Арно Девелей: «США нарушили всеобъемлющий принцип устойчивого мира и заставили ООН нарушить его»
«Боевое крещение» Арно Девелея, адвоката публичного международного права при парижской адвокатской коллегии и при коллегии штата Вашингтон, США, выпало на время иракского кризиса, где он участвовал в защите бывшего президента Саддама Хусейна. Затем в Дамаске документировал незаконный санкционный режим, введённый против Сирии. И наконец, судьба забросила его на Донбасс, где он был наблюдателем на референдуме по вхождению в состав Российской Федерации.
«Именно там происходят настоящие события»
- Арно, и что вас потянуло на войну, не проще и безопасней ли было заниматься делами в адвокатской конторе? Кстати, где вы начинали?
- Во Флориде. Поехать на войну было намного интересней, чем проходить стажировку, подавая кофе в адвокатских конторах, ведущих контракты с недвижимостью.
В то время Саддама Хусейна, как тогда выражались, «выкурили из норы». И 1 июля 2004 г. Хусейн предстал перед судьёй, годившегося ему в сыновья, при этом ему не предоставили адвоката, но дали подписать документы. И я сказал себе: «Именно там происходят настоящие события».
Мне повезло работать с Рэмси Кларком, который был министром юстиции (генеральным прокурором) США в 1967-1969 годах при президенте Линдоне Джонсоне. Я у него учился, мы вместе работали над иракским делом, а позже и над другими досье.
Сирийский кризис сразу привлёк моё внимание, к этому времени на примере разрушенного американцами до основания Ирака я уже знал, на что «они» способны. В Сирии использовались те же методы и та же ложь в масштабах государства, поэтому я решил заняться более плотно «сирийским досье». В итоге 15 марта 2020 г., когда вся планета оказалась под замком Ковид-19, я приехал в Сирию и провёл там, в общей сложности, два с половиной года. Мне пришлось заниматься пакетом санкций в рамках «закона Цезаря» президента Трампа, который давал администрации США право вводить ограничительные меры в отношении организаций, лиц и даже стран, оказывающих прямую и косвенную помощь правительству Сирии. Этот закон не получил законодательного одобрения ООН, что совершенно не помешало США вводить на его основании противоправные санкции.
- А как вы оказались в Донбассе?
- В сентябре 2022 г. состоялись референдумы в Народных Республиках Донбасса и на освобождённых территориях Запорожья и Херсона. Меня предупредили в последний момент, что они пройдут в срочном порядке и предложили принять участие в составе международных наблюдателей. Это был мой первый приезд в Донбасс. Я предварительно решил собрать информацию, и узнал об этом конфликте благодаря документальному фильму Анн-Лор Боннель, который вышел на экраны в 2016 году. Я с ней встретился лично в 2018-м, и благодаря ей смог узнать о том, что здесь происходит.
Эта поездка позволила мне впервые взглянуть на ситуацию и узнать насыщенную историю этого региона, региона-мученика, социально-экономическая ситуация в котором мне очень напоминает Средний Запад США - таких регионов, как Пенсильвания или Мичиган. Своей любовь к труду, сдержанностью в поведении людей, своей скромностью, и вместе с тем, своей скрытой силой. Здесь очень быстро понимаешь, что этих людей ничто не сломит, никакие тяготы и лишения, которые их заставляют пережить… Это моё первое впечатление.
Второе, в отличие от того, что я видел в Хомсе в Сирии, в Эль-Фаллудже в Ираке, на освобождённых землях Донбасса уже начато восстановление. И с политической точки зрения это сейчас самое важное: обеспечить людям скорейшее возвращение к нормальной жизни. Чтобы люди смогли вернуться домой, к работе, и начать трудный процесс возрождения.
Мне стало очевидно, что на протяжение 30 лет украинское государство ничего не делало, все денежные средства были растрачены не по назначению киевской бандой. А ведь Украина - очень богатая страна, при этом остро нуждающаяся в реновации, обновлении.
После госпереворота 2014 года конституционный строй на Украине был де-факто разрушен. По ряду причин и не в пример Киеву Москва избрала дипломатический путь, а не немедленное военное вмешательство.
Я отвечаю за свои слова. Идеология киевского режима - а это именно режим, а не государство в традиционном понимании этого слова, откровенно фашистская. И если вспомнить массовое убийство в Одессе, то становится ясно, что без февраля 2022 года мы бы стали свидетелями новой кровавой бойни. Причём в беспрецедентных масштабах. Ведь на протяжении восьми лет НАТО переоснащало украинскую армию и входящих в её состав военизированных формирований.
«Война, развязанная против России - это война цивилизаций»
- Как вы можете объяснить столь активное участие Запада на стороне Украины?
- Это многоплановый вопрос. Прежде всего, это война цивилизаций, развязанная против России, которая является альтернативой неолиберализму. Несмотря на все попытки российского руководства прийти к консенсусу мирного сосуществования и взаимного сотрудничества ради процветания народов, финансовые магнаты, захватившие власть в западном мире, решили использовать Украину в качестве тарана против Русского мира. Ведь как говорил Бжезинский, кто контролирует Евразию, тот контролирует мир.
Украина жизненно необходима НАТО. Её планируется по полной использовать, а потом списать за ненадобностью. Простите за откровенность, но Штаты не хотят, чтобы их собственные солдаты возвращались в гробах.
Они всё хорошо рассчитали. Уже после войны во Вьетнаме были сделаны выводы, результаты которых использовались против Ирака. Всё очень просто: используется государство-пешка, его финансируют, оснащают, развращают коррупцией, и скупают на корню.
Заметьте, когда против сына президента Байдена было возбуждено дело, администрации Белого дома было достаточно пригрозить отказом американской «помощи», если на посту генпрокурора Украины, который вёл это дело, будет Виктор Шокин. Киев выбрал Байдена.
Украина стала полем игры для западных элит и их распутных отпрысков. Нелегальная торговля оружием, «чёрная» трансплантология, торговля людьми, биолаборатории P4… О последних пока мало говорят, но известно, что были разработаны крайне опасные патогены, которые тестировались лабораториями на украинцах.
- Вы хотите сказать, что Россия была обречена на вмешательство?..
- Именно. России необходимо было срочно вмешаться. Хотя бы из чувства самосохранения, другого выбора у неё просто не было. Ей не оставили «запасного выхода», чтобы она ни сделала, всё равно осталась бы виноватой.
И сейчас мы наблюдаем то, что НАТО готовило - вступление вместе с союзниками в противостояние с Россией на украинском поле битвы. И НАТО фактически заставило Россию, как говорят по-английски - peer-to-peer - равный к равному - вести войну против альянса, «государства» того же уровня. Только на этот раз Россия не отступит.
«На коллективном Западе мы имеем дело с марионетками, а не с политиками»
- Да, но западная пресса и весь западный истеблишмент преподносят всё в ином свете…
- На Западе пытаются ввести «культуру отмены». И получают эффект бумеранга, вызванный антироссийскими санкциями. В России этот номер не проходит. Проблема в том, что на коллективном Западе мы имеем дело с марионетками, а не с политиками, как это было до 90-х годов прошлого столетия.
Это политиканы, закончившие бизнес-школы, которые мыслят в рамках таблиц Excel, и вдобавок продажные и тщеславные. Они постоянно стремятся к признанию.
Многие из них были отформатированы трансгендерными форумами в Давосе. У них нет понятия собственного достоинства, они совершенно не знают истории, они изъясняются междометиями в телефонных мессенджерах… Они совершенно оторваны от всего, что составляет культуру народа.
Зато хорошо разбираются в пиаре. Например, когда 30 лет назад в Европе проводили опрос, все знали, что во Второй мировой войне победил Советский Союз, который принёс народам Европы свободу, заплатив за неё высочайшую цену. Западу было очень сложно смириться с этим. За 30 лет политическим марионеткам удалось полностью перелицевать историю. Они реабилитировали отдельных нацистских деятелей в странах Прибалтики, на Украине.
Недавно я посмотрел документальный фильм, снятый человеком, работавшим на украинские спецслужбы и уехавшим в Россию. Он имел доступ к документам, содержащим информацию о том, что происходило на Украине последние восемь лет. За это время они полностью промыли мозги молодёжи в школах с помощью переписанных учебников истории, содержащих ложную информацию. И, особенно, за счёт расчеловечивания русских, русскоговорящих, и можно даже сказать славян в широком смысле слова.
Я вижу, что на Западе доморощенная русофобия совершает беспрецедентное самоуправство, граничащее с нарушением прав человека: конфискацию имущества на основе произвола, без решения суда, дискриминацию российских граждан, в частности студентов, которым отказывают в открытии банковского счёта, аренде жилья…
- Вы сами являетесь адвокатом международного права. Что сейчас осталось: право или бесправие?
- США нарушили всеобъемлющий принцип устойчивого мира, который лежит в основе Устава ООН и который они заставили нарушить Объединённые нации.
Надо признать тот факт, что ООН фактически полностью самоустранилась и «пляшет» под американское банджо. Как «пляшет», мы наблюдали в Сирии и на других боевых «подмостках»…
Думаю, это началось после событий в Ираке. Кофи Аннан имел определённое понятие о чести, правде, праве и суверенитете. Был Мохаммед эль-Барадеи в МАГАТЭ. Или Скотт Риттер, руководивший Специальной комиссией ООН (ЮНСКОМ). Они не были «тихими проамериканцами».
Поэтому в МАГАТЭ эль-Барадеи заменили на Рафаэля Гросси, который отметился отчётами, где использовал всевозможные уловки и приёмы иносказаний, чтобы только избежать констатации факта, что по Запорожской АЭС стреляет не кто-нибудь, а Украина. Но если не Украина, то следует прийти к заключению, что Россия обстреливает сама себя? Это выглядит просто жалко!
Или ещё пример. Генеральному директору ОЗХО (Организация по запрещению химического оружия) Ахмету Узюмджю и его семье в Сирии угрожал Джон Болтон, «господин, ответственный за госперевороты». В результате турка Узюмджю сменили на сговорчивого испанца Ариаса Гонсалеса.
Постепенно мы стали свидетелями, как над ООН был установлен полный контроль. В результате мировое население разделилось на два лагеря: 85%, не желая быть лакеями Запада, вынуждены в силу самых разных причин повиноваться оставшимся 15%, узурпировавшим право мирового гегемона и претендующим на однополярное мироустройство.
- А такой вопрос: во Франции, например, население понимает или не хочет понимать, какое оружие гонят на Украину и как оно используется? Или люди просто не в курсе?
- Думаю, в определённых хорошо информированных кругах это известно. Но в курсе ли среднестатистическое население? Уверен, что нет. А главное, не хотят знать. Это люди, которые прозябают, «варятся в собственном соку», их ничто не интересует, ими легко манипулировать. Они подсажены на телевизионные игры, развлекательные передачи и потребительские товары. Правда, это имеет и обратный ответ. От антироссийских санкций получился эффект бумеранга, и цены взлетели в Европе, и в частности во Франции. Французов бесит, что огромные суммы денег вливают в Зеленского, а они вынуждены прозябать в условиях роста цен и дефицита. Во Франции это, скорее всего, работает так.
«Целью определённых кругов США является смена власти в России»
- Что Россия может противопоставить в сложившейся ситуации с юридической точки зрения? Например, в марте этого года Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест президента РФ Владимира Путина. Означает ли это, на ваш взгляд, создание «предпосылки для начала войны»?
- Подобное происходит не впервые и не только в отношении России. Чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо проанализировать всё, что случилось на линии фронта этой необъявленной Третьей мировой войны.
Невидимая линия фронта пролегла от Донбасса до Сирии и Йемена, по побережьям Индо-Тихоокеанской Азии и Северного Ледовитого океана. Пока что противостояние происходит в «окопах», скажем так, неявно, и будем надеяться, что эскалации не случится. Но постепенно возникают новые юрисдикции.
Если взять Международный уголовный суд, то в нём к ответственности были привлечены, прежде всего, главы неугодных бывшим колонизаторам африканских государств. И ни разу руководители стран Запада. Что привело к тому, что ряд стран-подписантов Римского статута в 2016 г., если не ошибаюсь, угрожали из него выйти.
США на протяжении многих лет отказываются признавать и подписывать договор Международного уголовного суда, но внезапно с началом СВО, вновь действуют с МУС рука об руку, предоставляют дипломатическую поддержку и, вероятно, негласно выделяют бюджеты и экспертов. И уж выдать ордер на арест президента Путина совсем не идея мусовских юристов - приказ в Гаагу прилетел из Вашингтона.
Но «выкурить из берлоги» русского медведя белоголовому орлану не под силу ни самому, ни с помощью его шавок. А вести войну против безоружного гражданского населения, отказать ему в праве на самоопределение, - это, по большому счёту, уже является преступлением против человечества. К тому же все попытки России провести мирные переговоры в рамках ОБСЕ и Нормандского формата были проигнорированы.
Мы имеем дело с гибридной войной, она ведётся в различных плоскостях: военной на поле боя, юридической на пространстве международного правосудия, дипломатической на трибунах ООН и других международных организаций, экономической в виде санкций и протекционизма.
Не будем забывать, что целью определённых кругов США является смена власти в России, которую они обвиняют в геноциде. И эти обвинения отнюдь не невинные. К этому подведён весь МУС, а его новый прокурор британский адвокат Карим Ахмад Хан готовит почву для трибунала над Россией, для будущего столкновения двух цивилизаций.
- При этом Республикам Донбасса отказывают в праве судить военных преступников, в том числе наёмников…
- Без сомнения, местная юрисдикция в Донецке вполне может судить наёмников.
- Пока что их обменивают…
- Не всех. И нужно всегда оставлять для себя возможность манёвра. Ситуация постоянно меняется. Думаю, на политическом уровне предпочитают оставлять козыри на руках и обладать необходимыми рычагами давления. Всё происходящее - не линейный процесс. В нём есть дипломатический аспект, политический… А юридический процесс под них подстраивается. Всё зависит от соотношения сил. Не забывайте, что право является всего лишь отражением существующего порядка.
И пока этот порядок в той зоне, которая нас волнует, не определён. Он лишь на пути становления. И, если только мы не имеем дело с людьми, готовыми взорвать земной шар, рано или поздно нам придётся сесть за стол переговоров. Чтобы заново создать гарантии безопасности для России. Что касается интеграции новых субъектов федерации, пути назад не будет. Это окончательно.
«Выборы в Донбассе полностью соответствовали международным нормам»
- Вы присутствовали на референдумах. Что вы, как наблюдатель, можете сказать об их организации и проведении?
- Знаете, если взглянуть на американские выборы, где им нужно три недели, чтоб подсчитать результаты в том или ином штате, где существует крайне сомнительная система электронного голосования, то, что я наблюдал в Донбассе, говорю, как юрист с полной ответственностью, полностью соответствует международным нормам.
Весь процесс был совершенно прозрачным, при этом учитывались и те избиратели, которые по тем или иным причинам опасались прийти и исполнить свой гражданский долг. Не думаю, что кто-то может подвергнуть сомнению что-то настолько очевидное, когда по прошествии восьми лет люди уже дальше не могут так больше жить. Думаю, по этой причине и не стали ждать объявленную ранее дату 4 ноября, которая совпадала с Днём народного единства в России. И было решено провести всё немедленно.
С учётом всей предыстории иного итога голосования просто не могло быть. Население устало от войны и безысходности, хочет строить планы на будущее, и Российская Федерация даёт им возможность жить в безопасности, воспитывать детей и давать им образование.
Донбассовцы реально могут рассчитывать на государство, которое соблюдает социальный договор со своими гражданами и которое вкладывается в развитие общества. Которое раз и навсегда зафиксировало, что возврата в фашиствующую бандеровщину не будет.
Также нужно не упускать из виду, что всё произошло отнюдь не по вине русскоязычного населения Украины. Ведь именно оно пыталось защитить конституционный строй в стране до конца. Когда Киев послал своих приспешников для захвата русскоязычных регионов и использовал армию против гражданского населения, именно это было нарушением Конституции.
Что оставалось делать? То, что они и сделали: самоорганизоваться. Констатировать, что прежней Украины больше нет. А те, кто к нам пришёл, хотят нас уничтожить, забрать наши земли. Поэтому мы берём на себя ответственность за нашу судьбу и объявляем независимость. Все эти события являются лишь следствием того, что произошло на Майдане. Всё это вполне законно и правомочно с юридической точки зрения.
- Что вас больше всего поразило во время пребывания в Донбассе?
- Преемственность поколений. То, что в каком-то смысле Вторая мировая война здесь никогда не заканчивалась. Мир не усвоил все уроки прошлого. Несмотря на всё, что было сделано в плане воспитания, строительства памятников, фильмографии… Видно, насколько легко за какой-нибудь десяток лет полностью промыть мозги молодёжи. Под удар всегда попадает молодёжь, которая является благодатной почвой для циничных и злонамеренных режимов. За одно десятилетие можно так обработать молодое поколение, что оно начисто забудет жертвы, принесённые их предками. Память бесценна, и государство должно её хранить.
На Украине война ведётся против памяти. Но без неё невозможно жить сегодняшним днём и думать о будущем.