.
Короче говоря, палестинцы и ждали, и надеялись вовсе не на такой, обрезанный по всем статьям суверенитет.
А вот проблему арабских беженцев, заметим, весьма важную и болезненную для палестинцев, составители плана выносят за его скобки, считая, что этот вопрос должен решаться вне мирных переговоров. Дескать, раз уж ждали в течение 70 лет решения о беженцах, можно и ещё подождать. Между тем проблема не станет легче от того, что её будут всё время откладывать на потом. Наоборот она только усложнится. Если в 1950 году лиц, попавших в категорию беженцев, насчитывалось 750 тысяч человек, то сегодня их около пяти миллионов. Вернуть всех их на родину, значит сразу же изменить демографический баланс в пользу палестинцев, против чего выступают израильтяне. Но и дальше держать этих людей, что называется «на улице», нельзя.
Ультиматум под видом предложения
«Вполне разумно, что я должен многое сделать для палестинцев», - заявил на презентации плана Трамп и пообещал вложить в экономику Палестины до 50 млрд долл., что должно привести к созданию более миллиона рабочих мест, сокращению безработицы до 10 %, росту палестинской экономики в два раза. Главное - чтобы палестинцы согласились на переговоры с Израилем, тогда он на четыре года заморозит строительство поселений. Деньги, правда, по задумке Трампа, должны вложить вовсе не США, а богатые арабские страны Персидского залива. Согласятся они на это или нет, пока не известно. Не известно и то, как поведут себя израильтяне после окончания четырёхлетнего периода.
Не замеченный в излишней скромности Трамп, и на этот раз не преминул похвалить себя и команду своего зятя Джареда Кушнера, трудившихся над планом в обстановке строгой секретности в течение почти трёх лет. Как пишет влиятельная The New York Times, нынешний хозяин Белого дома отметил, что если прежние президенты США пытались добиться мира, но «терпели горькую неудачу», то его избрали «не для того, чтобы заниматься мелочами и уходить от больших проблем». Тем самым Трамп ясно дал понять, что превзошёл своих предшественников, разработав «реалистичный путь к прочному миру».
На самом деле, вся «реалистичность» плана Трампа держится на плохо скрытых угрозах со стороны США в адрес палестинцев: мол не пойдёте на «сделку» - поимеете кучу проблем. Более того, никто из Вашингтона на презентацию «сделки века» палестинцев не приглашал.
По мнению ведущего специалиста ИМЭМО им. Е.М. Примакова Александра Фролова, «получается нелогично и как-то неуклюже: Трамп всё вроде бы решил заранее с Нетаньяху без участия палестинцев. Между тем в своё время президент США Джимми Картер для подписания Кэмп-Дэвидских соглашений приглашал к себе обе стороны - Анвара Садата и Менахема Бегина». По сути, план Трампа это скорее ультиматум, а не предложение к поиску взаимоприемлемого компромисса, что ставит под сомнение его реализацию.
Международная реакция на «сделку века»
Если Нетаньяху полностью поддержал план Трампа, то реакция европейских, арабских и мусульманских стран оказалась неоднозначной. По сообщениям ТАСС и других информагентств, с резкой критикой выступили представители Турции, Ирана, Ливана, Сирии. В Анкаре план Трампа назвали «мёртворожденным», в Тегеране - «кошмаром мира и региона».
Египет и Иордания заняли более сдержанные позиции. Каир предлагает тщательно изучить американское видение и открыть каналы для возобновления переговоров под эгидой США. Амман остаётся приверженным базовому принципу урегулирования на основе двух государств.
Саудовская Аравия, с одной стороны, высоко оценила усилия Вашингтона, с другой, король Сальман позвонил Махмуду Аббасу и заверил его в неизменной поддержке Эр-Риядом палестинского народа. Похожие позиции занимают ОАЭ, Бахрейн, Оман.
МИД Великобритании приветствовал «сделку века», назвав её серьёзным предложением. А вот в Стокгольме и Берлине план Трампа вызвал дополнительные вопросы. Даже в Израиле далеко не все политики согласны с Нетаньяху и считают, что американские предложения не только не обеспечивают безопасность, но и создают для Израиля дополнительные угрозы.
Довольно сдержанно реагируют на «сделку века» и в Москве, не давая никаких оценок документу. По словам заместителя главы МИД РФ Михаила Богданова, Россия будет внимательно изучать план США.