Храм в Кубинке: во имя Победы, ради Воскресения
© РИА Новости
Храм в Кубинке - начало ренессанса русского религиозного искусства.

Храм в Кубинке: во имя Победы, ради Воскресения

В первый день Московской международной книжной ярмарки в Гостином дворе была представлена только что вышедшая книга Андрея Панкратова «Во имя Воскресения и Победы. Живописная поэма Василия Нестеренко в Главном храме Вооруженных сил России»
03 сентября 2022, 10:47
Реклама
Храм в Кубинке: во имя Победы, ради Воскресения
© РИА Новости
Храм в Кубинке - начало ренессанса русского религиозного искусства.
Читайте нас на: 

К 75-летию Победы за 19 месяцев возник в Подмосковье удивительный Главный храм Вооружённых сил - первый за время после войны священный мемориал о Великой Отечественной. Собор только строился, никто ещё ничего не видел - а иные, как всегда, обсуждали. После открытия многие вопросы отпали. Но святых, пророков, неканонизированных персонажей, исторических аллегорий здесь так много, что даже искушённый прихожанин может поначалу потеряться. И даже просто перечислить поимённо рать земных героев и их небесных заступников, вечные сюжеты на трёх тысячах квадратных метров мозаик было важно.

Главный храм Вооружённых сил - самый посещаемый православный храм страны.
© РИА Новости
Главный храм Вооружённых сил - самый посещаемый православный храм страны.

Но автор книги, журналист «Комсомольской правды» Андрей Панкратов убеждён: стараниями народного художника Василия Нестеренко в ГХВС можно не только молиться, но и размышлять: о войне и мире, о добре и зле, о душе и вечном искушении. Может, поэтому - это самый посещаемый сейчас храм РПЦ?

Так случилось, автору удалось заглянуть внутрь захватывающего «плавильного котла»: наблюдать за возникновением первых эскизов, постоянно бывать на стройке, в мастерской художника, подолгу разговаривать с ним. Оставалось засесть за книги, перелопачивая сотни источников, сравнивая десятки версий житий и иконографий; пообщаться со священниками, историками...

…Шёл третий день противостояния под стенами Кремля невеликого русского ополчения и тьмы польских интервентов. Силы наших на исходе. Подкрепления ждать неоткуда. Кузьма Минин просит Димитрия Пожарского разрешить последнюю атаку. Князь, гласит летопись, понимает, что «неискусный в ратном деле человек» может лишь «дерзнуть смелостью», но даёт-таки отряд из трёхсот конных дворян, ополченцев и стрельцов. И Кузьма, призывая в помощь чудотворную Казанскую, ведёт его на врага. Как триста библейских воинов Гедеона, как сотня поднявшихся в контратаку, отравленных хлором «мертвецов» 226-го пехотного Землянского полка у крепости Осовец, как пятьсот оборонявшихся в полном окружении бойцов Ивана Людникова в Сталинграде, как двести современных десантников в аэропорту Приштины, русские всадники у Крымского брода совершают невообразимое. Короткий бой и многотысячное войско под началом лучшего полководца Европы, литовского гетмана Ходкевича с мистическим ужасом бежит.

Победа русского оружия навеки запечатлена на мозаиках.
© РИА Новости
Победа русского оружия навеки запечатлена на мозаиках.

Избавление от смуты, показывает Нестеренко, во все времена и при любом раскладе - не просто военная победа, это очищение от грехов, триумф над конкретным злом. А поле битвы - душа человека. В мирном нижегородце Минине важен истинный гражданин, в бывшем фельдфебеле императорской, генерале советской армии Панфилове - честь и обострённое чувство долга, в подольских курсантах батареи лейтенанта Афанасия Алёшкина - юношеский идеал самопожертвования… Но над всем этим что-то ещё, словами не описываемое. Те самые православные, духовные ценности и заповеди, коих, как огня и даже больше огня, боятся враги.

Информационная война против России началась задолго до приснопамятной Крымской. А сейчас дошло и до ментального нападения: чтобы убрать исторические центры памяти, опорочить истоки и саму суть Русского мира, уничтожить тот самый боевой дух. Только не получается.

И снова ведёт совсем юный князь Александр Ярославич новгородскую дружину к берегу Чудского озера, и скрипят в степной пыли повозки рати Димитрия Донского вблизи Куликова поля, и корабли непобедимого адмирала Феодора Ушакова штурмуют бастионы…

Поэтому смотрите и думайте! Или - верьте! Как верил в победу народ - солдаты, командиры, труженики войны: с огромного фриза храма волею мастера смотрят на вас сотни глаз тех безвестных героев. Их много, они уходят в горизонт, в небеса. Через вечность, которая теперь отделяет от них. Все битвы, начиная с обороны Брестской крепости до современных военных конфликтов, словно на громадной линии неумолимого времени, а над ними - наши святые…

Храм - и место молитвы, и место гордости за страну.
© РИА Новости
Храм - и место молитвы, и место гордости за страну.

А большие и малые тимпаны удивительного храма с чудотворными иконами и явлениями Богородицы, охраняющей Россию - возможная отгадка вековых тайн нашей непобедимости. Василий Нестеренко не иллюстрирует и не переписывает историю. Он просто очищает её от лжи и предательства, имея честь, восстанавливая справедливость.

Только автор знаменитых батальных полотен «Избавление от смуты», «Гибель нашествия», «Отстоим Севастополь» пишет в храме не войну, а... мир. Точнее - трудный путь к нему. Это история непокорного русского духа.

Храм в Кубинке - начало ренессанса русского религиозного искусства. А потому, что получилось красиво, вдохновенно и убедительно, на него тут же ополчились доморощенные критики. Чтобы утопить великие смыслы и истоки в мелочёвке придирок, толковании канонов, подленьких исторических перелицовках. Нутром почувствовали - тут обычной ложью не справиться.

Но настоящее искусство - сильное оружие в давно развязанной против нас войне. Глобальной битве добра и зла. И среди ненависти, вражды, жестокости всё равно, учит церковь и показывает Василий Нестеренко, пробьётся любовь, и в раю окажутся праведные воины. Те, что положили душу за други своя, приняли смерть за «Бога, царя и Отечество». Ради будущего Воскресения… Во имя нашей Победы.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама