Корейский полуостров между войной и хрупким миром
© flickr.com/bcgovphotos
Под грохот взрывов с обеих сторон диалог между двумя Кореями практически невозможен.

Корейский полуостров между войной и хрупким миром

Вместо конструктивного диалога Министерство обороны Южной Кореи намеревается официально объявить КНДР противником. Без подсказки из Вашингтона здесь явно не обошлось
20 декабря 2022, 11:00
Реклама
Корейский полуостров между войной и хрупким миром
© flickr.com/bcgovphotos
Под грохот взрывов с обеих сторон диалог между двумя Кореями практически невозможен.
Читайте нас на: 

Ученья идут...

На сегодняшний день ситуация на Корейском полуострове балансирует на грани серьёзного вооружённого конфликта. Дошло до того, что стороны, снова демонстрируя военные мускулы - систематически устраивают показательные ракетно-артиллерийские стрельбы. Пока что в направлении открытого моря, а не по территории противоположной стороны. Так, 6 декабря Корейская народная армия в ответ на стрельбы, проведённые Южной Кореей, выпустила около 130 снарядов по условным целям в морских буферных зонах.

Пуск южнокорейской баллистической ракеты Hyunmoo II.
© flickr.com/143494257@N03
Пуск южнокорейской баллистической ракеты Hyunmoo II.

Причин, почему Пхеньян и Сеул снова приникли к прицелам, вполне достаточно. Немалую роль в напряжении между Северной и Южной Кореями играет политика Вашингтона. Стремясь сохранить ускользающую от США мировую гегемонию и любой ценой сдержать развитие Китая, в котором в Белом доме видят основную угрозу своим планам, администрация Джозефа Байдена активно проводит милитаризацию Азиатско-Тихоокеанского региона, продолжая при этом выступать якобы за урегулирование ситуации на Корейском полуострове.

Собственно говоря, наличие таких замыслов косвенно признал сам Байден, когда на встрече с Си Цзиньпином, состоявшейся на полях «двадцатки», попросил китайского лидера «повлиять на Пхеньян», чьи действия, по его словам, вынуждают США развёртывать дополнительные военные силы в регионе. Будто США сами не могут сесть за стол переговоров с северокорейскими властями, тем более, что прецедент такой был.

Как известно, Дональд Трамп и Ким Чен Ын в своё время провели несколько раундов переговоров и даже сделали некоторые шаги навстречу друг другу. Так, США объявили о бессрочной приостановке военных учений на Корейском полуострове с целью сохранения «возможности дипломатического процесса с КНДР». Пхеньян же, в свою очередь, заявил о готовности демонтировать полигон для испытания ракетного оружия и закрыть ядерный исследовательский центр в Йонбёне, опять-таки при условии ответных шагов с американской стороны. Но наметившийся диалог кого-то в США не устроил, и его тут же завели в тупик, а пришедший на смену Трампу Джо Байден не только отказался от всех конструктивных заявлений своего предшественника в адрес Пхеньяна, а подверг Трампа жёсткой критике за встречи с северокорейским лидером.

При демократах США тут же активизировали военную деятельность вокруг Корейского полуострова. Причём получили полную поддержку со стороны Сеула, поскольку в Южной Корее в марте этого года на президентских выборах победил Юн Сок Ёль, известный своими крайними антисеверокорейскими настроениями. Одним их первых его решений стало одобрение принятого накануне Пентагоном «Обзора глобальной расстановки сил», который предусматривал развёртывание на юге Республики Корея дополнительного числа частей и подразделений армии США, часть из которых будет дислоцирована там уже не на ротационной, а на постоянной основе. В частности, в обзоре шла речь о постоянном базировании в Южной Корее эскадрильи ударных вертолётов и штаба артиллерии дивизии.

Дональд Трамп лично обещал лидеру Северной Кореи приостановить манёвры на полуострове.
© globallookpress.com
Дональд Трамп лично обещал лидеру Северной Кореи приостановить манёвры на полуострове.

Кстати, у США в Южной Корее достаточно крупная межвидовая группировка: 8-я полевая армия, включающая 2-ю пехотную дивизию, 210-ю артиллерийскую бригаду, 35-ю бригаду ПВО, 501-ю бригаду разведки, 1-ю бригаду связи, а также службы боевого обеспечения. Кроме того, на Юге Кореи размещена 7-я воздушная армия ВВС США, в состав которой входят 51-е истребительное авиакрыло, оснащённое истребителями F-16 и штурмовиками A-10, и 8-е истребительное авиакрыло, имеющее на вооружении самолёты поколения 4+ F-16 C/D, а также службы обеспечения. Всего группировка насчитывает порядка 40 тысяч человек.

Дезавуировав прежние договорённости Дональда Трампа и Ким Чен Ына, ещё весной этого года США и Южная Корея возобновили совместные военные манёвры и с тех пор провели почти два десятка различных учений. Крупнейшими стали манёвры Ulchi Freedom Shield («Щит свободы Ыльчжи)», на которых десятки тысяч американских и южнокорейских военнослужащих отрабатывали отражение атаки на Сеул и контрнаступление, а также морские десанты на территорию северного соседа. Причём некоторые эпизоды разворачивались всего в 20 километрах от рубежей КНДР.

