Глава Европейского совета Дональд Туск

Евросоюз и США - в шаге от «дипломатической войны» против России

Лондон уже знает, как можно надавить на Евросоюз для смягчения позиции Брюсселя по Brexit
26 марта 2018, 13:15
Реклама
Евросоюз и США - в шаге от «дипломатической войны» против России
© flickr.com
Глава Европейского совета Дональд Туск
Читайте нас на: 

22-23 марта с.г. в Брюсселе в три этапа прошел очередной саммит глав государств и правительств стран-членов Евросоюза. Планировалось, что сначала начнут совещаться все 28 представителей, затем 27 - уже без Великобритании, и, наконец, 19 лидеров государств еврозоны.

Британский премьер Тереза Мэй изначально должна была присутствовать только на первой части «марлезонского балета». Времени она зря не теряла и смогла успешно решить несколько стратегических задач.

Мэй добилась от все еще коллег по ЕС «безграничной солидарности» по «делу Скрипаля», выступила своего рода детонатором вероятной «дипломатической войны» Запада против России, и, под шумок, фактически направила Brexit по выгодному для ее державы «мягкому» сценарию. Выиграв первый раунд, она вошла во вкус и осталась на второй день саммита, чтобы поддержать планы Еврокомиссии по введению ответных пошлин на американские торговые ограничения по стали и алюминию. То есть стала инициатором и поучаствовала в двух решительных, если не сказать отчаянных, выпадах против России и (о ужас!) против США.

«Газовое облако»

Как утверждают участники саммита, Мэй представила по инциденту в Солсбери столь убедительную информацию, что это, якобы дает основание «с высокой степенью вероятности» судить: именно Россия стоит за газовой атакой на экс-шпиона и его дочь. Причем свои выводы они сделали до предоставления международными экспертами Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) официальных результатов их расследования.

Немецкий канцлер Ангела Меркель
© facebook.com
Немецкий канцлер Ангела Меркель

Немецкий канцлер Ангела Меркель и французский президент Эмманюэль Макрон потребовали от Европы «быстрой реакции». В результате около 20 европейских стран заявили о готовности выслать российских дипломатов, якобы связанных с «московскими шпионскими сетями». Как утверждают западные СМИ, в акции могут принять участие Франция, Германия, Польша, Ирландия, Нидерланды, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Дания и еще несколько стран. Некоторые государства, например, Греция, требуют конкретных доказательств виновности Москвы. Однозначно «против» высказался только канцлер Австрии Себастьян Курц, заявивший, что его страна не намерена высылать российских дипломатов.

К акции могут присоединиться и США. Американский президент Дональд Трамп, как сообщает телеканал CNN, получил соответствующую рекомендацию от Совета национальной безопасности. Сейчас в Белом доме ждут шагов Европы, чтобы соразмерить свои действия.

Реакция европейских сторонников «дипломатической войны» ожидается в ближайшее время. Однако «ястребы» должны считаться с неотвратимостью ответных мер Москвы. Если президент Литвы Даля Грибаускайте готова сломя голову ринуться в атаку, то другие понимают, что подобные действия вызовут моментальную эскалацию напряженности в отношениях с Россией, которые и сейчас, мягко говоря, хорошими не назовешь.

Свидетельство тому - отказ от проведения саммитов ЕС - Россия. С начала 2000-х они устраивались регулярно - два раза в год. Последний состоялся в январе 2014-го. Потом - в марте - Крым вернулся в состав России и новая встреча, которая планировалась в Сочи, не состоялась. С тех пор саммиты с участием первых лиц ЕС и РФ не проводились. 

А кому нужна дальнейшая напряженность на российском треке? В этой связи, как утверждают те же западные СМИ, в некоторых европейских столицах обдумывают менее острый и затратный вариант - отзыв своих послов. Не навсегда, а на то время, пока в «деле Скрипаля» не будут расставлены все точки над i.

При этом уже объявлено, что 26 марта с.г. из Москвы будет отозван на четыре недели «для консультаций» посол Евросоюза Маркус Эдерер. Это, кстати, первый подобный случай в практике европейской дипломатии. Даже этот шаг вызвал неразбериху в коридорах Евросоюза. Как заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, по уставу организации отзыв посла без оговорок и временных ограничений должен быть согласован со всеми странами-членами Евросоюза. А консенсуса по данному вопросу нет. 

Британский путь

Но вернемся к теме, которая первоначально заявлялась как одна из главных на прошедшем в Брюсселе саммите, - согласование плана по дальнейшим этапам Brexit.

Британский премьер Тереза Мэй
© facebook.com
Британский премьер Тереза Мэй

Британский премьер Тереза Мэй фактически продавила свое предложение отложить фактический выход страны из Евросоюза на два года. Лондон не будет иметь права голоса в ЕС, однако продолжит платить взносы, пополнять общие фонды, то есть участвовать звонкой монетой. Фактически за поддержку антироссийского вектора глава британского правительства напрямую пообещала матпомощь Евросоюзу.

После выхода Великобритании из ЕС в марте 2019 года последует переходный период сроком почти в два года. До конца 2020 года в отношениях между Лондоном и Брюсселем фактически ничего не изменится.

Как сообщил глава Европейского совета Дональд Туск, 27 стран ЕС (без Великобритании) утвердили базовые принципы второго этапа переговоров по Brexit. Брюссель намерен сосредоточиться на трех основных темах: создании максимально широкой зоны свободной торговли, обеспечении равных социальных норм для граждан ЕС и Великобритании, формировании общего пространства обороны и безопасности, в частности, для борьбы с терроризмом.

Ранее второй этап переговоров планировалось запустить с начала этого года, однако этому помешали серьезные разногласия. Стороны, например, не смогли договориться о режиме прозрачности границы между остающейся в ЕС Ирландией и покидающей сообщество в составе Соединенного Королевства Северной Ирландией. Много споров вызывает и таможенная сфера.

Лондон, в свою очередь, рассчитывает на особо глубокое и тесное партнерство, далеко выходящее за пределы обычного соглашения о свободной торговле. В частности, Мэй предложила, чтобы некоторые отрасли британской экономики и дальше придерживались правил, существующих в ЕС, и таким образом оставались представленными на внутреннем рынке объединенной Европы. В Брюсселе пока не готовы рассматривать варианты столь тесного сотрудничества, поскольку Великобритания выходит не только из состава ЕС, но и из внутреннего рынка и таможенного союза.

Впрочем, Лондон уже знает, как можно надавить на Евросоюз. Достаточно «подтянуть» еще одну дутую сенсацию, подобную «делу Скрипаля», которая позволит конвертировать «безграничную солидарность» в прямую выгоду.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама