Выход из Открытого неба: что скрывают от России США
Как правильно указала Мария Захарова ещё в мае текущего года, «они (США) покинули договор по ПРО, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) - не так давно они так же из него вышли. Недавно заявили, что не будут ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. А ведь это всё - части международной стабильности».
Договор об Открытом небе: кому он был выгоден
Иными словами, выход из Договора по открытому небу (ДОН) является очередным этапом медленного сползания в пропасть, то есть к полному коллапсу гражданской дипломатии, что, в свою очередь, рано или поздно приведёт к использованию ultima ratio regis, то есть «последнего довода короля» - вооружённых сил.
Справка
Договор по открытому небу подписан в 1992 г. Он вступил в силу 01.01.2002 г., но стал эффективным только после ратификации со стороны 20 из 27 первоначальных участников. В настоящее время в договоре состоят 34 государства ОБСЕ - Россия, США, Франция, Великобритания, Германия, Канада, Бельгия, Италия, Греция, Турция, Испания, Португалия, Норвегия, Чехия, Исландия, Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Швеция, Дания, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Люксембург, Нидерланды, Хорватия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Грузия, Украина и Киргизия (пока не ратифицировала). За время действия соглашения было проведено 1.517 инспекционных полётов.
Инспекционные полёты осуществляются по годовым квотам. У России с Белоруссией (рассматриваются как единый субъект) и США - 42 квоты, у Германии 12 квот. Великобритания может провести три наблюдательных полёта над территорией России и Белоруссии и один полёт над Украиной.
Любопытно, что когда этот договор ещё только подписывался, уже было высказано мнение, что он выгоден, скорее, США, чем России. Дело в том, что исходя из российской концепции обороны эпохи конца Советского Союза, наша страна не нуждалась в точной топографической привязке к местности для нанесения массированного ядерного удара. Пентагон же тогда интересовался возможностью применения крылатых ракет для нейтрализации «неврологических центров» обороны нашей Родины, что и вменяло в необходимость уточнить полётное задание для бортового интеллекта и улучшить своё знание топографии России и радиолокационного поля всех российских систем ПВО.
Именно об этом по поводу выхода Вашингтона из ДОН и пишет авторитетное немецкое издание Die Welt. Редакция солидного немецкого вестника не без оснований указывает на очевидный факт: США лишаются возможности инспекции значительной части территории России, в то время как последняя, скорее всего, больше интересуется оборонным потенциалом на территории Западной Европы. Для контроля же за США у России есть космическая группировка, состоящая из нескольких групп спутников.
Выйти нельзя остаться
Тем не менее США, казалось, использовали все возможные и невозможные доводы, дабы «обидеться» на Россию и начать процедуру выхода. Уже больше года назад - в октябре 2019 г. - были сделаны первые официальные заявления о грядущем расторжении очередного дезавуированного администрацией Дональда Трампа стратегического соглашения.
Что вменяется в вину России? Недопуск в 10-километровый коридор вдоль границы с Абхазией и Южной Осетией, невозможность облёта Крымского полуострова (тут Запад, как говорится, сам виноват, так как упорно отказывается считать эту российскую область территорией нашей страны), ограничение глубины доступа в воздушное пространство Калининградской области предельно на 500 километров, отказ России пустить американский самолёт с наблюдателями в зону ведения военных манёвров.
По поводу Абхазии и Южной Осетии ещё в начале 2020 г. заместитель главы внешнеполитического ведомства нашей страны Сергей Рябков дал исчерпывающее объяснение: ни первая, ни вторая страна не являются участниками Договора по открытому небу. Соответственно, Россия руководствуется своими обязательствами перед этим государствами, что и приводит к запрету приближения к их воздушному пространству.
Глубина проникновения в Калининградскую область, что опять-таки неоднократно отмечали в МИД России, вполне достаточна, чтобы держать под контролем 90% территории этого региона.
Наконец, отказ России допустить контролёров от США в зону ведения военных манёвров диктуется элементарным здравым смыслом, а именно присутствием в воздушном пространстве полигонов большого количества военной техники, создающей угрозу столкновения, не говоря уже о возможности ложного захвата цели отстреливаемыми в ходе учений ракетами, что потенциально может привести к трагедии. Сбитый в своё время над Чёрным морем украинской ракетой российский авиалайнер - наглядное тому доказательство.
Также США обвиняют Россию в использовании разведаппаратуры последнего поколения. Якобы эта техника является частью авионики наших воздушных судов, совершающих инспекционный облёт американской территории.
Справка
Россия использует специально оборудованные самолёты Ту-214ОН, Ан-30 Б и Ту-154 МЛК-1, а США - Boeing OC-135B Open Skies.
Следует признать, что два года назад Москва действительно стала применять цифровое обеспечение нового поколения, которое, как отметил начальник управления Министерства обороны России по контролю за выполнением договоров (национальный Центр по уменьшению ядерной опасности) Сергей Рыжков, опережает американские аналоги на 6-7 лет, так как у Boeing OC-135 подобной аппаратуры не имеется.
Но ведь и у России к США за долгие годы накопились встречные претензии, причём их можно условно разделить на тактические и стратегические.
Так, нам очень не понравилось, что в 2017 г. во время совершения инспекционного полёта американская сторона отказалась предоставить российским лётчикам право отдохнуть в ночное время суток на аэродромах подскока Робинс и Элсворт, что заставило пилотов работать 16-18 часов подряд.
Наши самолёты также не допустили на Гавайи, по сути превращённые в мегабазу ВМС и ВВС США. А на Аляске мы не имеем права углубляться в американское воздушное пространство далее, чем на 500 километров от границы. Так что, как видим, российская сторона ведёт себя крайне корректно и сдержанно, придерживаясь как духа, так и буквы всех международных соглашений.
США проиграли гонку технологий
На самом деле полная неспособность США придерживаться заключённых договоров объясняется не мощью «исключительной нации с исключительными правами» (как в своё время позиционировал США Барак Обама), а откровенной слабостью позиции.
США безоружны перед новейшими видами вооружений, разработанными нашей страной и не подпадающими ни под один из действующих договоров. Впервые в своей истории Америка не может ничего противопоставить возможности быть уничтоженной с воздуха Россией или Китаем при помощи гиперзвуковых ракет. Фундаментальная наука США проиграла гонку технологий, так как на сегодня новейшие разработки американской военной мысли оказались несостоятельными.
Пентагон сделал ставку на рельсотронное оружие, но оно оказалось экономически невыгодным и неэффективным с военной точки зрения. Попытка запустить корабли нового поколения класса Zumwalt фактически провалилась из-за многочисленных отказов механизмов на борту и астрономической дороговизны этого прототипа.
Новая ракетная силовая установка так и не разработана, так как детище Илона Маска использует «букет» из 27 маневровых двигателей Merlin для первой ступени, а Boeing и корпорация ULA не смогли скопировать возрастной российский РД-180 даже после передачи российской стороной технической документации. Работы по силовой установке Raptor не завершены, несмотря на хвастливые заявления о якобы давлении в камере сгорания в 263,7 килограмма силы на квадратный сантиметр, что опять-таки якобы превосходит в лабораторных условиях показатель РД-180 (который летает уже не первый десяток лет).
Хвалёные сетецентрические войны при использовании крылатых роботов не выдержали боевого крещения при атаке базы Хмеймим в Сирии, так как российские средства радиоэлектронной борьбы превращают беспилотники в металлолом (если только те не воюют против стран третьего мира).
Кибернетическую войну США также проигрывают, так как сами признают, что не в состоянии защитить свои базы данных от проникновения хакеров. Кстати, американским компьютерным гениям так и не удалось ни одного раза проникнуть в российские базы данных.
И даже в финансовой сфере, где безраздельно уже 75 лет княжит его величество нефтедоллар, наблюдаются определённые подвижки, спровоцированные КНР при поддержке России и других стран Евразии.
Последние доводы «короля»
И всё же у Америки остаются опасные для человечества технологии помимо ядерного оружия. Не стоит забывать, что «Взять реванш любой ценой!» - это возможное прочтение лозунга президента США «Вернуть Америке былое величие!»
Возможно, что Вашингтон желает скрыть новые разработки от всего света. Вспомним о туманных заявлениях уходящего хозяина Белого дома то о «супер-пупер» ракете, то о каком-то оружии, основанном на новых физических принципах...
Так о чём всё-таки может идти речь?
Во-первых, речь может идти о милитаризации космоса при помощи реанимации ещё рейгановской Стратегической оборонной инициативы (СОИ). Ведь для этого, в принципе, не требуются принципиально новые технологии.
В США явно ведутся соответствующие работы, так как американский возвращаемый беспилотный аппарат Х-37В продолжает регулярно висеть на орбите по много месяцев. Кстати, и подчиняется этот «убийца спутников» (так его прозвали китайские журналисты) не NASA, а напрямую Пентагону.
У США также традиционно хорошо развиты разработки в области создания биологического и бактериологического оружия. Центром таких изысканий является, как известно, Форт-Детрик. Кстати, в отличие от России, США и не думали уничтожать свои запасы химического оружия. Так что никакой контроль или мониторинг своих действий для дряхлеющего в области инновационных видов вооружений заокеанского государства заведомо не интересен.
Наконец, центр инновационных технологий американских вооружённых сил DARPA давно и довольно успешно трудится над проектом HAARP, дающим возможность использовать метеорологическое и сейсмическое оружие.
Справка
Гениальный физик Никола Тесла первым разработал тему сейсмического оружия. Он создал «механический вибратор» - аппарат, способный регистрировать резонансные колебания подземного грунта. В 1966 г. профессор Гордон Мак-Дональд (Институт геофизики и планетарной физики при Калифорнийском университете) доказал принципиальную возможность технологического контроля метеорологии и сейсмологии в военных целях.
Фактически это означает, что если какая-либо страна отказывается от цветной революции и недостаточно быстро строит демократию американского образца, то можно спровоцировать на её территории засуху или, наоборот, вызвать наводнение. Также, в случае овладения принципами работы сейсмического оружия, не исключена возможность искусственного землетрясения.
Ещё в 2007 г. был опубликован доклад аналитического центра ВВС США под названием «Погода как умножитель силы: подчинение погоды к 2025 г.». Известно, что одна из баз проекта HAARP находится как раз на Аляске, поблизости от посёлка Гакона, куда и запрещено летать нашим самолётам.
О возможности искусственного воздействия на климат и о работах, которые ведутся в этой области заявлял ещё 15 лет назад и профессор университета в Оттаве (Канада) Мишель Чосудовский. Об этом же говорил и сотрудник Метеорологического управления Великобритании Дамиан Вильсон.
Другая военная база США, расположенная в Индонезии, явно занимается изучением электромагнитных излучений, так как спутники нередко фиксируют аномальное изменение магнитного поля Земли в месте дислокации базы. Также регистрируется и электромагнитное направленное излучение, являющееся прямым следствием работы аппаратуры на этом объекте.
Кстати, не исключено, что падение нашего самолёта Superjet-100 9 мая 2012 г. в ходе демонстрационного полёта вблизи от американской базы в районе острова Ява было вызвано именно подобным излучением электромагнитного импульсного оружия (ЭМИ-оружие), которое буквально выключило бортовую аппаратуру, после чего самолёт врезался в гору Салак.
В ожидании реванша
Похоже, в настоящее время США жаждут реванша, и никакой контроль за своими действиями им попросту не нужен. Кстати, информация о лихорадочной работе в области создания новых видов вооружений пришла к нам, в том числе, из самой Америки.
В 2019 г. издательство Free Beacon опубликовало краткое резюме доклада «Nuclear EMP Attack Scenarios and Combined-arms Cyber Warfare», сделанного для Конгресса США. В нём рассматривается возможность разработки и применения электромагнитного импульсного оружия и других инновационных технологий для реставрации пошатнувшегося могущества мирового жандарма.
А всем тем, кто уповает на возможность контроля США при помощи спутников, надо не забывать, что спутники имеют ограниченную зону охвата и не обладают возможностью произвольно менять (за редким исключением) траекторию полёта. Следовательно, и контроль из космоса тоже имеет свои ограничения.