Новый заговор против Эрдогана?
Суд в Анкаре освободил 14 экс-адмиралов, задержанных за письмо в защиту конвенции Монтрё, избрав им меру пресечения в виде подписки о невыезде. Им запрещено покидать границы провинции Анкара и выезжать за границу. Власти просили суд оставить под арестом одного из подозреваемых, отставного адмирала Эргуна Менги по обвинению в сговоре с целью подрыва конституционного порядка. Однако суд все же отпустил и его под подписку о невыезде.
Напомним, генеральная прокуратура Анкары инициировала расследование в связи со «сговором» 104 отставных адмиралов турецкого флота, подписавших открытое обращение, в котором они заявили, что с беспокойством следят за обсуждением темы создания канала «Стамбул» параллельно Босфору и конвенции Монтрё о статусе проливов Босфор и Дарданеллы из-за угрозы отмены международных договоров. Они призвали прекратить любые дискуссии о возможности выхода страны из конвенции. Кроме того, бывшие флотоводцы раскритиковали планы турецкого лидера перекроить под себя конституцию, ограничивающую президентские полномочия. Правительство уже расценило послание отставных адмиралов как групповое «преступление против государственной безопасности и конституционного порядка».
Так почему же, зная крутой нрав президента Эрдогана, адмиралы пошли на заведомый риск? Как известно, конвенция Монтрё, на защиту которой встали авторы обращения, ограничивает нахождение в Чёрном море военных кораблей, не входящих в Причерноморье стран. С появлением канала, соединяющего Чёрное и Мраморное моря, на который не распространяется действие конвенции, Анкара сможет забыть об ограничениях.
Таким образом «Стамбул» станет идеальным инструментом давления и на Россию, и на НАТО. Ну а если Эрдоган решит прорыть ещё один канал-дублёр параллельно Дарданеллам, тогда Турция будет полностью контролировать прохождение военных кораблей и судов из Средиземного моря в Чёрное, исходя из собственных геополитических интересов. Тогда как конвенция Монтрё потеряет всякий смысл.
Более того, прорытая по распоряжению Эрдогана новая водная артерия становится лазейкой для военно-морских сил США, и уже с 2025 года (к этому времени турецкая сторона намеревается справиться с земляными работами) усиленный союзниками 6-й флот ВМС США сможет находиться в Чёрном море на постоянной основе. Но только в том случае, если на то будет воля нового турецкого султана. Иначе говоря, «Стамбул» - это инструмент давления и на Россию, которой натовские корабли у своих берегов совсем ни к чему, и на Запад, которому Эрдоган сможет диктовать свои условия. Вот почему авторы обращения уверены, что новый канал приведёт к повышенной милитаризации региона и, как следствие, негативно скажется на безопасности.
Устойчивая неприязнь нынешнего турецкого президента к конвенции Монтрё и Лозаннскому мирному договору объясняется ещё и тем, что эти документы, закрепили территорию Турции (то, что осталось от Османской империи) в её современных границах. И он давно бы вытер о них ноги, если бы не 90-я статья конституции Турецкой Республики, которая гласит, что президент не имеет права выходить из соглашений, ратифицированных парламентом. Но никто не запрещает Эрдогану прорыть канал в обход конвенции Монтрё…
О тонкостях интриги вокруг Черноморской проливной зоны, которую затеял турецкий лидер, еженедельнику «Звезда» рассказал первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан 1 ранга запаса Константин Сивков:
- По сути дела, именно доктрина Монтрё вернула пролив Босфор Турции, которая по итогам Первой мировой войны вообще не имела права контролировать проливную зону. При этом доктрина закрепила серьёзные ограничения на проход боевых кораблей в Чёрное море. Вообще, доктрина Монтрё серьёзно ограничивает права Турции на полное владение этим проливом. Эрдоган же, строя канал «Стамбул», практически выходит из-под действия доктрины: с одной стороны она вроде как остаётся в силе, с другой - этот канал позволяет осуществлять действия, не попадающие под условия доктрины Монтрё.
- Отставные турецкие адмиралы выразили беспокойство в связи с планами Эрдогана прорыть канал в обход пролива Босфор. Что на ваш, Константин Валентинович, взгляд стало причиной их озабоченности?
- Реализация этого проекта может вызвать негативную реакцию со стороны других стран, этого и опасаются турецкие военные. Дело в том, что на сегодняшний день главными миротворцами - что в Америке, что в Турции, что в Европе - являются военные. Политики заваривают кровавую кашу войны, а вот расхлёбывать её приходится людям в погонах. Поэтому именно военные лучше других осознают всю меру опасности и нередко выступают в роли «удерживающего фактора». Могу привести пример. Нанесение ударов по Ирану американцы планировали ещё в начале 2000-х годов, причём уже была создана ударная группировка. Но ключевым фактором, предотвратившим тогда войну, стала позиция высшего военного руководства США, в частности - командования США в зоне Индийского океана.
- До последнего времени Босфор вполне успешно справлялся со своими функциями. Зачем Эрдогану понадобилось два выхода в Чёрное море - деньги некуда девать?
- В первую очередь этот проект позволит обойти доктрину Монтрё, ограничивающую прохождение боевых кораблей в ограниченном количестве и в ограниченное время через проливы Босфор и Дарданеллы. В результате Турция становится ключевым игроком на южном фланге НАТО, что уже само по себе повышает её роль в регионе. Кстати, сам факт строительства этого канала говорит о том, что Турция не просто недружественная нам страна, она, как можно убедиться, предпринимает действия, подрывающие безопасность России с южного направления в ещё большей степени, чем Соединённые Штаты Америки и Европа вместе взятые. По этой причине продажа наших новых систем вооружения Анкаре, на мой взгляд, просто недопустима.
- Понятно, что, регулируя присутствие и время пребывания натовских кораблей в Чёрном море, Эрдоган усиливает свой контроль над регионом. Чем может ответить Россия?
- Для начала Россия должна восстановить свой потенциал до уровня Советского Союза. Тогда и появятся варианты возможных ответов. Но в ближайшее время это маловероятно.