Украинские грабли с казахскими патогенами
Проведение Вооружёнными силами России специальной военной операции на Украине выявило доказательства разработки на её территории биологического оружия под видом исследований патогенов в лабораториях с уровнем доступа BSL-4. Этот уже широко известный факт стал особенно актуален в связи с планами строительства к 2025 году научной лаборатории повышенного уровня биологической безопасности и подземных хранилищ для опасных и особо опасных штаммов вирусов в посёлке Гвардейский Кордайского района Жамбылской области Казахстана.
Казахстанские власти озвучили эти планы на официальном сайте правительства ещё 5 ноября 2021 года. Январские события в республике, сопряжённые с массовыми беспорядками и попыткой государственного переворота, купированной благодаря слаженным действиям Организации Договора о коллективной безопасности, никак не повлияли на намерения Астаны реализовать запланированную программу, которую, как водится, тоже курирует Пентагон, естественно, через аффилированные структуры с медицинскими названиями.
Вопрос заключается в том, насколько Казахстану нужен подобный объект, а также насколько он представляет экзистенциальную угрозу как для собственного населения, так и для соседей, и в первую очередь ближайших - Китая и Кыргызстана.
Справка
Лаборатория BSL-4 (четвёртого уровня безопасности) для работы с наиболее опасными штаммами возводится в посёлке Гвардейском. Он находится вблизи киргизской границы, расстояние между этим населённым пунктом и Бишкеком составляет около 80 километров. Работы начались менее года назад, их планируют завершить к 2025 году.
Ранее власти Киргизии отказались от строительства на своей территории российской биолаборатории BSL-3 (третьего уровня безопасности). Причины такого решения остались неизвестными.
Из обнародованных Министерством обороны России после взятия под контроль ряда территорий Украины данных стало известно, что тридцать таких объектов функционировало в том числе вблизи российских границ и контролировались они напрямую Пентагоном. Доступ к этим режимным учреждениям со стороны специальных служб Украины воспрещался категорически. Это больше напоминало статус экстерриториального участка земли, подобного посольству либо закрытой военной базе. А ведь согласно действующей Конституции Украины (статья 18) на её территории не допускается размещение военных баз.
Первыми в набат ударили кыргызы. В конце мая активисты Кыргызстана пригрозили протестами президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву в случае, если он своим волевым решением не остановит строительство биолаборатории близ границ Кыргызстана. Возмущение выразилось не только в гневных публикациях в прессе, но и в обращение к президенту Казахстана Международной ассоциации по контролю биологических исследований (МАКБИ).
По словам политолога Бакыта Бакетаева, активисты уже три года пытаются создать при ООН организацию, схожую по задачам с МАГАТЭ, но в сфере контроля деятельности биолабораторий. Однако организация сталкивается с явным противодействием, так как речь идёт о купировании угроз, которые инициирует главный бенефициар непрозрачных процессов на подобных объектах - Пентагон.
Письма активистов в ООН, президенту Казахстана, коммюнике онлайн-конференций, констатирующие выводы о насущной необходимости контролирования мест, где проводятся исследования опасных и смертоносных вирусов и бактерий, и, вероятно, производится биологическое оружие, остаются без ответа. Озабоченность общественности в Кыргызстане по поводу строительства биолаборатории в соседней стране пока не встречает отклика в официальных структурах. Но кыргызы не отчаиваются, так как их усилия имели успех в предотвращении строительства таких объектов на территории их страны.
Причём акцент общественники ставят именно на том, что действуют в интересах не какого-нибудь государства, стремящегося использовать территорию Центральной Азии для проведения закрытых опытов, а исключительно в интересах народов региона.
Эти интересы обусловлены, прежде всего, спокойствием простых жителей Средней Азии и граничащего с ней Китая, который давно подозревает, что активность утрачивающего своё могущество мирового гегемона становится всё более изощрённой и опирается на секретные разработки, которые нельзя к тому же контролировать даже международным структурам. Протесты, заявленные в случае отказа правительства Казахстана, рассмотреть этот вопрос на самом высоком уровне, грозят стать массовыми и получить при поддержке Китая и России транснациональный характер. Они могут начаться одновременно в Кыргызстане, Казахстане и Сыньцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Пока правительство Казахстана смотрит на строительство биолаборатории буквально сквозь пальцы, делая этот вопрос либо предметом для будущего торга с акторами мировой политики, либо надеясь получить финансовые дивиденды от планируемой сделки.
Однако здесь речь идёт не о внутренней проблеме, которая не касается соседей. Ведь скорость распространения патогенов, как свидетельствуют недавние итоги пандемии, напоминает последствия применения оружия массового поражения. Вполне допустима аналогия с радиоактивным облаком, только невидимым, вернее становящимся заметным при анализе состояния здоровья человеческой популяции, которую вдруг начинают косить доселе неизвестные вирусы, коих становится всё больше, и они мутируют с невероятной скоростью.
Акции протеста должны были пройти уже во время проведения в Бишкеке Высшего Евразийского экономического совета, на котором присутствовал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Но перед саммитом забрезжила надежда на перспективу начала диалога по этой проблеме. Организаторам акции дали понять, что паниковать рано, в СМИ появилась информация, что в Алматы при Национальном научном центре особо опасных инфекций имени Айкимбаева (ННЦООИ) уже действуют Центральная референс-лаборатория (ЦРЛ) и хранилище особо опасных инфекционных патогенов, построенные на деньги Пентагона. Никаких, мол, инцидентов и утечек до сих пор не было, всё, мол, под контролем.
Прямая речь
«В Казахстане сейчас говорят, что будущая лаборатория нужна исключительно для научных целей и будет финансироваться государством, а посольство США заверяет, что Вашингтон не имеет отношения к данному проекту. Вот и замечательно! Раз там нет никаких секретов, раз там всё ради науки, пусть наши специалисты получат доступ к этим работам. Сегодня, когда очевидно, что США готовят против нашей страны биологическую войну, мы не имеем права реагировать иначе».
Сергей Миронов, председатель партии «Справедливая Россия - за правду».
Несмотря на то, что в казахстанском обществе есть предположения, что на этом объекте разрабатывается биологическое оружие, и эти версии были высказаны даже бывшим замминистра обороны Казахстана Амирбеком Тогусовым, серьёзно к этой проблематике пока не относятся.
Функционирующие в Кыргызстане и Казахстане на деньги западных НКО и иностранных фондов организации либо вообще не касаются этой темы, либо стараются её высмеивать в угоду своим заказчикам. То же самое происходило на Украине, где лабораториям присваивали статус объекта, требующего особого регулирования и градостроительной регламентации, и просто закрывали доступ.
Срок завершения строительства новой биолаборатории в Казахстане сдвинут на IV квартал 2025 года. Некоторые из общественников считают, что три с половиной года, предстоящие до запуска объекта с кодом BSL-4 (Biosafety Level 4), предполагающий высокий индивидуальный и общественный риск изучаемых лабораторией вирусов, - слишком большой отрезок времени. За этот период обеспокоенные активностью Пентагона в регионе активисты надеются не только не допустить строительства лаборатории в Гвардейском, но и закрыть лабораторию в Алматы. Делать из себя подопытных кроликов не желают ни кыргызы, ни казахи, ни китайцы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.