«Братство сильнее братоубийства, надежда сильнее смерти, а мир сильнее войны»
Долог пастырский долг
Многие страны, а также политические силы внутри Ирака, которые поначалу косо смотрели на визит папы римского, в том числе проиранские милиции в Ираке, Иране, Турции, в конце концов, согласились признать этот визит если и не историческим, то, по крайней мере, полезным. Более того, лидеры некоторых неправительственных вооружённых формирований даже объявили о прекращении огня в одностороннем порядке.
Впрочем, трудно представить себе другую реакцию на призывы Франциска к миру, к защите слабых независимо от их вероисповедания, или возражать против его слов о том, что «братство сильнее братоубийства, надежда сильнее смерти, а мир сильнее войны». Возражать против таких истин, значит выставить себя совсем уж в неприглядном свете.
Программа четырёхдневного визита предусматривала помимо встреч с официальными лицами, включая президента страны Бахрама Салеха, премьера Мустафу Казыми и других официальных лиц, посещение города Ура, где по преданию родился Авраам, отец-основатель трёх монотеистических религий - иудаизма, христианства и ислама, священного для шиитов города Неджефа, а также столицы Иракского Курдистана Эрбиля, разрушенного войной Мосула, где папа римский Франциск на руинах одной из церквей совершил мессу в память о жертвах террора, центра христиан Каракоша.
Однако настоящим «гвоздём» программы стала встреча понтифика с духовным лидером иракских шиитов верховным аятоллой Али ас-Систани и проведение межрелигиозного диалога. На этом в принципе можно было бы поставить точку. Глава римско-католической церкви полностью справился со своей задачей, выполнил свой пастырский долг. Он утешил иракских христиан, чья численность за годы войны и игиловского террора (ИГИЛ - террористическая организация, запрещенная в РФ) сократилась примерно с полутора миллионов до 250-300 тысяч человек, что составляет сегодня не более одного процента населения страны. Для этих людей поддержка понтифика имеет сегодня огромное значение. Она вселяет в них надежду на будущее, не даёт почувствовать себя брошенными.
Однако далеко не всё представляется так просто, как это выглядит на поверхности. И вот почему. Во-первых, Ватикан не просто религиозный центр католицизма. Кроме дел религиозных он всегда занимался и занимается ещё и политической деятельностью, направленной, в частности, на расширение своих позиций, укрепление авторитета Святого Престола, в том числе продвижение еретической идеи папского примата среди других христианских конфессий, в первую очередь среди православных.
Во-вторых, избранный в 2013 году папой бывший архиепископ Буэнос- Айреса Хорхе Марио Бергольо стал первым в истории Ватикана иезуитом, поднявшимся на этот пост. Напомню, иезуит давно уже стал синонимом блестяще образованного, но жутко коварного хитреца, лицемера и шпиона. Первоначальное умиление скромным и благообразным образом жизни, которое поначалу испытывали по отношению к нему многие верующие, со временем было изрядно разбавлено горьким непониманием и даже возмущением в связи с тем, что в своих божественных увещаниях он провозгласил допустимость эвтаназии и абортов, фактически уравнял христианский брак с союзами гомосексуалистов, объявив содомитов божиими детьми, которых нельзя дискриминировать и обижать, а также разрешил вести службы женщинам-священницам. Причём Франциск действует вполне в духе иезуитов - очень искусно, осторожно и аккуратно. Он не идёт напролом, доказывая свою правоту, а просто смешивает понятия, подменяя одно другим.
В этой связи контекст папского визита в Ирак и его задачи представляются намного шире, чем просто морально-психологическая поддержка иракских христиан, тем более что сегодня их не так много в Ираке и они не играют особой роли в политической жизни страны. Даже при Саддаме Хусейне влияние христиан было заметнее. Так, один из наиболее приближённых к диктатору католиков занимал очень ответственную должность министра иностранных дел. Его звали Тарик Азиз.
И дух крупного бизнеса почил на Святом Престоле
Как представляется, одной из скрытых задач главы Ватикана является зарабатывание дополнительных очков в конкурентной борьбе с Русской православной церковью, минимизация, уничижение её роли в защите христиан по всему свету. Делается это неспроста, а для того, чтобы возвысить патриарха Варфоломея, наделив его полномочиями и властью своего рода смотрящего в православном мире. В связи с этим сразу же напрашивается вопрос, где был Святой Престол, вместе с Варфоломеем, когда злодейства в отношении иракских христиан только начинались. Или, что предпринимает сегодня Ватикан для защиты православных жителей Эфиопии, поставленных в наиболее жёстокие условия, по сравнению с теми же католиками.
Другой задачей можно считать стремление постепенно приучить христиан, адаптировать их (и не только их) к новым «ценностям» нынешнего коллективного Запада. Ватикан и сам папа превратились в выразителей ультралиберальных антихристианских ценностей, которые не имеют ничего общего с традиционными христианскими ориентирами. Запад и Ватикан идут нога в ногу одним курсом, и невозможно сказать, кто в чьём мейнстриме следует.
Визиты в Ирак сначала Иоанна Павла II, а потом и Франциска несколько раз откладывались. Первый хотел побывать на родине Авраама ещё на рубеже двух тысячелетий, чтобы начать торжества, посвящённые двум тысячелетиям христианства, как раз с Междуречья. Однако намерениям тогдашнего понтифика не суждено было сбыться из-за сложной военно-политической обстановки в регионе и нежелания доживавшего последние годы своего правления Саддама Хусейна принимать папу римского. Не исключено, что ожидавший начала американской агрессии диктатор просто не хотел рисковать жизнью главы РКЦ.
Второй планировал поездку в Ирак ещё в 2019 году, однако отложил её до лучших времён тоже в связи со сложной военно-политической обстановкой. Не сказать, что нынешняя ситуация в Ираке и вокруг него сегодня намного лучше, чем два десятилетия или два года назад. Возможно, в чём-то даже сложнее, тем не менее папа Франциск в Ирак прилетел, а его визит в целом для Святого Престола паче ожиданий прошёл весьма успешно.
Может быть потому, что сменилась власть в Вашингтоне, а в Ираке президентом страны стал гражданин Великобритании и бывший шеф иракской разведки Мустафа Казыми, который планирует провести выборы в местный парламент этим летом и поубавить количество проирански настроенных политиков.
К тому же в Иране и тоже летом грядёт смена президента и, кто его знает, может быть даже верховного правителя, рахбара. Самый раз оказаться в стране, и вообще в регионе, где ожидаются большие перемены. Вот папа и поспешил, вероятно, чтобы дать Багдаду понять, мол, правильный, ребята, выбор сделали в пользу Запада, вполне одобряем.
Вообще создаётся впечатление, что Святой Престол действует вполне в духе крупного бизнеса. Улетая из Багдада в Рим, Франциск пообещал в скором времени прилететь в Ливан, где до сих пор с прошлого октября не могут сформировать дееспособное правительство, хотя страна фактически погибает, но не может получить обещанную Западом помощь.
Куда не ездят папы
А вот в Сирию понтифик пока не собирается. И никто на Западе не собирается ей помогать, хотя там тоже живут христиане. И они нуждаются не только в средствах для восстановления экономики страны, но и в духовном окормлении, в словах поддержки и утешения. Но Ливаном не прочь покомандовать французский президент Макрон, а Сирия находится в зоне влияния России.
И последнее. Ватикан, в отличие от РПЦ, давно и втихаря занимается прозелитизмом, то есть попытками «окатоличить» православных, обратить их в свою католическую веру, в том числе и ведя с Московским патриархатом как бы внутрихристианский диалог.
Ещё при Иване Грозном Ватикан направил в Москву своего эмиссара некоего Антонио Россевино. Царь-батюшка принял того, как говорится, по высшему разряду. Однако ватиканский засланец, видимо, забылся, с кем разговаривает, может быть, под впечатлением рассказов, о том что на Руси живут якобы «неполноценные» христиане, и стал вести себя не совсем учтиво. Пришлось нашему самодержцу приказать гвоздём приколотить к голове Россевино его шляпу. По возвращении в Рим папский эмиссар посоветовал сменить направление работы. Вместо попыток обработать Москву, Ватикан стал заниматься российскими окраинами, нацелившись на Украину и в меньшей степени на Белоруссию. В конечном счёте, подрывная работа Ватикана привела к Брестской унии 1596 года, что и стало стартом для антирусских и антиправославных проектов РКЦ, начиная с Лжедмитриев. О более поздних итогах ватиканских забот нам хорошо известно.