Forbes хоронит самолёт-невидимку 5-го поколения - F-35 Lightning
© flickr.com/US Air Force
Forbes хоронит самолёт-невидимку 5-го поколения - F-35 Lightning.

Forbes хоронит самолёт-невидимку 5-го поколения - F-35 Lightning

На «могилу» F-35-го не готовы возложить цветы ни сами Соединённые Штаты, ни Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция
11 марта 2021, 10:57
Реклама
Forbes хоронит самолёт-невидимку 5-го поколения - F-35 Lightning
© flickr.com/US Air Force
Forbes хоронит самолёт-невидимку 5-го поколения - F-35 Lightning.
Читайте нас на: 

В конце февраля авторитетное издание Forbes опубликовало статью After 20 Years, The F-35 Stealth Fighter Is Still Stuck In Testing, в которой сообщалось, что руководство ВВС США близко к принятию решения о судьбе самолёта-невидимки 5-го поколения - F-35 Lightning.

«После 20 лет мучительной разработки проблемы истребителя-невидимки стали настолько серьёзными, что некоторые чиновники выдвинули идею запуска новой программы по созданию более дешёвого и надёжного истребителя, который, наконец, мог бы заменить примерно 1.000 старых F-16 ВВС», - пишет Forbes.

Технические неисправности преследуют F-35 Lightning II чуть ли не с первых дней, когда он был принят на вооружение сначала как учебный самолёт (2012 г.), а затем как боевой в строевых частях - авиации Корпуса морской пехоты (2015 г.), ВВС США (2016 г.) и ВМС США (2019 г.). Первоначально этот самолёт поступал в воинские части с 50-процентной боеготовностью по решению командования Пентагона, которое торопилось переоснастить свои авиакрылья на более современную технику.

Однако такая поспешность привела к многочисленным претензиям, которые направляли командиры и пилоты авиачастей в адрес своих командований. Частично эта информация становилась достоянием СМИ, что в итоге привело к тому, что Конгресс США обязал Счётную палату правительства (Government Accountability Office, GAO) провести расследование.

В конце февраля авторитетное издание Forbes опубликовало статью «After 20 Years, The F-35 Stealth Fighter Is Still Stuck In Testing».
© forbes.com
В конце февраля авторитетное издание Forbes опубликовало статью «After 20 Years, The F-35 Stealth Fighter Is Still Stuck In Testing».

В июне 2018 года опубликованный доклад GAO вызвал сенсацию. Проведённое расследование выявило 966 «явных недоработок», 110 из которых были отнесены к первой категории опасности, т.е. к той, которая может принести тяжкий вред здоровью пилота или привести к его гибели, а 855 - ко второй «технической» категории, которая может создать предпосылки к авариям и катастрофам.

В 2019 году издание Defense News сообщило, ссылаясь на источник в Пентагоне, что срок службы F-35 составляет лишь 1/4 от назначенного срока эксплуатации. Например, самолёт F-35B STOVL (с укороченным взлётом и вертикальной посадкой) будет иметь эксплуатационный ресурс равный 2.100 лётным часам, вместо 9.000 заявленных. В этом же году некоммерческая организации Project On Government Oversight заявила, что специальная комиссия Пентагона по оценке проекта F-35 безосновательно переквалифицировала недостатки первой категории опасности из критичных во второстепенные.

Самолёт F-35B STOVL (с укороченным взлётом и вертикальной посадкой) будет иметь эксплуатационный ресурс равный 2.100 лётным часам, вместо 9.000 заявленных.
© lockheedmartin.com
Самолёт F-35B STOVL (с укороченным взлётом и вертикальной посадкой) будет иметь эксплуатационный ресурс равный 2.100 лётным часам, вместо 9.000 заявленных.

Если к этому добавить явные провалы технологии stealth, которая оказалась бесполезной против радиолокационных станций, работающих в L-диапазоне частот (дециметровые волны) и в миллиметровом диапазоне (Ka-диапазон), то судьба самолёта казалось уже решённой - списать и забыть. Однако в Пентагоне пока считают иначе - т.к. технология «невидимости» на самом деле относится не к технической категории, а к бюджетно-финансовой. Поясню, кому не понятно.

Каждый F-35 стоит 100 млн долл., а вся программа закупок с учётом эксплуатационных расходов, тянет на 1,5 трлн долларов. Принимая во внимание, что за этой программой стоят лоббистские организации, становится понятным выборочная «слепота» генералов Пентагона. Кто же осмелится рубить такой успешный коммерческий проект, в котором, помимо США, участвуют Австралия, Великобритания, Дания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия и Турция?..

История с F-35 вскрывает основную проблему в создании вооружений и военной техники в США. Суть её состоит в слиянии финансовых интересов предприятий военно-промышленного комплекса и генералитета Пентагона, который больше думает об обеспеченной пенсии, чем об обороноспособности своего государства. Коррупционный союз «ВПК-Пентагон» породил множество дорогих и бесполезных проектов, таких как БМП M2 Bradley, танк M1 Abrams, авианосец Gerald R. Ford (CVN-78), эсминец Zumwalt и многие другие.

Из-за этих провальных проектов США утратили научно-технический задел и технологии, и уже не могут догнать Россию, даже увеличивая финансирование прорывных проектов.

В России же всё сложилось иначе. Несмотря на то, что лихие 1990-е и голодные 2000-е чуть не похоронили наш ОПК, нам удалось сохранить и довести большинство проектов, которые закладывались ещё во времена СССР, до реализации. Благодаря новым российским материалам и технологиям советские проекты стали гораздо лучше. Характерным примером являются самолёты Су-35С и МиГ-35 (поколение 4++), а также Су-57 (5-е поколение).

Первые представляют собой глубокую модернизацию самолётов Су-27 и МиГ-29, которые появились на закате истории Советского Союза. Казалось бы, что можно сделать такого, чтобы эти самолёты успешно конкурировали с зарубежными аналогами и решали боевые задачи сейчас и в ближайшем будущем? Оказалось, можно. Поэтому и Су-35С, и МиГ-35 признаны многими зарубежными экспертами лучшими среди самолётов 4-го поколения, которые, кстати, могут успешно воевать с F-22 и F-35 за превосходство в воздухе.

Как известно, Су-57 первоначально за рубежом оценивали негативно. В этом особенно старались эксперты из США, утверждавшие, что в России создать самолёт 5-го поколения невозможно. Они даже придумали критерии оценок для самолётов этого поколения, которым, естественно, полностью соответствовали F-22 и F-35.

Самолёт пятого поколения Су-57.
© mil.ru
Самолёт пятого поколения Су-57.

Однако такую «твердолобую позицию» американских экспертов вначале проломили австралийцы. Напомню, что в 2014 году австралийский аналитический центр «Air Power Australia» опубликовал многостраничный доклад по оценке самолётов 5-го поколения с итоговой таблицей оценки по 14 критериям. Итог оценки был обозначен баллами. F-22 Raptor получил оценку плюс 2 балла, Су-57 (ПАК ФА) - плюс 5 баллов, а F-35 - минус 8 баллов.

Но американские эксперты не сдавались, критикуя Су-57 за отсутствие родного двигателя, русскую технологию stealth и «отсталую» электронику. Однако и здесь они просчитались, т.к. в России были выработаны свои требования к самолётам 5-го поколения, которые оказались гораздо жёстче, чем американские. Поэтому наш Су-57 на порядок превзошёл боевые возможности как F-22, так и F-35.

Есть такая русская пословица - «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», но видимо её в США не знают, т.к. недобросовестная конкуренция у них в чести. История с F-35 показывает, что несмотря на все ухищрения он так и не стал надёжной боевой единицей. Зато у Су-35С и МиГ-35 открывается шанс продвижения на мировом рынке вооружений, т.к. соотношение цены к качеству у нас носит реальный, а не рекламный показатель. К тому же в боевых условиях наша авиационная техника не раз доказывала своё боевое преимущество, а в мирных - является надёжным гарантом защиты суверенитета.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама