Ближний Восток переживает постамериканский период
© globallookpress.com
Саудовская Аравия и Иран объявили о возобновлении дипломатических отношений после встречи министров иностранных дел двух стран в Пекине, 4 апреля 2023 г.

Ближний Восток переживает постамериканский период

Нормализация отношений Эр-Рияда и Тегерана инициировала цепную реакцию примирений в арабском мире. О возобновлении дипотношений уже заявили Катар и Бахрейн, в поиске путей сближения находятся Саудовская Аравия и Сирия, оживился мирный процесс на юге Аравийского полуострова, и это внушает надежду на прекращение войны в Йемене
27 апреля 2023, 06:30
Реклама
Ближний Восток переживает постамериканский период
© globallookpress.com
Саудовская Аравия и Иран объявили о возобновлении дипломатических отношений после встречи министров иностранных дел двух стран в Пекине, 4 апреля 2023 г.
Читайте нас на: 

Дамаск и Эр-Рияд: мир вашему дому

Ещё вчера Саудовская Аравия была чуть ли не главным врагом сирийского режима. Сегодня же Эр-Рияд не только стремится наладить отношения с Дамаском, но и, выступая в роли адвоката, пытается вернуть Сирию в лоно арабской семьи. Дело в том, что до 10 марта, когда Саудовская Аравия и Иран с помощью Китая и России договорились о нормализации отношений, эти две страны были охвачены настолько ожесточённым межконфессиональным соперничеством, что чуть ли не автоматически вступали в опосредованные конфликты буквально по любому поводу. По мнению американского журналиста и аналитика Брэдли Бланкеншипа, Саудовская Аравия и Сирия де-факто находились в состоянии войны, хотя официально об этом заявлено не было.

Саудовцы настолько опасались распространения иранского влияния через правительство Башара Асада, что объединили усилия с Соединёнными Штатами, чтобы добиться его свержения. Тегеран же через военные группировки вроде «Хизболлы» делал всё возможное, чтобы поддержать официальный Дамаск в условиях гражданской войны, продолжающейся десятилетия. Не последнюю роль в этой ситуации сыграла и военная поддержка России. Возможно, даже решающую.

Почему саудовцы решили пойти на сближение с Дамаском? Во-первых, потому что саудовская монархия и её амбициозный кронпринц Мухаммед бин Сальман, без пяти минут глава богатейшего королевства, планирует встать во главе глобальной геополитической перестройки на Ближнем Востоке, а лежащая в руинах после изнурительной гражданской войны и интервенции Сирия остро нуждается в средствах для восстановления. И, помогая Асаду, наследник саудовского престола зарабатывает дополнительные очки, укрепляет свой авторитет и влияние в арабском мире.

Сирия остро нуждается в средствах для восстановления после многолетней войны.
© РИА Новости
Сирия остро нуждается в средствах для восстановления после многолетней войны.

Во-вторых, ирано-саудовская нормализация ещё не означает полное примирение и отмену конкуренции - чтобы забыть старые обиды, понадобятся долгие годы. В любом случае соперничество сохранится, поскольку враждебные отношения между Ираном и Саудовской Аравией уходят корнями в события исламской революции 1979 года. И арабы, в том числе саудовцы, надеются, что примирение Эр-Рияда и Тегерана в среднесрочной перспективе сделает Мухаммеда бин Сальмана (МБС) той фигурой, которая сможет оторвать Сирию от Ирана, вывести Дамаск из орбиты Тегерана, в то время как дальнейшая изоляция Сирии только усилит иранское влияние в раздираемой войной стране.

Кроме того, в Эр-Рияде, как и в Тегеране, не без помощи китайцев поняли, что многолетние гражданские войны в Йемене и в Сирии, в которые они оказались втянуты, не улучшили их положение на Ближнем Востоке, не добавили им ни авторитета, ни влияния. Наоборот, обернулись огромными материальными и финансовыми потерями. Ни Ирану не удалось закрепиться на Аравийском полуострове, как на геополитическом плацдарме, и превратить в своих надёжных сателлитов хуситов. Ни саудовцам - разгромить хуситов и покончить с режимом Башара Асада. Это, как теперь поняли в Эр-Рияде и Тегеране, были ошибочные решения.

В этой ситуации, как считает профессор Центра глобальных отношений Нью-Йоркского университета, доктор Алон Бен-Меир, Иран и Саудовское королевство не видят смысла в бесперспективном соперничестве, не отвечающем национальным интересам двух стран. Более того, налаживание отношений с Сирией, пережившей одну из самых разрушительных войн в её истории, только усилит влияние Эр-Рияда в регионе. То же самое касается и йеменской войны, в которой Эр-Рияд утонул, будто в трясине, и пока что не нашёл для себя достойного выхода. И сделать это будет непросто без переоценки своих геостратегических интересов и, возможно, без новой геостратегической доктрины.

Ультиматум Асаду

К сожалению, на состоявшейся 14 апреля в саудовской Джидде встрече министров иностранных дел арабских государств саудовским дипломатам не удалось убедить некоторых своих коллег дать согласие на возвращение Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ) - Марокко, Катар, Кувейт, центральное правительство Йемена выступили против. Даже Египет, который в последние месяцы возобновил контакты с Сирией, оказался в оппозиции, которая объясняет отказ тем, что Дамаск, дескать, сначала должен вступить в контакт с внутренней политической оппозицией. 

Не все участники встречи в Джидде дали согласие на возвращение Сирии в Лигу арабских государств.
© globallookpress.com
Не все участники встречи в Джидде дали согласие на возвращение Сирии в Лигу арабских государств.

Но проблема в том, что сирийская оппозиция представляет собой разнородную массу из более чем сотни мелких организаций, не находящих общего языка друг с другом и действующих по воле различных региональных игроков, за многими из которых стоят западные державы, не скрывающие враждебности к режиму Башара Асада. В отличие от саудовцев, которые не боятся поступать вопреки мнению США или Евросоюза, Кувейту с Марокко или Катару не хватает ни политического влияния, ни финансовых средств бросить им вызов, а тем более отказаться от военной и военно-политической поддержки Запада.

Кроме того, у ряда стран собственные претензии к Сирии. Например, Марокко недовольно тем, что Сирия с сочувствием относится к движению ПОЛИСАРИО, которое ведёт борьбу за независимость Западной Сахары. Собственные претензии к Дамаску есть и у Эр-Рияда, по мнению которого, сирийцы должны предпринять более эффективные действия, чтобы наркотики из Сирии перестали поступать в страны Персидского залива. В свою очередь Катар не хочет раздражать Турцию, у которой весьма «деликатные» отношения с Дамаском. Отсюда отговорки: дескать, сначала Дамаск должен устранить причины, по которым Сирию исключили из ЛАГ в 2011 году. 

Но в любом случае остро нуждающаяся в финансовой помощи Сирия никуда от саудовцев не денется. При этом, по мнению некоторых наблюдателей, не исключено, что сирийцы где-то в глубине своей арабской души вынашивают надежду, что рано или поздно Дамаск поменяет в качестве главного спонсора Тегеран на Эр-Рияд. Восток, действительно, - дело тонкое…

Так что очередная попытка добиться возвращения Сирии в ЛАГ пока что переносится на середину мая, когда Саудовская Аравия будет принимать у себя саммит арабских стран. Пока же сирийские дипломаты во главе с министром иностранных дел Фейсалом Микдадом в рамках собственной программы восстановления и укрепления связей с арабскими странами совершили визит в Алжир и Тунис. Напомним, Алжир никогда не рвал отношений с Дамаском и поддерживал Башара Асада даже в непростые для него годы, а сейчас помог сирийцам после разрушительного февральского землетрясения. Более того, в Тунисе предполагается вновь открыть сирийское посольство, и президент Кайс Саид уже распорядился подобрать подходящего посла для работы в Дамаске.

Министр иностранных дел Сирии Фейсал Микдад в Тунисе обсудил возможность возобновления работы посольства.
© globallookpress.com
Министр иностранных дел Сирии Фейсал Микдад в Тунисе обсудил возможность возобновления работы посольства.

Не отстаёт и Эр-Рияд. 19 апреля сирийцы приняли у себя главу саудовского внешнеполитического ведомства Фейсала бин Фархана. Это первое посещение Дамаска саудовским официальным лицом столь высокого ранга после того, как королевство разорвало дипотношения с Сирией в 2012 году - в то время многие арабы, не без западного нажима, демонстрировали нежелание общаться с сирийцами. Сегодня же, когда Асад сумел при помощи Москвы установить контроль над большей частью территории страны, многие снова не прочь с ним дружить.

Йемен. Время собирать камни

Между тем в столице Йемена Сане прошли переговоры саудовской и оманской делегаций с руководством повстанцев-хуситов, которых возглавляет председатель Верховного политсовета Йемена Махди аль-Машат. Стороны обсудили подготовленные саудовскими официальными лицами предложения по условиям заключения мирного соглашения о прекращении почти девятилетней войны в этой южноаравийской арабской стране.

Приоритетными на переговорах стали вопросы продления перемирия на шесть месяцев и организации прямых переговоров между повстанцами и правительством Йемена под эгидой ООН, а также двухлетний переходный период. Кроме того, стороны обсудили вопросы снятия блокады с аэропортов и морских портов, выплату компенсаций чиновникам, работающим в регионах, которые находятся под контролем хуситов, разблокировку дорог, связывающих территорию страны.

Хотя детали диалога держатся в секрете, по мнению большинства зарубежных и региональных аналитиков, в целом итоги первых дней переговоров можно назвать обнадёживающими и вселяющими надежду, что в обозримом будущем удастся выйти из войны. Разумеется, в ходе переговоров не обошлось без неожиданностей в виде дополнительных требований как со стороны хуситов, так и саудовцев. Первые требовали, чтобы, во-первых, саудовцы выступали не только как посредники йеменского правительства, но и как самостоятельная сторона на переговорах, во-вторых, чтобы они поставили свои подписи под мирным соглашением в качестве отдельного, а не группового участника переговоров.

Обломки беспилотного аппарата, который сбили повстанцы-хуситы, май 2022 г.
© globallookpress.com
Обломки беспилотного аппарата, который сбили повстанцы-хуситы, май 2022 г.

С какими-то условиями саудовцы согласились, а что-то удалось «погасить» с помощью иранцев. Как бы там ни было, по словам главного переговорщика хуситов Мухаммеда Абдессаляма, который прибыл в Сану вместе с оманскими посредниками из Маската и принимал участие в переговорах, «состоявшиеся обсуждения прокладывают путь к миру в Йемене» после почти девяти лет кровопролитной войны.

Осталось довольно переговорами и признанное на международном уровне йеменское правительство, с которым враждуют хуситы. Устроили итоги встречи даже сепаратистов из Южного переходного совета (ЮПС) в Йемене, хотя официально они не являются участниками переговоров. Лидеры ЮПС заявляют, что стремятся не к отделению, а, скорее, к восстановлению суверенного государства, которое существовало до мая 1990 года в ипостаси Народно-Демократической Республики Йемен (НДРЙ), в просторечье - Южный Йемен со столицей в Адене.

Напомним, что, получив в 1967 году независимость, местные начальники объявили, что с помощью СССР будут строить социализм. Однако в 1984 году местные марксисты друг с другом перессорились до того, что устроили перестрелку и чуть не извели друг друга под корень, и в результате решили в 1990 году объединяться с Северным Йеменом. Но, как видно, в одном государстве южанам и северянам осточертело. Что из этого выйдет, пока сказать трудно. Не исключено, что в будущем стремление южан к самостоятельности может стать огромной проблемой для Йемена.

Реакция Эр-Рияда и Тегерана оказалась заметно сдержанней, хотя это никак не повлияло на атмосферу переговоров - таков уж восток: приходится маскировать свои чувства и мысли, хотя Саудовская Аравия и Иран заинтересованы в прекращении йеменской войны не менее других, поскольку опосредованно воюют в Йемене друг с другом. Началом же гражданской войны в этой арабской стране стало свержение в 2014 году хуситами законного йеменского правительства, за которым, как предполагается, стояли иранцы. Через год на стороне свергнутого президента выступило Саудовское королевство, а затем вместе с ОАЭ саудовцы сколотили военный альянс из более чем тридцати стран.

Правительство Йемена и повстанцы-хуситы начали операцию по обмену пленными, 14 апреля 2023 г.
© globallookpress.com
Правительство Йемена и повстанцы-хуситы начали операцию по обмену пленными, 14 апреля 2023 г.

Всего же за годы войны в Йемене погибло около 400 тысяч человек, нанесён огромный ущерб, который оценивается в 126 млрд долларов. Свыше 80% населения нуждается в гуманитарной помощи. Более 85 тысяч йеменских детей до 5 лет умерли от голода. Причём от прямых боевых действий погибло гораздо меньше людей, чем от блокады, введённой саудовцами. 

Страна оказалась фактически расколотой на три части. На севере правит движение хуситов «Ансар Аллах», которое контролирует до 80% территории страны. Юг страны контролируют сепаратисты из ЮПС, которых поддерживают Эмираты. На остальной территории действуют силы правительства и отдельные отряды террористов-джихадистов из запрещённых в РФ «Аль-Каиды» и «Исламского государства».

И вот что примечательно. Известие о начале переговоров между хуситами и правительством, за которым стоит Саудовская Аравия, подвигло Абу-Даби начать вывод своих немногочисленных подразделений с юга страны. Это к тому, что обстановка в любом регионе планеты начинает налаживаться, как только оттуда уходят США или хоть немного снижается американское влияние. Вот и сейчас Вашингтону явно не до Ближнего Востока - все силы брошены против России на Украине и против Китая, отстаивающего своё историческое право на Тайвань.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама