На йеменском фронте без перемен
Несмотря на достигнутые в Стокгольме договоренности между представителями правительства Йемена и хуситского движения «Ансар Аллах» об обмене военнопленными и отводе боевых формирований от линии противостояния, реально запустить мирный процесс до сих пор не удается. При этом спецпредставитель генсека ООН по Йемену Мартин Гриффитс продолжает повторять «мантру», будто вывод противоборствующих отрядов начнется с минуты на минуту, буквально вот-вот...
После очередного заявления Гриффитса прошло достаточно времени, но долгожданное «вот-вот» так и не наступило. На словах противники вроде бы согласны выполнить условия договоренностей, а международные посредники, среди которых важную роль играет Россия, действуют в унисон, убеждая стороны конфликта положить конец кровопролитию и открыть главную продовольственную артерию для спасения мирного населения, но реальных перемен не наблюдается. В чем же дело?
По словам российского посла в Йемене (правда, посольство РФ по понятным причинам сейчас располагается в Саудовской Аравии, - авт.) Владимира Дедушкина, надо понимать, «какое колоссальное недоверие существует между сторонами конфликта, каждая из которых готова к продолжению войны».
Трудно не согласиться с дипломатом, однако причины, которые не позволяют запустить мирный процесс в Йемене, только этой не ограничиваются.
Хуситы, на которых большая часть мирового сообщества возлагает основную ответственность за кровавые события в Йемене, элементарно боятся преследований, если они сложат оружие. Стоящим же за сторонниками свергнутого президента Хади саудовцам, прежде всего наследному принцу Мухаммеду бен Сальману (МБС) - организатору и вдохновителю военной кампании в Йемене, элементарно нужно сохранить лицо: не просто уйти из Йемена, а желательно приняв капитуляцию от хуситов.
Отсюда и дополнительные, часто неожиданные требования сторон. Например, представители правительства Хади недавно заявили, что не хотят, чтобы в состав сил безопасности, которые должны контролировать Ходейду после отвода войск, вошли люди, работавшие в полиции при хуситах. Но выполнить это «пожелание» будет непросто, учитывая продолжающиеся боевые действия. Кроме того, нет никакой уверенности, что кандидатуры, предложенные сторонниками Хади, устроят хуситов. При этом очевидно: пока что речь идет о предварительных условиях, направленных в первую очередь на облегчение положения страдающего от голода и отсутствия самых необходимых лекарств мирного населения и обмене военнопленными, а не о прекращении войны вообще.
Другая группа причин, из-за которых не удается выполнить стокгольмские договоренности, связана с поставками оружия.
По мнению аналитиков, если бы западные державы прекратили продавать оружие Саудовской Аравии и ее союзникам в Йемене, с войной в этой стране можно было покончить буквально за несколько дней. Как пишет американский журналист-международник Рис Эрлих, без «инъекций» оружия способность саудовской коалиции вести боевые действия быстро иссякла бы.
Внимание мирового сообщества к войне в Йемене усилилось после убийства в Стамбуле саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги. Не только в Европе, но и в Америке зазвучали голоса, призывавшие положить конец поставкам оружия Эр-Рияду. Правда, Дональду Трампу частично удалось вывести из-под удара саудовского кронпринца, сохранив объем военно-технического сотрудничества (ВТС) с саудовцами: Белый дом отделался полумерами - вроде решения прекратить дозаправки в воздухе саудовской боевой авиации.
При этом самым «железным аргументом» в пользу сохранения ВТС с Эр-Риядом стало заявление Трампа о том, что в противном случае Америка потеряет огромные деньги, «которые в конечном итоге достанутся России и Китаю».
Исход спора между сторонниками и противниками оружейного эмбарго остается неясным для саудовцев и в Европе. После убийства Хашогги решимость европейцев заморозить экспорт оружия в Эр-Рияд казалась довольно высокой. Но как только дело коснулось конкретных шагов, многие политики стали отрабатывать задний ход. Наиболее последовательной на сегодняшний день выглядит позиция разве что Германии. На днях в Мюнхене Ангела Меркель еще раз подтвердила решение своей страны не поставлять оружие Эр-Рияду, особенно в условиях гуманитарной катастрофы в Йемене, которая стремительно ухудшается из-за действий Саудовской Аравии и ее союзников.
В ответ Великобритания потребовала от Берлина смягчить позицию, которая «разрушает европейскую экономику». В письме главе германского МИД Хайке Маасу британский министр иностранных дел Джереми Хант, тот самый, который собирается «заставить Россию за все заплатить», практически повторил аргументацию Трампа о том, что в случае эмбарго заказы на европейскую технику уйдут в Москву и Пекин.
Недовольство германской позицией высказала и Франция. Да и другие европейские страны вдруг вспомнили, что в производстве оружия занято достаточно много рабочих рук.
Впрочем, стопроцентной уверенности, что Запад до последнего будет защищать интересы нынешних саудовских правителей, нет. В этой связи вполне закономерно выглядит азиатское турне МБС в Пакистан, Индию и Китай, где его встречали как самого дорогого гостя. Кроме того, и это, пожалуй, главное, здесь его никто не критиковал за нарушение прав человека.
С Исламабадом Эр-Рияд связывают давние и прочные связи: именно пакистанские гвардейцы охраняют королевскую семью и прикрывают границу с Йеменом, а саудовцы от щедрот своих помогают пакистанцам деньгами и нефтью. На этот раз «взнос» составил 20 миллиардов долларов.
Кроме того, для Пакистана Саудовская Аравия важна еще и в качестве посредника в диалоге с США, с которыми при Трампе у Исламабада испортились отношения - из-за обвинений в том, что пакистанцы помогают талибам. А это действительно так.
В Индию, с которой Эр-Рияд форсированно развивает отношения начиная с 2016 года, саудовский кронпринц прилетел с еще более пухлым портфелем инвестиций - почти сто миллиардов долларов. Надо отметить, что МБС прилагает большие усилия для диверсификации источников доходов, а вложения в самую быстрорастущую экономику мира гарантируют высокую отдачу.
В Поднебесной, ежегодный объем торговли которой с Саудовской Аравией оценивается в 63 млрд долл., состоялись встречи МБС с председателем КНР Си Цзиньпином и вице-председателем Госсовета Хань Чженем. Заключено 35 соглашений, в основном в области энергетики и технологий.
Эр-Рияд и Пекин нашли взаимопонимание и по поводу, прямо скажем, драконовских мер, предпринимаемых китайцами в отношении террористов из числа уйгурских мусульман-джихадистов, сражающихся на стороне «Исламского государства» и «Аль-Каиды» (обе организации запрещены в РФ). В свою очередь, Эр-Рияд надеется с помощью Китая преодолеть, хотя бы частично, свои репутационные издержки из-за событий в Йемене.
Но вряд ли можно согласиться с мнением ряда западных информационных источников, будто Саудовская Аравия «встала на путь исправления». Несколько подправить имидж при помощи челночной дипломатии, наверное, можно, но пока партнеры исправно снабжают Саудовскую Аравию оружием, война в Йемене будет продолжаться. А у кого покупать оружие - у Запада или Востока, Эр-Рияду совершенно безразлично.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.