Южная Корея заставила мир вздрогнуть
На прошлой неделе Южная Корея, внешне, казалось бы, благополучная страна, если, конечно, не считать её напряжённые отношения с Севером, неожиданно для всех оказалась на грани глубоких потрясений. Причиной тому стало введение в стране военного положения, о котором объявил президент Юн Сок Ёль, выступая во вторник, 3 декабря, в 22:30 по местному времени с обращением по телевидению.
Пять с половиной часов военного положения
Своё решение Юн Сок Ёль объяснил необходимостью защитить Южную Корею от «от угроз, исходящих от коммунистических сил Северной Кореи, и устранить антигосударственные элементы» в лице оппозиции, которая «превратила национальное собрание в логово преступников».
На время действия военного положения запрещалось как входить в здание национального собрания (парламент), так и покидать его стены, а также любая политическая активность, включая забастовки и акции протеста. Работа всех СМИ должна немедленно перейти под контроль военного командования. Для обеспечения выполнения условий военного положения в состояние боевой готовности были приведены вооружённые силы, которые взяли под свой контроль важнейшие государственные и общественные учреждения. В том числе и здание парламента, куда были отправлены подразделения специального назначения.
Введение военного положения повергло страну в шок. Как сообщало CNN, жители Сеула, узнав об этом, в панике бросились по домам. «Они бежали к своим семьям, чтобы быть с ними, чтобы понять, что делать, чтобы быть рядом с близкими в этот беспрецедентный момент», - делились своими впечатлениями корреспонденты CNN.
В то же время депутаты от оппозиционных партий стали пробиваться через стычки с силовиками в здание парламента. Некоторые из них перелазили заборы, пробирались сквозь кусты, чтобы попасть в парламент и обсудить создавшуюся ситуацию. В результате в здание вошли 190 делегатов, которые на экстренном заседании проголосовали за отмену приказа о введении военного положения.
Юну придётся оставить свой пост
Получив такое постановление парламента, Юн Сок Ёль был вынужден отменить решение о военном положении спустя всего пять с половиной часов после своего обращения к нации. Однако депутаты на этом не остановились и инициировали процесс импичмента президента. Голосование по нему состоялось в субботу, но достичь желаемого результата не получилось, так как инициативу поддержали только 195 депутатов при необходимых 200. При этом большинство представителей правящей партии «Гражданская сила» вообще не стали участвовать в голосовании.
Тем не менее Юну всё же придётся в ближайшее время оставить свой пост. Во-первых, на этом настаивает та же «Гражданская сила», отказ которой от поддержки импичмента был продиктован опасением, что «позорное отрешение Юн Сок Ёля от власти» нанесло бы политический удар по ней самой и открыло бы дорогу оппозиции к победе на следующих выборах президента. Поэтому она выступает за «контролируемый досрочный уход президента». Во-вторых, оппозиция заявила, что будет инициировать процесс импичмента до тех пор, пока не добьётся своей цели. В-третьих, в стране ширятся акции протеста, участники которых требуют отставки главы государства. И, наконец, в-четвёртых, не исключено, что против Юн Сок Ёля будет возбуждено уголовное дело. Как сообщается, прокуратора уже начала расследование в связи с получением заявления от оппозиционных депутатов, которые обвинили президента в государственном преступлении. Ранее по этому же обвинению был арестован бывший министр национальной обороны Ким Ён Хён.
Кто есть Who
По большому счёту, такой исход для самого Юн Сок Ёля был предсказуем. Известно, что до того, как выдвинуться на пост президента, он исполнял обязанности генерального прокурора Южной Кореи. В 2020 году Юн решением министра юстиции был отстранён от занимаемой должности в связи с якобы имевшими место нарушениями этических норм, злоупотреблением властью и вмешательством в расследования, касавшиеся его соратников и родственников.
Своё же президентство Юн начал с исторически самой низкой популярностью новоизбранного лидера (47,85 %). При этом стал проводить политику, явно не учитывающую интересы своего народа. Так, едва заняв пост главы государства, Юн Сок Ёль заявил, что эпоха стремления к миру между его страной и КНДР завершилась, и что он намерен придерживаться более жёсткой позиции в отношении Севера. Причём эта позиция, по его словам, будет основываться на повышении боевой мощи вооружённых сил страны и укреплении военного союза с Соединёнными Штатами.
«Три оси» свержения северокорейского режима
Нельзя не заметить, что эта политика значительно, если не сказать, коренным образом отличалась от курса от его предшественника Мун Чжэ Ина, направленного на нормализацию двусторонних отношений и оздоровление ситуации на Корейском полуострове. Так, по инициативе Муна состоялись три межкорейских саммита на высшем уровне. В их ходе было подписано совместное заявление о намерениях продолжать усилия по избавлению Корейского полуострова от ядерного оружия и угрозы войны.
Обе стороны договорились прекратить крупномасштабные артиллерийские учения и военные полёты близ демилитаризованной зоны для предотвращения инцидентов, вывести оттуда военных и разоружить персонал пограничного пункта Пханмунджом, создать в приграничных районах Жёлтого и Японского морей 80-километровую зону, где не будут проводиться военные учения, и начать воссоединение транскорейской железной дороги.
При Юн Сок Ёле же Южная Корея не только пошла на полный разрыв связей с КНДР, но и стала открыто готовиться к уничтожению северокорейского режима. Именно на это направлена принятая концепция «трёх осей», под которой подразумеваются готовность нанести упреждающий удар по ракетным объектам противника, планы по свержению политического руководства оппонента и наращиванию средств противоракетной обороны.
Также значительно возросло число американо-южнокорейских манёвров и учений, на которых, и это не скрывается, отрабатываются вопросы вторжения и ведения боевых действий на территории Северной Кореи. Если в прошлом году было проведено около 20 учений, то в первой половине этого года состоялось примерно 50 манёвров. Причём некоторые из них имели поистине исторические масштабы и охватывали новые сферы возможных боевых действий.
Ответ не заставил себя ждать
Естественно, военная активность США, Южной Кореи, а также Японии у северокорейских границ вызывает у Пхеньяна решительный протест и стремление как можно надёжнее обеспечить безопасность страны. Достаточно сказать, что КНДР разместила у своих южных границ мощные артиллерийские орудия и системы залпового огня, дальность действия которых позволяет Пхеньяну наносить удары по Сеулу и другим южнокорейским городам. Или взять ракетные испытания, в ходе которых, запуская каждый раз всё более совершенные ракеты и боеголовки, северокорейское руководство демонстрирует свою готовность к поражению объектов не только на территории Южной Кореи, но и США.
А в середине октября в ответ на решение Совета по национальной безопасности Южной Кореи полностью приостановить действие межкорейского пакта 2018 года северокорейские власти взорвали автомобильные и железные дороги, связывающие две страны, и объявили о внесении поправок в конституцию, которые зафиксировали статус Южной Кореи как «враждебного государства».
Нет необходимости особо подчёркивать, что всё это не просто нагнетает напряжённость на Корейском полуострове, но и всё ближе подвигает его к пропасти всё уничтожающей войны. И это серьёзно беспокоит южнокорейцев, среди которых растёт понимание, что к такой ситуации полуостров и их страну привела в том числе и политика Юн Сок Ёля.
Отголоски прошлого
Протест у южнокорейцев вызывает и то, что Юн в своей политике наращивания противостояния с КНДР и в угоду США пошёл на сближение с Японией. Как известно, многие корейцы крайне негативно относятся к Японии как из-за её жестокого колониального правления, так и потому, что японцы до сих пор официально не признали своей вины за былые преступления.
Дело в том, что в период 1910-1945 годов, когда Корея была колонией японской империи, Страна восходящего солнца безжалостно уничтожала корейский народ, его культуру, язык и историю. Так, в школах и университетах запрещалось говорить на корейском языке и делался упор на ручной труд и лояльность по отношению к императору Японии. Корейцев заставили отказаться от традиционных имён и брать имена и фамилии японского образца. В 1940-х молодых кореянок обманом вербовали в полевые бордели, которые «обслуживали» японскую армию в Китае и Юго-Восточной Азии.
Обо всём этом корейцам постоянно напоминают и учебники, и популярная культура. Указывается и на то, что между странами существует территориальная проблема.
Она касается островов Токто, которые в 1905-м, накануне захвата Кореи, Япония объявила своей территорией. После окончания Второй мировой войны Южная Корея заняла острова и контролирует их по настоящее время. С 1954 года на Токто находится небольшой южнокорейский гарнизон. Япония постоянно выдвигает свои претензии на острова, отправляя в акваторию, прилегающую к Токто, военные корабли.
По мнению оппозиции, Юн Сок Ёль предал национальные интересы, пойдя на установление тесных контактов с бывшими колонизаторами. Однако он продолжал расширять связи с Японией, делая упор на военное сотрудничество. При этом подчёркивал, что противодействие КНДР, полноценное сотрудничество с Японией и следование пожеланиям США гораздо важнее эмоционально окрашенных претензий, которые являются отголосками прошлого.
Оппозиция перешла в наступление
Совершенно очевидно, что военные усилия правительства Юна требуют немалых расходов. А посему ежегодно Южная Корея на военные цели выделяет 14-15% своего бюджета. В проекте бюджета на 2025 год предлагается увеличить военные расходы на 3,6%, до 61,5 трлн вон (примерно 46,3 млрд долларов). «Нам следует затянуть пояса, решительно сократив неэффективные траты и обеспечив средства для необходимого», - заявил Юн Сок Ёль, объясняя такое увеличение военного бюджета.
И это не может не вызывать протеста в стране. Тем более что, если ранее, до Юна, Южную Корею называли экономическим чудом, то сегодня она стала, как отмечают сами корейцы, страной с «самым несчастным населением» и самым высоким уровнем самоубийств. В подтверждение тому указывается на то, что застопорились пенсионные, жилищные и медицинские реформы, растёт безработица, а уровень рождаемости продолжает падать.
Всё это привело к тому, что в апреле на парламентских выборах правящая партия «Гражданская сила» потерпела сокрушительное поражение. Победила же на них оппозиционная демократическая партия («Тобуро»). Она и другие оппозиционные партии получили 192 из 300 мест в парламенте, что, по сути, позволило им контролировать законодательный орган. С этого момента противодействие президенту и правящей партии со стороны оппозиции всё время нарастало.
Так, депутаты от оппозиции не пропустили проект бюджета на 2025 год, предложенный правительством. И в то же время провели через парламентский комитет свой проект бюджета, урезав правительственный на 4,1 трлн вон (2,8 млрд долларов). Были сокращены, в частности, траты на работу правительства и офиса президента, прокуратуры, полиции и агентства государственного аудита.
Помимо этого, оппозиция раскритиковала выделение кредита Украине (примерно 3 трлн вон, или 2,1 млрд долларов). Следует отметить, что с самого начала украинского конфликта Юн стал на сторону киевского режима. Правда, официально Южная Корея оказывала ему только гуманитарную помощь, однако известны факты поставок ВСУ через третьи страны южнокорейского оружия и боевой техники.
В последнее время, особенно после того как появились фейки об участии северокорейских военнослужащих в этом конфликте на стороне российских Вооружённых Сил, в Сеуле заговорили и о возможности прямых поставок оружия киевскому режиму. Однако и здесь власти натолкнулись на сопротивление оппозиции, которой ранее удалось провести законопроект, по которому президент не может без решения парламента поставлять оружие в третьи страны и в зону военных конфликтов.
Противодействие оппозиции и Юн Сок Ёля проявилось и в отстранении от должностей некоторых членов кабинета, которые были назначены на них, поскольку являлись людьми из окружения президента. Кроме того, оппозиция всё это время пыталась провести расследования с назначением специального прокурора, но президент накладывал вето на это решение.
Жена подколодная
Следует также отметить, что за всё время правления Юна то и дело возникали скандалы, связанные с его семьёй и окружением. Одним из них стал скандал с его тещей, которая подделала документы при покупке земли, за что ей дали год тюремного заключения. Ещё более громкими стали скандалы с первой леди Ким Гон Хи. Сначала её обвинили в подделке диплома, затем - в причастности к манипулированию ценами на акции Deutsch Motors, дилера BMW в Южной Корее. Последним стал скандал с получением ею в качестве подарков сумки Dior стоимостью в 3 млн вон (около 2,2 тыс. долларов), набора косметики Chanel на сумму в 1,79 млн вон и алкогольных напитков на 400 тыс. вон. Ким Гон Хи обвинили в коррупции, поскольку согласно закону Южной Кореи о борьбе с коррупцией, государственным чиновникам и их супругам запрещено получать подарки на сумму более 1 млн вон (750 долларов) или в общей сложности на сумму 3 млн вон в течение финансового года. Оппозиция выступила за проведение специального расследования в отношении супруги президента. Однако прокуратура в октябре отказалась проводить его, что побудило оппозицию к инициированию принятия отдельного законопроекта в отношении Ким Гон Хи, что, естественно, ещё больше бы подорвало авторитет в стране самого Юна.
Официально США стояли в стороне
Не исключено, что решение о введении военного положения было продиктовано его стремлением «решить все проблемы одним махом», так как оно запрещало деятельность политических партий и устанавливало контроль над СМИ. Тем более что решение принималось, как сообщается из Сеула, в узком кругу, и инициатива исходила от тогдашнего министра обороны Ким Ён Хёна, однокашника по школе и давнего друга Юна.
Естественно, возникает вопрос, а насколько были осведомлены США о планах Юна ввести военное положение в стране. Как следует из заявлений американских официальных представителей, Белый дом ничего об этом не знал. Однако в это верится с трудом, так как, с одной стороны, вооружённые силы Южной Кореи находятся под постоянным американским контролем. А в военное время они полностью переходят в подчинение объединённого командования вооружёнными силами Республики Корея и США, которое на данный момент возглавляет американский генерал Пол ЛаКамера. И приведение вооружённых сил Южной Кореи в повышенную боевую готовность не могло произойти без его ведома.
С другой стороны, США заинтересованы в эскалации напряжённости на Корейском полуострове. А введение военного положения в Южной Корее явно вело к тому. И лишь решительность оппозиции, обеспокоенной судьбой страны, не позволила внутриполитической обстановке перерасти в более опасное состояние, ведущее к провоцированию войны на полуострове.
Тем не менее мир серьёзно напрягся в связи с возникшей ситуацией в Южной Корее. Тем более что пока нет твёрдой ясности, как она будет развиваться дальше.