Quad-2: антикитайский блок в новой упаковке
В середине октября прошлого года состоялась встреча в виртуальном режиме министров иностранных дел ОАЭ, Израиля, США и Индии, на которой было решено запустить процесс создания форума экономического сотрудничества. Новый альянс, как было заявлено, будет взаимодействовать на экономическом и политическом уровнях, но мы прекрасно понимаем, что такое партнёрство может очень быстро перерасти в силовой блок.
Сговор четырёх
Отметим, что вышеуказанная четвёрка уже имеет прочные связи друг с другом. Израиль, например, является одним из крупнейших поставщиков вооружения и военной техники в Индию, в то время как ОАЭ жизненно важны для энергетической безопасности Дели. В ОАЭ проживают миллионы индийских рабочих, что вносит значительный вклад в приток денежных переводов в Индию. Отношения между США и Израилем не нуждаются в детализации, а подписание «Соглашений Авраама» между ОАЭ и Израилем само по себе является показательным. Все четыре страны уже активизировали сотрудничество в области торговли и инвестиций, а также продемонстрировали решительную поддержку друг другу по важнейшим политическим вопросам. Также ОАЭ попытались выступить посредником и разрядить напряжённость между Индией и Пакистаном, а Дубай подписал соглашение с Нью-Дели о строительстве объектов инфраструктуры, которая будет включать логистические центры и больницу в контролируемом Индией Кашмире.
При участии администрации Соединённых Штатов Индия надеется на продвижение проекта так называемого арабско-средиземноморского коридора (India-ArabMed), который позволит отправлять индийские товары через развивающиеся израильско-эмиратские транспортные маршруты в Грецию, открывая им путь в Европу. Очевидно, что данная инициатива является прямым конкурентом китайского «пояса и пути» (BRI), позволяя не только противодействовать в этом Китаю, но и добиваться снижения интенсивности кооперации с ним ближневосточных союзников США, переключая их внимание на другого крупного азиатского игрока.
С большой долей уверенности можно сказать, что формирование «нового квадрата» (хотя утверждается, что у него ограниченная повестка дня в области безопасности и отсутствует видимый военный компонент), по-видимому, связано с политикой администрации Байдена по сдерживанию Китая на Ближнем Востоке и в Индо-Тихоокеанском регионе.
В связи с тем, что Пекин наращивает своё взаимодействие с ОАЭ и Израилем, Вашингтон будет активно реагировать на рост китайского влияния по нескольким направлениям: военному, политическому и экономическому. Новый альянс сигнализирует о желании Вашингтона дистанцировать ОАЭ и Израиль от КНР. Похоже, что аналогичный мотив движет и Индией. Отношения между Пекином и Нью-Дели, особенно после их пограничного конфликта в прошлом году, были не в лучшем состоянии, и в настоящий момент в индийских политических кругах растёт признание того, что этой угрозе необходимо противостоять в коллективном формате. Кроме того, происходящие события в Афганистане придали Пакистану новый импульс влияния в этой стране, что естественно настораживает Индию и даёт дополнительный стимул для формирования новых альянсов, где ОАЭ и Израиль в качестве мощных технологических центров стали бы ценными партнёрами для Нью-Дели.
В настоящее время как Индия, так и ОАЭ поддерживают с Израилем активные партнёрские отношения. Впрочем, отношения в сфере безопасности и кибербезопасности между ОАЭ и Израилем существуют уже давно, а Израиль и Индия многие годы развивают военное и военно-техническое сотрудничество. Индия продолжает оставаться одним из крупнейших покупателей вооружения и военной техники в Израиле, и в рамках этого партнёрства Нью-Дели покупает более половины израильского оружейного экспорта. Особенно активно связи усилились после прихода к власти в Индии в мае 2014 года президента Нарендра Моди. Во время визита Моди в Израиль в июле 2017 года стороны договорились о том, чтобы поднять двусторонние отношения до уровня стратегического партнёрства. В январе 2018 года между двумя государствами были подписаны соглашения о сотрудничестве в сферах ВТС, водоснабжения, сельского хозяйства и здравоохранения. В 2014-2019 годах индийский импорт вооружений из Израиля увеличился на 175%. При этом особый упор был сделан на инициативе Made in India, предусматривающей обмен технологиями и производство оборонной продукции по лицензии.
Основными направлениями ВТС стали ракетное оружие, системы ПВО и беспилотники. Наиболее дорогостоящей израильской военной продукцией, поставляемой в Индию, являются морские патрульные суда и системы воздушной разведки, контроля и обнаружения (AWACS). Израиль также является крупнейшим поставщиком в Индию лёгкого стрелкового оружия, такого как автоматы «Тавор» и снайперские винтовки «Галил». Одновременно израильские промышленники осуществляют апгрейд советских систем вооружений, находящихся в арсеналах индийской армии (например, компания Israel Aerospace Industries (IAI) подписала с индийскими ВВС контракт на модернизацию военных самолётов МиГ-21).
Главная цель - Китай
Как отмечалось, в новом альянсе (пока) отсутствует военный компонент, но это дело поправимое и в скором времени его можно будет увидеть, тем более, что примеры для этого есть. В Восточной Азии и Тихоокеанском регионе образцами такого блокового строительства уже являются коалиции AUKUS (США, Австралия, Великобритания) и Quad (четырёхсторонний диалог по безопасности) в составе США, Австралии, Японии и Индии с Тайванем и Вьетнамом в качестве «членов-призраков». Оба эти блока направлены против КНР, имеют явную военно-морскую подоплёку и призваны блокировать активность Китая на море.
Сегодня КНР, будучи крупнейшей в экономическом отношении державой планеты, не контролирует морские торговые пути. Китай пребывает в своего рода «блокированном состоянии», так как Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря заперты американскими военными базами и ограничивают китайцам выход в Мировой океан.
На Ближнем Востоке аналогом AUKUS и Quad может стать так называемый Quad-2 в составе США, Израиля, ОАЭ и Индии. Если в задачу Quad-1 входит возможная блокада Малаккского пролива, через который проходит значительная часть китайского импорта нефти, то целью нового Quad-2, вероятно, станет блокада Баб-эль-Мандебского пролива. Эти проливы имеют стратегическое значение и являются артериями, по которым идёт огромный поток товаров.
Одним из практических результатов Quad-2 является военное сотрудничество ОАЭ с Израилем в Йемене. Появляются сообщения об организации Израилем и ОАЭ совместной базы электронной разведки на острове Сокотра, контролирующем вход в Баб-эль-Мандебский пролив. Архипелаг Сокотра состоит из четырёх островов, из которых остров Сокотра с населением 60 тысяч человек является самым большим. В 2018 году ОАЭ оккупировали Сокотру, несмотря на протесты со стороны просаудовского правительства Абд Раббо Мансура Хади. Эта база может отслеживать движение кораблей ВМС КНР, китайских торговых кораблей, направляющихся в Европу, а также осуществлять разведку военной и гражданской инфраструктуры Пакистана.
Военное присутствие ОАЭ на Сокотре вызвало огромный интерес со стороны спецслужб Израиля. Индийский аналитик и в прошлом высокопоставленный дипломат Мекулангара Бхадракумар (бывший посол Индии в Узбекистане, Турции и Кувейте) сигнализирует по этому поводу: «В реальности эта база является американо-израильским проектом. США осуществляют усилия по подрыву китайско-пакистанского экономического коридора, соединяющего Кашгар в Синьцзяне с пакистанским портом Гвадар». Одновременно военное и разведывательное присутствие ОАЭ и Израиля на Сокотре направлено против Ирана. В мае 2020 года сообщалось, что ОАЭ намерены построить новую базу ВВС на острове вулканического происхождения Перим у побережья Йемена. Данная база будет включать в себя средства контроля танкеров нефти и коммерческого судоходства от южной оконечности Красного моря до Суэцкого канала.
Индии нужно взвесить все за и против
Хотя ещё предстоит выяснить, какую форму примет этот новый альянс между Индией, Израилем, ОАЭ и США, ясно, что он знаменует новый этап глобальной геополитической гонки, который будет характеризоваться формированием новых региональных и субрегиональных блоков. Но здесь нужно отметить один момент - членство разных стран в этом пока ещё не оформившемся толком блоке имеет разный вес. Там очень много пересекающихся взаимных экономических интересов, и не всё так однозначно. Напомним, что Иран является одним из крупнейших поставщиков нефти в Индию, и в настоящее время осуществляется ряд ключевых проектов, включая переговоры о разработке газового месторождения «Фарзад-Б». Индия активно вложилась в иранский порт Чабахар и ведёт переговоры о строительстве трубопровода из Омана и Чабахара в Индию.
Тот же аналитик Бхадракумар предостерегает индийские правящие круги от участия в подобных альянсах. Он говорит о том, что возможная деятельность Индии в рамках Quad-2 может существенно осложнить отношения с иранской стороной. Эти отношения уже существенно пострадали из-за участия Индии в антииранских санкциях. Ещё одним результатом этой коалиции Бхадракумар прогнозирует дальнейшее укрепление военного партнёрства между Индией и США. Он отмечает: «Как показывают последние события в Судане, в районе Красного моря и Африканского Рога разворачивается грязная политическая игра. Для Израиля эта большая игра представляет идеальный шанс вклиниться в арабскую политику. Однако Индия должна быть осторожнее. Не в интересах Индии задевать интересы многих государств в регионе и за его пределами: Ирана, Китая, Пакистана, Турции, Катара и даже России».
Важно отметить, что с тех пор, как Иран и Китай подписали всеобъемлющее стратегическое партнёрство в марте прошлого года, Тегеран официально стал частью многомиллиардной инициативы «Пояс и путь». Мир в Афганистане может привести к расширению китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC), укрепив глобальное присутствие Китая и авторитет всех стран, связанных с BRI, включая Пакистан и Иран.
Новый режим талибов (боевики организации под санкциями ООН за террористическую деятельность) в Кабуле уже назвал Китай своим «самым важным партнёром» и выразил заинтересованность в том, чтобы стать частью CPEC. Это то, что ни одна из стран «нового квадрата» не приветствовала бы. В то же время новый альянс усилит давление на Саудовскую Аравию с целью формализации её отношений с Израилем. Это также может подтолкнуть Китай, Иран, Пакистан и Турцию к расширению экономического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности.