У Израиля есть только свои интересы и… американские
Подозревается Моссад
Поначалу Тель-Авив отвергал свою причастность к удару дронами по военным объектам Ирана в Исфахане. Однако официальные лица США - то ли не были предупреждены, то ли по своим соображениям, что с американцев возьмёшь? - поспешили заявить, что, по их мнению, осуществить эту атаку мог только Израиль. При этом The New York Times, процитировав высокопоставленных представителей американской разведки, уточнила, что это дело рук Моссада. Чуть позже, правда не вдаваясь в подробности, дал «признательные показания» и премьер Биньямин Нетаньяху.
О том, насколько удачной оказалась атака, мнения расходятся. Минобороны Ирана заявило об успешном отражении нападения на один из складов боеприпасов, поскольку зенитные системы уничтожили квадрокоптер, а два других аппарата взорвались, попав в ловушки для защиты от дронов. Израильская Jerusalem Post, наоборот, назвала нападение «феноменальным успехом». По информации старшего советника вашингтонского Фонда защиты демократии (Foundation for Defense of Democracy) Ричарда Голдберга, удар был нанесён по объекту внутри квартала, где расположены производственные мощности, принадлежащие Иранскому центру космических исследований - дочерней компании Иранского космического агентства (ISA), попавшего под американские санкции.
Справка
У Израиля достаточно большой опыт тайных операций против Ирана. Так, в июле 2020 года Тель-Авив атаковал ядерный объект в Натанзе, что повлияло на производство центрифуг. В ноябре того же года израильские спецслужбы совершили покушение на ведущего иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде. По данным американской разведки, в апреле 2021 года Израиль снова ударил по Натанзе, отодвинув сроки обогащения урана минимум на девять месяцев. В июне 2021 года был нанесён серьёзный ущерб производству центрифуг в Карадже. А в феврале 2022 года Израиль, используя квадрокоптеры, уничтожил большое количество иранских БПЛА на базе в Керманшахе.
Приглашённый профессор Католического Университета Святого Сердца (UCSC или Cattolica) в Милане и научный сотрудник Института Ближнего Востока Абдолрасул Дивсаллар утверждает, будто последняя израильская атака была предназначена «для доставки некоего политико-стратегического послания "стране-мишени", а вовсе не для причинения серьёзного ущерба вооружённым силам Ирана». Но как показывает практика, ни одно из нападений не привело к полному срыву иранских ядерных программ. Лишь замедляли работы на некоторый срок.
Нынешнее же «послание», считает учёный, сигнализирует о решимости сил, стоявших за организацией атаки на Исфахан, то есть Израиля и США, а также примкнувших к ним ряда европейских государств, продемонстрировать готовность использовать «все доступные», а значит и военные средства, «чтобы заставить лидеров Ирана пересмотреть свою политику». Имеется в виду отказ Ирана от создания ракетно-ядерного щита (хотя Тегеран категорически опровергает такое намерение) и от курса на уничтожение Израиля.
Судя по сдержанной реакции иранцев, Тегеран правильно прочитал «послание», но вряд ли откажется от намерения обрести ракетно-ядерное оружие. При этом у иранского руководства хватило мудрости не отвечать на провокацию, не «гнать встречную волну», а ограничиться обещанием дать в своё время достойный ответ. Кроме того, через неделю после налёта ВВС Ирана показали фотоснимки одной из своих подземных авиационных баз - чтобы дать понять Израилю и иже с ним: их попытки запугать Тегеран тщетны «по техническим причинам».
С другой стороны, удар по Исфахану говорит о том, что Запад серьёзно напуган перспективой дальнейшего развития военно-технического и политического партнёрства Москвы и Тегерана, которое легко может приобрести характер стратегического союза. Ещё и поэтому США и ЕС усилили давление на Израиль с целью заставить еврейское государство отказаться от эфемерного нейтралитета по отношению к российско-украинскому противоборству и окончательно перейти на антироссийские позиции.
Так на деле и произошло, особенно с учётом того, что укрепление двусторонних российско-иранских отношений действует на Тель-Авив как красная тряпка на быка. А поскольку удар по Исфахану фактически похоронил надежды на возобновление ядерной сделки с Ираном, можно говорить о начале периода более нестабильной обстановки на Ближнем Востоке.
На высшем уровне
На Западе долгое время бытовало мнение, будто Израиль придерживался нейтралитета в отношениях с Москвой и Киевом даже после начала специальной военной операции. На самом деле если нейтралитет и был, то далеко не такой строгий. Время от времени израильтяне под видом гуманитарной помощи то подбрасывали Киеву партии оружия, то обеспечивали ВСУ разведывательной информацией, от которой вреда нашим войскам было никак не меньшее, а то и больше, чем от пушек, танков или самолётов.
А совсем недавно, уже не особенно таясь, Израиль перебросил на Украину 300 тысяч артиллерийских снарядов с американских складов, расположенных на израильской территории. И чем туже затягивается узел российско-украинских противоречий, тем больше «дырок» образовывается в израильском нейтралитете.
Тем не менее, до того, как власть на Украине не захватили наследники Бандеры, между Биньямином Нетаньяху и Владимиром Путиным установились неплохие, можно сказать, доверительные личные отношения. По мнению Аншеля Пфеффера, автора израильской газеты «Гаарец» и израильского корреспондента британского журнала The Economist, который ссылается на одного неназванного российского экс-дипломата, в основе этого партнёрства уважительное отношение Владимира Путина к Израилю и его руководителю. В свою очередь Биньямин Нетаньяху использовал их совместную фотографию с Путиным в предвыборной кампании. При этом неоднократно утверждал, что их личные отношения отвечают стратегическим интересам Израиля. Нетаньяху даже присутствовал на одном из парадов Победы в Москве и вместе с российским президентом прошёл в колонне Бессмертного полка по Красной площади.
Не исключено, что именно хорошие личные отношения на высшем уровне позволили создать механизм деконфликтации, включая горячую линию между российским командным центром в Сирии и штабом израильских ВВС. В результате было достигнуто соглашение, по которому израильская авиация продолжала действовать в сирийском воздушном пространстве, нанося при этом удары по иранским объектам и транспортным колоннам, перевозившим иранцев, воюющих на стороне Башара Асада. Доставалось время от времени и сирийцам, несмотря на обещания не трогать.
И вообще, израильтяне нередко относились к своим обязательствам, мягко говоря, довольно небрежно. Так, в сентябре 2018 года израильские лётчики фактически подставили наш разведывательный Ил-20 под сирийскую ракету в районе Латакии. В результате трагедии погибли 15 российских военнослужащих. Однако свою вину Израиль не признал, лишь выразил соболезнования. А добрый Кремль всё спустил на тормозах.
При этом израильское руководство не уставало повторять, что, несмотря на то, что США остаются главным стратегическим союзником Израиля, им крайне важно продолжить координацию с русскими. Теперь понятно, к чему были эти заверения. С одной стороны, чтобы сохранять свободу действий в Сирии, с другой - чтобы, паче чаянья, не пострадали крупные еврейские общины как в России, так и на Украине - всё-таки свои люди…
Вашингтонский консенсус
Но когда Нетаньяху на относительно короткое время спустился с вершины власти на грешную землю, в тогдашнем израильском руководстве мнения насчёт отношений с Россией разделились. Часть политиков, в том числе тогдашний глава МИД Яир Лапид и многие генералы были уверены, что страх перед Россией преувеличен и Израиль мог бы гораздо больше поддерживать Киев, «не опасаясь возмездия». Но предпринимать решительные действия против Москвы в Тель-Авиве всё-таки не спешили, полагая, что в случае нового избрания Нетаньяху премьер-министром, он постарается нормализовать отношения с Россией, испортившиеся в его отсутствие.
Однако всё пошло иначе. Вернувшийся в кресло премьера Нетаньяху заявил, что пересматривает политику Израиля в отношении войны на Украине. На то, как считает Пфеффер, было несколько причин. Основная - сильнейшее давление на Тель-Авив со стороны США и других западных стран. Израильтяне сообразили, что им просто невыгодно перечить своим стратегическим союзникам, и, как говорится, ничего личного…
Тем более что Белый дом и без того раздражён слишком жёстким обращением ультраправого правительства Нетаньяху с палестинцами - фактическим отказом от создания палестинского государства, а также планами по пересмотру законодательства, которые ослабляют власть и независимость Верховного суда.
Как представляется, не исключено, что между США и Израилем имело место нечто вроде сговора. Вашингтон, например, мог пообещать закрыть глаза на чрезмерную жестокость израильтян к палестинцам, в обмен на готовность Тель-Авива поставить оружие Киеву. Если раньше израильское руководство старалось избегать таких комбинаций, то сегодня обстоятельства изменились. Во-первых, Россия заметно сократила свои силы в Сирии, поскольку они больше востребованы на Украине. Во-вторых, у Израиля появилась возможность оправдать поставки своего оружия Украине тем, что Иран якобы снабжает Москву беспилотниками в обмен на технологии строительства ракет, а то, утверждают в Тель-Авиве, и вообще ядерными секретами.
Танцы на могилах предков
При этом совершенно не понятно, с какого перепугу на Западе вдруг решили, что Москва в обмен на дроны-камикадзе будет расплачивается с Ираном передовыми ракетными и ядерными технологиями. Но если так думают в Вашингтоне… Например, госсекретарь США Энтони Блинкен даже не скрывает, что именно военно-техническое сотрудничество Москвы и Тегерана вызывает в Вашингтоне паническую тревогу, и с этим, по его словам, «надо что-то делать».
Но если копнуть глубже, то выяснится, что пресловутое «что-то надо делать» с сотрудничеством Москвы и Тегерана было запущено в политический контекст с лёгкой руки главы киевского неонацистского режима Владимира Зеленского - кстати, еврея по национальности. Периодически наезжая в Израиль и общаясь с местными политиками, он с упорством внушал им мысль «проявить еврейскую солидарность» и начать поставки оружия киевскому режиму. Хотя, казалось бы, израильтяне после холокоста в первую очередь должны были бы задуматься о солидарности антифашистской. А то получается какой-то танец на могилах предков…
Но случилось так, как случилось. И сегодня, пожалуй, только одно обстоятельство всё ещё удерживает Израиль от массовых поставок оружия Зеленскому - это то, что израильские оборонительные (и наступательные тоже) системы могут попасть в руки российских специалистов. И ничего более.