Практически в том же духе прошли и не менее масштабные учения военно-воздушных сил США и Южной Кореи под названием Vigilant Storm («Бдительный шторм»), в которых было задействовано около 140 самолётов южнокорейских ВВС, в том числе истребители F-35A, F-15K, KF-16, Примерно такое же количество и с американской стороны, в том числе истребители F-35B, самолёт электронной разведки EA-18 и даже самолёт-шпион U-2. Кроме того, были привлечены подразделения морской пехоты, военно-морские и сухопутные подразделения Армии США.

Задействовали и прилегающую акваторию. В частности, в водах Восточно-Китайского моря прошли совместные учения военно-морских сил США и РК, в которых впервые за пять лет приняла участие американская авианосная ударная группа во главе с авианосцем «Рональд Рейган».

Ядерный фактор

Видимо, под впечатлением от совместной боевой деятельности, вскоре после серии совместных манёвров власти Южной Кореи обратились к США с просьбой о размещении на постоянной основе в портах полуострова авианосных ударных групп с ядерным оружием на борту и «пригласили» американские атомные субмарины патрулировать воды рядом с Корейским полуостровом.

Ежегодные учения Ulchi Freedom Shield.
© globallookpress.com
Ежегодные учения Ulchi Freedom Shield.

Сообщая об этом, информагентство Yonhap также отметило, что в администрации президента РК Юн Сок Ёля активно изучают вопрос о реализации концепции совместного использования ядерного оружия. По мнению экспертов агентства, это позволит поставить на вооружение южнокорейских подлодок баллистические ракеты с американскими ядерными боеголовками - как бы без нарушения условий Договора о нераспространении ядерного оружия. Такая, в общем-то, незамысловатая военно-политическая хитрость...

Но и это не всё. В последнее время в Южной Корее всё громче звучат голоса о необходимости создания собственного ядерного оружия. И хотя сам Юн Сок Ёль заявляет, будто у него лично таких планов нет, некоторые влиятельные представители южнокорейского истеблишмента систематически заводят разговоры о необходимости располагать собственными средствами «ядерного сдерживания».

О том, что Южная Корея исподтишка планирует обзавестись собственным ядерным оружием, в частности, свидетельствует постановка на вооружение баллистических ракет подводного базирования, которые обычно оснащаются ядерными боевыми блоками. Для таких же целей могут использоваться крылатые ракеты большой дальности Hyunmoo-3A-C, которыми располагают вооружённые силы Южной Кореи.

Первое испытание южнокорейской ракеты с надводного пуска произошло в январе 2021 года на полигоне Анхын. А в июле 2021 года был проведён уже подводный испытательный пуск морской баллистической ракеты Hyunmoo-2B. С тех пор Южная Корея создала уже целое семейство таких ракет, постоянно увеличивая их дальность действия и полезную нагрузку. Hyunmoo 2C ​​и Hyunmoo 4 являются наиболее совершенными версиями с дальностью полёта 800 км и полезной нагрузкой от 1 до 2 тонн.

Южная Корея намерена более активно использовать в военных целях и космос. В начале декабря на базе ВВС США Осан была сформирована так называемая эскадрилья космических операций, которая состоит из пяти подразделений, включая центр космических операций, группу космического наблюдения и группу управления спутниками. Целью работы эскадрильи является наблюдение за космосом и возможными космическими угрозами.

Для этого планируется запустить пять крупных спутников наблюдения и разведки, в том числе четыре спутника с РЛС с синтезированной апертурой и один с электронно-оптическими инфракрасными датчиками. Разрабатываются и сверхмалые спутники. И дело у южнокорейцев, похоже, продвигается. В январе 2022 года Сеул уже развернул в околоземном пространстве электронно-оптическую спутниковую систему, а теперь готовится к проведению собственных космических операций, конечно же, в сотрудничестве с космическими силами США.

Министр обороны США Ллойд Остин и генерал армии Марк Милли, председатель Объединённого комитета начальников штабов ( в центре) - частые гости в Южной Корее.
© flickr.com/thejointstaff
Министр обороны США Ллойд Остин и генерал армии Марк Милли, председатель Объединённого комитета начальников штабов ( в центре) - частые гости в Южной Корее.

Пентагон, со своей стороны, тоже развернул на авиабазе Осан подразделения космических сил. Как сообщило агентство «Рёнхап», целью нового космического командования станет фиксация объектов, направляющихся в экзосферу - таких, например, как северокорейские МБР, способные достичь континентальной территории США. Отмечается, что решение о создании подразделения может также учитывать «угрозы, исходящие из Китая и России».

Сообщается, что объединённая южнокорейско-американская космическая структура, предположительно, будет разрастаться и в результате естественным образом сможет функционировать в связке с системами ПРО. «Благодаря космическим силам США в Корее альянс имеет больше возможностей для проведения разносторонних операций на корейском театре военных действий», - заявил командующий объединёнными вооружёнными силами США и Южной Кореи генерал Пол Лакамера на церемонии открытия нового подразделения. 

США и Южная Корея укрепляют альянс и по другим направлениям. Однако, идя на укрепление связей с США в ущерб отношениям с соседями и поддерживая Вашингтон в его гегемонистских устремлениях, в Сеуле явно не осознают, к чему может привести слепая вера в альянс. Достаточно вспомнить, как цинично американцы бросили союзников, покидая Афганистан, или - как превратили в своих вассалов европейцев, втянув их в конфликт на Украине, планомерно разрушая экономику Старого Света.

Недоговороспособные

Да и внутриполитическая обстановка в США по идее должна бы насторожить Сеул. Если, скажем, на президентских выборах 2024 года победит Дональд Трамп или другой кандидат от Республиканской партии, то не исключено, что альянс между Южной Кореей и США не сохранится в его нынешнем виде. Пока же Южная Корея и США клянутся в верности друг другу и готовности совместно противостоять Китаю и Северной Корее, которую усилено демонизируют, постоянно заостряя внимание то на голоде и нищете, которые царят в этой стране, то на отсутствии мобильной связи и примитивном уровне, то на жестокости северокорейского лидера, хотя на самом деле эти обвинения далеки от действительности.

Южнокорейский многоцелевой ударный истребитель F-15K ВВС в совместных учениях с американцами.
© globallookpress.com
Южнокорейский многоцелевой ударный истребитель F-15K ВВС в совместных учениях с американцами.

Но чаще всего Северную Корею обвиняют в «агрессивных планах», хотя Пхеньян на чужие территории не претендует, однако считает Южную Корею территорией, оккупированной США. Впрочем, и Сеул рассматривает полуостров, как единую страну, часть которой временно захвачена «антигосударственной организацией». Что же касается бряцания оружием, то здесь Пхеньян, конечно же, далеко не мягкий и пушистый. Но что, спрашивается, ему остаётся в условиях постоянного давления США и южных соседей?

Тем более что все предложения Пхеньяна по заключению мирного договора между Северной Кореей и США, которые звучат на протяжении полувека, категорически отвергаются Вашингтоном. Точно так же США отказываются давать Пхеньяну какие-либо гарантии безопасности. Впрочем, северокорейцы, имея перед глазами горький опыт Югославии, Ирака, Ливии, да и других стран, которые в буквальном смысле были растерзаны Соединёнными Штатами и их союзниками, хорошо понимают, что американским гарантиям грош цена.

Ситуация непростая ещё и потому, что мировое сообщество, к сожалению, занимает явно проамериканскую позиция. Например, осуждая Пхеньян за ракетные пуски и ядерную политику, западные столицы закрывают глаза на откровенно провокационные действия США в отношении Северной Кореи. В такой обстановке у Пхеньяна остаётся только один выход - демонстрация своей военной силы, как говорится в официальных северокорейских документах: «для защиты суверенитета, территориальной целостности и коренных интересов государства, предотвращения войны на Корейском полуострове и в регионе Северо-Восточной Азии, обеспечения глобальной стратегической стабильности».

Именно для демонстрации решимости постоять за себя, Пхеньян вынужден демонстрировать свой боевой арсенал. Не так давно, в том числе и в «рекламных» целях, была запущена и самая мощная северокорейская баллистическая ракета «Хвасон-17», которая, по оценкам специалистов, способна преодолеть расстояние более 15 тыс. км и достичь любой точки на территории Соединённых Штатов Америки. Тем самым было продемонстрировано, что ответный удар может быть нанесён неожиданно, и нейтрализовать его будет практически невозможно.

Ким Чен Ын (справа) руководит испытательным запуском «Хвасон-17».
© Соцсети
Ким Чен Ын (справа) руководит испытательным запуском «Хвасон-17».

Сейчас, по утверждению Вашингтона, Пхеньян готовится к проведению очередных ядерных испытаний, в ходе которых будет проверено созданное северокорейцами тактическое ядерное оружие. И нельзя сказать, что этого никто не ожидал. Ещё в сентябре в КНДР был принят закон о ядерном оружии, в котором отмечается, что главная задача армии - предотвращение войны путём сдерживания противника, а ракетно-ядерный потенциал - это крайнее, но необходимое средство. «КНДР выступает против всяких форм войны и стремится к строительству мирной планеты, где осуществлена международная справедливость», - указано в законе. Там же подчёркивается, что Северная Корея рассматривает ядерное оружие «как последнее средство в ответ на внешнюю агрессию, а также на действия, серьёзно угрожающие безопасности государства и народа».

В ответ США, Южная Корея и примкнувшая к ним Япония посулили Пхеньяну «беспрецедентный по жесткости ответ». Вряд ли, конечно, диалог в таком тоне будет иметь положительный результат. Тем более что мир в Азиатско-Тихоокеанском регионе никак не входит в планы Вашингтона.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама