Киев намерен вернуть Крым. Без населения
Смотреть и видеть, слушать и слышать
Одна из особенностей войны на Украине со стороны противника - анонсирование своих намерений. Киев особо не держит в тайне стратегические замыслы, активно рекламирует передаваемую ВСУ западную технику и вооружение, а также их количество. И пока практически всё совпадало, не считая «сюрпризов». Например, про готовящийся удар на Херсон осенью 2022 года было известно всё - с какими целями, какими силами, и по каким направлениям будет наноситься этот контрудар. А вот «сюрпризом» для нас стало наступление ВСУ на другом - Харьковском направлении.
В общих чертах мы вроде бы были в курсе, сколько техники и вооружения было передано ВСУ от НАТО, но по факту оказалось, что к моменту огласки оно уже было поставлено Незалежной. Мы много рассуждали о роли и месте дронов в современной войне, но удары БПЛА по Энгельсу и морскими дронами по внутреннему рейду Севастополя опять стали неожиданностью, и только рубежи непосредственного охранения и прикрытия помогли избежать большой трагедии.
Поэтому относиться к заявлениям с той стороны нужно с огромным вниманием. Поскольку не исключается возможность введения нас в заблуждение относительно целей и времени проведения той или иной операции.
В этом году уже было сделано три заявления противника о готовящихся атаках. Первое: удары по территории РФ на всю глубину нашей страны вплоть до Владивостока. Второе: удары по Крыму с помощью дальнобойных высокоточных планирующих бомб GBU-39 (59). И, наконец, третье: дескать, Украина примет все меры для восстановления своей территориальной целостности и возвращения полуострова Крым, причём без населения...
Насколько серьёзны эти угрозы?
«Стрижи» уже прилетали
О первом заявлении, как ни странно, можно судить по обломкам дронов, атаковавших стратегические объекты Ирана 29 января 2023 года. Дело в том, что коптеры, обломки которых были показаны иранскими СМИ, могут пролететь с серьёзной боевой нагрузкой не более 100 км. А поражённые объекты находились в центре Ирана на расстоянии 500-1600 километров.
Это говорит о том, что дроны были собраны и запущены в непосредственной близости от целей атаки. При этом управление этими аппаратами могло быть как оператором, так и по радиосигналу из космоса (Starlink), GSM или автономно с помощью инерциальной системы навигации (наведения) и GPS. Значит, расстояние по большому счёту ничего не значит...
Возможности при определённом финансировании собрать дрон, прикрепить к нему взрывное или зажигательное устройство с исполнительным механизмом есть в любом районе нашей необъятной Родины, в любом городе, включая столицу. Например, с крыши дома, и если объект прикрыт системами РЭБ, может быть использована инерциальная система наведения. Исходя из этих соображений, думаю, не зря на крышах московских домов появились ЗРПК «Панцирь». Ещё бы провести профилактическую работу со всеми, кто увлекается дронами и продаёт комплектующие для них, и всех подозрительных взять «под колпак».
Другие способы нанесения ударов в глубину нашей страны были продемонстрированы ВСУ с применением старого советского самолёта-разведчика Ту-141 «Стриж». После определённой модернизации, не без помощи иностранных друзей Киева, эти самолёты-разведчики превратились в крылатые ракеты. В зависимости от мощности боевой части они способны пролететь до 1000 км.
Как известно, уже зафиксированы три попытки нанесения ударов «Стрижами» по военным объектам - в районе города Энгельс (650 км) и города Рязань (500 км), а потом и под Воронежем (200 км), однако во всех случаях ПВО уничтожило БПЛА, хотя эти крылатые ракеты могут несколько раз менять направление полёта, что позволяет им обходить зоны ПВО. Однако они не способны огибать препятствия по высоте, что, вероятно, и привело к столкновению БПЛА с верхушками деревьев в Калужской области и падению ещё одного «Стрижа» на вероятном маршруте Шостка - Москва (480 км).
Если вспомнить, что с 2018 года шла активная оцифровка местности РФ с целью создания подробных цифровых карт, то можно предположить, что при подготовке к войне украинская сторона через подставных заказчиков заполучила 3D модель приграничной зоны РФ. Однако при вводе полётного задания по высоте, по-видимому, не было учтено, что сосна - основное дерево этих регионов - вырастает по 40 см в год. Так что леса за это время под Калугой могли подрасти более чем на 1,5 метра. Кто после этого скажет, что наша русская земля нас не бережёт?
Подготовка контрудара
Вторая и третья угрозы являются частями одного целого. Дело в том, что операция по возвращению Крыма, скорее всего, планируется ВСУ в несколько этапов. А США и НАТО сосредоточили большую часть своих сил и средств разведки именно на этом направлении. Космическая, воздушная, радиоэлектронная, агентурная, специальная, войсковая и морская - все эти виды разведки противника направлены на разведывательно-информационное обеспечение ВСУ.
При этом в подготовительный этап проводится формирование трёх ударных армейских корпусов ВСУ, наполнение их подготовленными бойцами и обеспечение техникой и вооружением по стандарту НАТО.
Сюда же входит и совместная с военными специалистами США разработка плана дальнейших действий и выработка решений командиров, организация управления и взаимодействия. Подготовка базы тылового и технического обеспечения действий войск в районе Жешув может рассматриваться как основной тыловой район оперативно-стратегического командования НАТО, обеспечивающий подготовку и проведение военных действий на Украине.
Одновременно идёт подготовка наступления ВСУ и на переднем крае, которая заключается в создании благоприятных условий на линии фронта для проведения контратак, перерастающих в наступление ВСУ .
Для этого противник стремится:
- заставить нас ввести в сражение все свои резервы или надёжно их изолировать;
- нанести огневое поражение;
- остановить наше наступление, но при этом сохранить свои ударные резервы.
Исходя из того, как строилось и осуществлялось огневое поражение в предыдущих боевых действиях, можно предположить, что и впредь главные задачи будут возлагаться на ракетные войска и артиллерию. При этом долевое участие высокоточных боеприпасов возрастёт за счёт использования планирующих бомб, адаптированных к пуску из установок HIMARS (MLRS), и массового применения дронов-камикадзе на воздушных и морских платформах.
Основными целями для поражения полевой артиллерией и системами РСЗО должны стать пункты управления войсками и оружием тактического звена, орудия полевой артиллерии и средства ПВО переднего края, общевойсковые части и подразделения первого эшелона. Целями для высокоточных систем дальнего огневого поражения и дронов-камикадзе станут пункты управления войсками и оружием оперативного, оперативно-стратегического звена, пусковые установки оперативных и противокорабельных ракет, пункты базирования боевых кораблей и оперативно-тактической авиации, средства ПВО среднего и дальнего действия, оперативные резервы и тыловые зоны дивизий и армий.
Готовность ВСУ к началу нанесения контрударов следует ожидать в мае-июне 2023 года. При этом ударная группировка ВСУ может насчитывать до тридцати механизированных бригад, более 300 танков, около 600 орудий полевой артиллерии и РСЗО, четыре артиллерийские бригады и несколько отрядов сил специальных операций.
Сильные и слабые стороны
К сильным сторонам противника можно отнести: поддержку ВСУ станами НАТО, снабжение его эффективным, дальнобойным высокоточным оружием, наличие сильной бронетанковой группировки и механизированных соединений.
Слабые стороны противника - практическое отсутствие боевой авиации и военно-морских сил.
Наша задача - заставить противника отказаться от контрнаступления или сорвать его организацию активными действиями:
- развитием наступления по всем направлениям;
- раздёргиванием резервов противника малыми силами и уничтожение его при выполнении второстепенных задач;
- нарушением военного и государственного управления;
- продолжением комплексных массированных ударов по инфраструктуре, нарушением коммуникаций и логистических центров, разрушением переходов через барьерные рубежи.
Не стоит отметать вероятность или хотя бы попытку ВСУ осуществить под руководством натовских советников прорыв на крымском направлении под прикрытием вспомогательных ударов на других участках боевых действий. Также не исключено, что вся эта «шумиха» вокруг возвращения Крыма служит прикрытием для готовящегося или уже подготовленного в недрах НАТО удара на другом направлении. Но на то и искусство войны, чтобы предвидеть любое развитие событий.