США стреляют первыми и проигрывают
Донбасс стал горячей точкой более семи лет назад. И вовсе не после въезда группы Стрелкова в Славянск: знакомая автора 9 марта 2014 г. рожала под обстрелом карателей в роддоме г. Должанск (ранее - Свердловск) Луганской области. Но именно в последние несколько недель ситуация обострилась настолько, что в воздухе запахло крупномасштабными боевыми действиями с непосредственным участием не только Вооружённых сил Украины и ополчения непризнанных республик, но и российской армии и войск НАТО.
Лекарство от истерии
Поводом для истерик «за поребриком» стала переброска значительных сил России в регионы, непосредственно примыкающие к украинской границе, а также катеров и кораблей Каспийской флотилии в Чёрное море. Разумеется, «наши западные партнёры» и Киев трактуют это как «подготовку Российской агрессии против Украины», совершенно забыв, что предшествовало наращиванию вооружённых сил РФ у своих западных границ.
Усиление обстрелов и нагнетание напряжённости на линии разграничения в Донбассе началось ещё в конце марта, накануне подписания новой «Стратегии военной безопасности Украины», в которой, помимо курса на восстановление контроля над Донецкой и Луганской Республиками, Российская Федерация прямо определялась как единственный внешний враг Украины.
И вся Стратегия посвящена вооружённой борьбе именно с Россией. Причём, признавая несопоставимость военных потенциалов РФ и Украины, разработчики документа выстроили планы принуждения «страны-агрессора» к отказу от продолжения боевых действий «при содействии международного сообщества на выгодных для Украины условиях». Красной строкой в Стратегии проходит тезис Остапа Бендера - «заграница (в лице НАТО) нам поможет».
Ожидавшееся возобновление боевых действий на Востоке Украины, о котором практически прямо говорили в Киеве, не состоялось. Визит Владимира Зеленского на линию соприкосновения показал, что украинские войска, знающие о концентрации российских подразделений в Западном и Южном военных округах, морально не готовы массово идти под пули. И это вызвало недовольство заокеанских кураторов киевского режима, поскольку американские разведсообщества ещё в ноябре прошлого года установили, что на Востоке Украины ВСУ имеют троекратное преимущество в живой силе и существенное - в технике.
Тем не менее продолжилось наращивание сил НАТО близ российских границ, включая акваторию Чёрного моря. С марта по июнь запланирована беспрецедентная по охвату территории серия учений с общим названием Defender Europe 2021. В учениях, которые пройдут на 31 полигоне 13 стран, примут участие более 30 тысяч военных из 26 стран. Причём в Болгарии, Румынии и Эстонии - четыре крупные воздушно-десантные операции с участием 7 тысяч военнослужащих. В первых числах апреля начались заранее анонсированные военно-морские учения Украины в Чёрном море, а с 14 апреля - сухопутные учения вдоль границы с Крымом, в которых задействованы танки и противотанковая артиллерия.
Именно эти действия вынудили российское Минобороны перебросить на свои западные рубежи две армии и три соединения воздушно-десантных войск, а также дополнительные военно-морские силы.
«Было бы желание, а повод найдётся»
Далее события начали развиваться по классическим правилам заранее продуманной провокации: «западные партнёры», наращивающие близ российских границ мощную ударную высокомобильную группировку, обвинили Россию в том, что стягиваемые для возможного противодействия её войска «угрожают безопасности Украины». А значит, эта группировка должна быть ещё больше усилена, чтобы в любой момент нанести удар по «готовой к агрессии России».
Вся эта пропагандистская кампания проводится на фоне призывов руководства НАТО к снижению напряжённости между альянсом и Российской Федерацией. Правда, никаких реальных шагов по снижению этой напряжённости со стороны альянса не наблюдается. Наоборот, в информпространство вбрасывается «клюква» о возможном нападении России и Белоруссии на Украину в мае 2021 г., результатом которого состоится присоединение к РФ Новороссийской, Харьковской и почему-то Черновицкой областей (скорее всего, клюкводелы перепутали её с Черниговской). Ну, а дальше просто классика демонизации нашей страны: принудительная выдача российских паспортов, высылка в концентрационные лагеря в Сибири отказавшихся их получать, этнические чистки и геноцид украинцев, в которых погибнут «миллионы», а также принудительное заселение обезлюдевшей Украины русскими.
Байки о якобы близком нападении РФ так и можно было бы посчитать байками, если бы не вполне реальные шаги по «демонстрации солидарности с Украиной» со стороны крупных стран, входящих в НАТО.
И речь даже не про запросы Германии и Франции с требованием объяснить причины концентрации российских войск близ западных границ. На днях The Times со ссылкой на источники в ВМС сообщила, что в мае Великобритания направит корабли британского флота в Чёрное море «в знак поддержки Украины в связи с ситуацией на российско-украинской границе». Подобный шаг попытались сделать США, направлявшие свои военные корабли в Чёрное море, но после телефонного разговора между российским и американским президентами их поход был отменён.
Ещё один тревожный сигнал, что ситуация очень непростая, прозвучал из американского посольства в Киеве. На сайте диппредставительства 14 апреля появилось предостережение граждан США о том, что «вдоль границ Украины… условия безопасности могут измениться практически без предупреждения». Напомним: подобные предостережения о нежелательности посещения Майдана и Востока Украины посольство публиковало накануне кровавых событий февраля 2014 г., а также перед началом карательной операции в Донбассе весной того же года. При этом о предстоящем кровопролитии в посольстве знали однозначно, поскольку оно не просто согласовывалось с обитателями здания на киевской улице Сикорского, но и планировалось с их участием.
Разумеется, наличие российских войск близ границ Украины и даже сама Украина отнюдь не являются причиной нынешнего обострения военного противостояния между НАТО и РФ. Как говорят злоупотребляющие алкоголем, «было бы желание, а повод найдётся». Вернувшиеся к власти в США после прагматика Дональда Трампа традиционно идеологизированные демократы делают ставку на борьбу с «экзистенциональным врагом», как они называют Россию. Это заметно даже по риторике сколачиваемого ныне «азиатского НАТО», кандидатов в который они «скромно» именуют «силами добра». А Китай, Россия, Северная Корея - страны, против которых пытаются сформировать данный альянс. Этой борьбой и определена логика событий на Востоке Европы: любыми средствами, включая возможное развязывание всеевропейского конфликта, втянуть Россию в совершенно не нужные ей боевые действия на Украине, чем ослабить её как экономически, так и политически.
Америка на пяти ветрах борьбы против России
Украина - лишь один из «фронтов» большой европейской игры США против РФ. Второй «фронт» - провокационная позиция Прибалтики, действующей по правилам шайки дворовых «гопников»: самый слабый в компании нагло задирает «чужака», чтобы, когда провокатор получит по заслугам, возник повод «заступиться за маленького, обиженного плохим парнем». Третий - санкционная война, призванная подорвать экономику Российской Федерации. Причём практически не прекращающаяся уже более 100 лет: с 1917 г. в отношении РСФСР, СССР и РФ американские санкции (а ограничения существовали даже во время ленд-лиза) не действовали менее месяца, с момента отмены поправки Джексона-Вэника до принятия «Закона Магнитского».
Четвёртое направление борьбы с Россией - нейтрализация союзника РФ Белоруссии. Центр общественных связей ФСБ 17 апреля сообщил журналистам о задержании двух граждан Белоруссии (один имеет и гражданство США), готовивших с привлечением местных и украинских националистов физическое уничтожение белорусского руководства и военный переворот в РБ. «Заслуживает внимания, что датой осуществления военного переворота оппозиционеры избрали день проведения парада Победы в г. Минске 9 мая с.г.», - заявили в ФСБ. При этом план теракта и госпереворота, в котором должны были быть задействованы «оппозиционно настроенные генералы ВС республики», заговорщикам помогали составить представители США и Польши.
Ну и, наконец, пятый «фронт» - торпедирование слишком мешающей США для наращивания присутствия в Чёрном море Конвенции Монтрё, которая ограничивает количество и тоннаж военных кораблей нечерноморских стран в акватории этого моря. Сама Конвенция касается режима допуска данных кораблей в Чёрное море через проливы Босфор и Дарданеллы. Именно поэтому Соединённые Штаты намерены поддержать планы Реджепа Эрдогана построить каналы-дублёры проливов, чтобы создать правовую коллизию, поскольку о режиме прохода «чужих» кораблей по вновь строящимся каналам в Конвенции не говорится. Причём «играет» Вашингтон на самом чувствительном инструменте Турции - на её кошельке. Дело в том, что сегодня за проход судов через проливы Турция не получает никакой оплаты (за исключением лоцманских услуг), зато после постройки дублёров доходы турецкой казны могут составить до 10 миллиардов долларов в год.
Кто победит в войне нервов?
Так дойдёт ли дело до прямого военного столкновения между российской армией и войсками НАТО?
В нынешней ситуации, когда США не желают «сдавать назад», а Россия отказывается беспрекословно исполнять любые капризы вашингтонской администрации, возможно всё. Кажется, впервые в последние десятилетия дошло до того, что ещё одна война, дипломатическая, достигла высшей стадии: на днях американскому послу в Москве рекомендовано покинуть Россию «для консультаций», а на функционирование посольства США и американские НКО наложен ряд ограничений. Это - почти разрыв дипломатических отношений, за которым в дипломатическом «табеле о рангах ухудшения отношений» - только разрыв дипломатических отношений и начало боевых действий.
Но надежда умирает последней. То, что происходит сегодня - и попытки спровоцировать Россию на вмешательство в конфликт на Украине, и провокации в виде учений у российских границ, и фантазии о «русско-украинской войне», и шаги американских дипломатов в России и на Украине, и санкционная истерия на фоне россказней о стремлении нормализовать отношения - называется «войной нервов». Выиграет в ней тот, у кого нервы крепче, кто выстрелит не первым. Не важно, в Донбассе ли, на украинско-российской ли границе или близ побережья Крыма.