Украина: всё самое взрывоопасное только начинается
© globallookpress.com
Украинская армия готовится к жаркой весне.

Украина: всё самое взрывоопасное только начинается

В прошлом году ВСУ и НАТО провели ряд операций, оказавших заметное влияние на ход боевых действий, но главные цели достигнуты всё-таки не были. Чем удивит нас противник в 2023 году?
Реклама
Украина: всё самое взрывоопасное только начинается
© globallookpress.com
Украинская армия готовится к жаркой весне.
Читайте нас на: 

К проведению карательной операции в Донбассе Вооружённые силы Украины приступили в 2014 году. Уже в 2016 году под непосредственным руководством и всесторонним обеспечением НАТО были сформированы силы для захвата территорий Донецкой и Луганской «мятежных» республик. А для успешных действий привлечённых группировок межвидовых сил было сформировано Командование операции объединённых сил (ООС).

Объединённые силы Украины

К началу февраля 2022 года в левобережной части Украины располагалась группировка численностью 120 000 штыков, в том числе: военнослужащих ВСУ, Службы безопасности Украины (СБУ) и пограничной стражи, Национальной гвардии Украины (НГУ) и полиции; а также до 500 танков, более 1500 легкобронированных машин, около 2000 самоходных и буксируемых артиллерийских установок и миномётов, 550 систем РСЗО, ракетная бригада (РБР) ОТР 12 пусковых установок «Точка-У», 42 истребителя, 45 штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков, а также 34 ударных вертолёта.

Предполагался мощный удар для уничтожения боевых частей «мятежных» республик.
© flickr.com/150671024@N05
Предполагался мощный удар для уничтожения боевых частей «мятежных» республик.

При этом только в Донбассе в зоне ООС была сконцентрирована группировка в 76 тысяч военнослужащих в составе 13 механизированных (мотопехотных) бригад и 7 отдельных полков пограничных войск и нацгвардии, в том числе полк «Азов», батальон «Айдар» и другие националистические части и подразделения, запрещённые в РФ, три отдельные танковые бригады, три отдельные артиллерийские бригады. На вооружении ООС находилось более чем 2 тысячи единиц техники, в том числе 354 танка, более 1000 легкобронированных машин, 642 самоходных и буксируемых артиллерийских установок и 160 РСЗО.

Замыслом действий этой группировки войск предполагалось массированными ударами артиллерии, РСЗО и авиации, огнём танков прямой наводкой нанести огневое поражение обороняющимся частям и соединениям корпусов ЛДНР и, перейдя в наступление на избранных направлениях механизированными и мотопехотными бригадами, прорвать тактическую зону обороны и блокировать населённые пункты Луганск, Брянка, Горловка, Донецк.

В дальнейшем, нарастив усилия высадкой тактических десантов и вводом в сражение бронетанковых соединений и частей, завершить разгром обороняющихся войск ЛДНР и на пятые-седьмые сутки выйти на государственную границу с РФ на Каменск-Шахтинском, Шахтинском и Таганрогском направлениях, блокировать дороги и демонстрацией готовности к решительным действиям не допустить оказание любой помощи со стороны РФ - возможно, в приграничном сражении нанести поражение передовым отрядам российских ВС и пресечь их продвижение на украинскую территорию.

Этими действиями украинская сторона смогла бы создать благоприятные условия для начала переговоров о вступлении в НАТО и Евросоюз и под их прикрытием удержать Россию от вступления в войну.

Самолёты ВСУ укрылись на аэродромах соседних государств.
© flickr.com/150671024@N05
Самолёты ВСУ укрылись на аэродромах соседних государств.

Для решения перечисленных задач командование ВСУ создало превосходство в танках 1:2, орудиях 1:3, РСЗО 1:3, по ударной авиации и ОТР - абсолютное, что позволяло добиться оперативного превосходства и достичь поставленной цели в установленное время.

Под прикрытием «живого щита»

С началом и в ходе российской СВО у ВСУ вскрылись недостатки управления войсками, слабые манёвренные показатели сказались на отказе от проведения согласованных по времени и месту контратак и контрударов, что повлияло на своевременное противодействие наступающим по всем направлениям российским войскам. ВСУ за первые недели были раздёрганы затыканиями брешей в обороне и не смогли продемонстрировать организованное сопротивление вне населённых пунктов.

Это способствовало переходу к новой тактике обороны с опорой на населённые пункты и прикрытие местным населением, что нивелировало слабые стороны ВСУ. При этом связанная боями с корпусами ЛДНР на донецком и луганском направлениях, самая боеготовая и многочисленная группировка в зоне ООС не смогла выделить необходимых сил для поддержки своих войск на других направлениях.

Это вынудило военно-политическое руководство Украины прибегнуть к неформальному виду мобилизации населения через свободную раздачу оружия и формирование отрядов самообороны городов: так называемые отряды территориальной обороны, которые зачастую превратились в неуправляемые вооружённые банды и не смогли организовать эффективного противоборства. После весенних неудач и потери Мариуполя украинская сторона приняла решение за счёт третьей волны мобилизации восполнить потери в живой силе и, сдерживая наше наступление частями территориальной обороны по всему фронту, приступить при помощи стран НАТО к подготовке глубоких оперативных резервов.

Перманентная мобилизация нарастила боевой потенциал ВСУ.
© flickr.com/ukrainetrustedsources
Перманентная мобилизация нарастила боевой потенциал ВСУ.

Активные боевые действия, развёрнутые на фронте более 2000 км при глубине вклинения на сотни километров, показали ошибочность нашей прежней оценки морально-психологического состояния населения Украины, её вооружённых сил, продемонстрировали устойчивость управления ВСУ, решимость военно-политического руководства страны отстаивать свои интересы.

Объединённые силы НАТО

Кроме того, Запад показал свою готовность всесторонне поддерживать националистический режим Зеленского в борьбе с Россией, определился и авангард стран-противников РФ. Подтвердили статус главных врагов нашей страны США и Великобритания, их сателлиты Польша, Румыния, Чехия, Словакия и страны Балтии, поменяли свой вектор от политически уравновешенных отношений к открытому противостоянию через поставки вооружений Германия и Франция.

Проведение полной мобилизации и подготовка с помощью западных союзников оперативных резервов ВСУ в составе двух армейских корпусов по 10 бригад в каждой позволило нарастить силы и осуществить в конце лета - начале осени два оперативных контрудара: на главном направлении на Херсон силами 1-го резервного корпуса, а после исчерпания его наступательных возможностей другого оперативного контрудара на Харьковском направлении силами 2-го резервного корпуса.

Всего в двух изолированных ударах принимало участие до 80 000 военнослужащих, 250 танков (поставила Польша), около 280 орудий полевой артиллерии и миномётов (до 30% импортного производства стран НАТО). На каждом направлении поддержку с воздуха осуществляли до десяти самолётов тактической авиации и такое же количество вертолётов (были переданы из стран НАТО).

Особенностью этих контрударов является то, что в соответствии с действующими уставами США ВСУ смогли быстро перенести усилия с одного на другое изолированное направление. Обе операции проводились в условиях господства нашей авиации над полем боя, а роль штурмовой авиации противника успешно выполняли установки реактивных систем залпового огня «Ольха» и HIMARS (MARS II). Причём РСЗО сосредотачивали свои удары по объектам инфраструктуры (мосты, переправы) и военным объектам управления и материально-технического обеспечения. На начальном этапе ВСУ удавалось эффективно прорывать нашу систему ПВО, «перегружая» её пусками ракет типа «Ольха», «Смерч», «Ураган» и заставляя расходовать на них свой боекомплект.

Реактивная система залпового огня «Ольха».
© globallookpress.com
Реактивная система залпового огня «Ольха».

И здесь особенно заметно проявилось участие НАТО. Альянс содействовал не только в организации резервов на территории ВСУ, но и в информационном (Starlink) и материально-техническом обеспечении (боеприпасы, ГСМ, снаряжение, одежда), а также в организации контрбатарейной борьбы - создание отличной спарки РЛС семейства AN/TPQ со 155-мм гаубицами М-777.

Тогда-то мы и стали говорить о том, что ВСУ истощили свои силы, и мы воюем с силами объединённого Запада - НАТО, ибо во время этих боёв зазвучала в эфире иностранная речь, всё больше стали попадаться трупы убитых иностранных наёмников. Нехватка на фронте украинских военнослужащих привела к тому, что некоторые подразделения ВСУ на переднем крае укомплектованы иностранными наёмниками более чем на 60%. Подтверждено это радиоперехватами, документами, допросами пленных, брошенными телами погибших. Таким образом доказано участие в боевых действиях граждан Польши, США, Великобритании, Франции, Канады, Прибалтийских государств и других стран НАТО, а также Грузии, Бразилии, Белоруссии и пр.

До последнего украинца

В ходе проведённых контрнаступательных операций противнику удалось ликвидировать наш плацдарм на западном берегу Днепра и продвинуться на глубину от 40 на Херсонском, до 70 километров на Харьковском направлениях.

Эти действия, несомненно, можно было бы записать как успех ВСУ. Однако потери при этом составили до 20 000 человек (не менее 30% численности общевойсковых соединений, критическая цифра в наступлении) и огромное количество боевой техники, в том числе не менее половины всех польских танков. С другой стороны, эти удары не переросли в контрнаступление и не изменили ход военных действий, даже не было намёка на перелом. К началу декабря ВСУ окончательно исчерпали свой потенциал и в очередной раз потеряли оперативную инициативу, приблизились к исчерпанию людских мобилизационных ресурсов. «На начальном этапе вооружённые силы Украины представляли около 201-202 тысяч человек. Сейчас более 100 тысяч у них потери. Погибших - 61 207 человек, ранены - 49 368, и это достаточно значимые потери - это половина армии», привёл данные о потерях ВСУ за время проведения СВО министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.

Президент Украины в «освобождённом» Херсоне в окружении охраны и журналистов.
© flickr.com/president_of_ukraine
Президент Украины в «освобождённом» Херсоне в окружении охраны и журналистов.

При этом Украина потеряла возможности ВПК по производству боеприпасов и восстановлению военной техники, разрушена энергетическая структура страны, близка к смерти транспортная составляющая, сельскохозяйственные угодья не засеяны более чем на 50%, запасы продовольствия вывозятся по зерновой сделке. За время независимости население Украины по самым скромным подсчётам сократилось вдвое.

Таким образом, 2023 год имеет все шансы стать для Украины судьбоносным.

При этом поступают сведения, что во Львове ВСУ приступили к формированию нового 3-го резервного армейского корпуса численностью 35 000 - 40 000 человек (до 10 механизированных и пехотных бригад). Их основу составят вернувшиеся после лечения раненые, мобилизованные и прошедшие осенью обучение в странах НАТО лица, а также иностранные наёмники. Предполагается, что корпус, оснащённый техникой и вооружением стандарта НАТО на 80%, будет готов к использованию, возможно, уже к февралю-марту 2023 года.

Идут мероприятия по восстановлению боевой способности соединений 1-го резервного корпуса под Запорожьем и 2-го корпуса под Харьковом. Эти формирования оперативных сил для продолжения войны весной, скорее всего, будут нацелены на Крым. Тем более что в Запорожье уже переброшены из-под Херсона шесть из десяти бригад первого резервного корпуса для проведения подготовительных мероприятий. Но в случае перехода наших войск в наступление их стоит ожидать на направлениях прорыва обороны «незалежных».

Прямая речь

«Вооружённые силы Украины понесли значительные потери, существенная часть вооружения и техники, имевшаяся на начало операции, уничтожена. Для восполнения потерь США и страны НАТО в разы увеличили военную помощь киевскому режиму. На поставки оружия Украине 27 стран уже потратили 97 миллиардов долларов, что много больше, чем брошено американцами в Афганистане.

Необходимо отметить, что в зоне боевых действий находятся натовские штабные офицеры, артиллеристы и другие специалисты. [...] В интересах ВСУ работает более 500 космических аппаратов США и НАТО, из них свыше 70 - военные, остальные - двойного назначения. [...] Значительные средства США и их союзники тратят на оказание информационно-психологического воздействия на Россию и наших союзников».

Министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Выступление на расширенном заседании коллегии Министерства обороны. 21 декабря 2022 г.

Министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт (в чёрном) со своим украинским коллегой Алексеем Резниковым (справа) осматривает в порту Одессы прибывшие из Германии зенитные установки «Гепард».
© globallookpress.com
Министр обороны ФРГ Кристина Ламбрехт (в чёрном) со своим украинским коллегой Алексеем Резниковым (справа) осматривает в порту Одессы прибывшие из Германии зенитные установки «Гепард».

При этом ВСУ остаются боеготовыми, управляемыми и способными на внезапные действия с использованием ДРГ и БПЛА дальностью до 1000 км как в зоне СВО, так и за её пределами. Страны НАТО осуществляют сегодня и продолжат в новом году военную и экономическую помощь Украине. Появление в Польше американских танков «Абрамс» и другой военной техники НАТО, а также увеличение численности войск альянса на восточных рубежах на 300 000 военнослужащих, согласно решению Мадридского саммита, существенно повысит напряжённость в регионе и может спровоцировать Польшу на захват западных территорий Украины и/или способствовать эскалации напряжённости на польско-белорусской границе.

Такое ощущение, что всё самое взрывоопасное только начинается.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама