Что делал Х-37В в краю высоком?
Американский космический беспилотник Х-37В вернулся с орбиты, побороздив космос 780 дней, что на 62 дня больше его первого длительного орбитального полёта. Чем он занимался и в чём его истинное назначение, остаётся пока загадкой.
Х-37В - это космический аппарат военного назначения? Или...
Понять - это «военное назначение», с одной стороны, не сложно: из тех сообщений, которые просочились из военного ведомства США. Первое из них - его тактико-технические характеристики.
Беспилотник Х-37В. ТТХ
Беспилотник Х-37В примерно в четыре раза меньше «шаттла». Длина космоплана - 8,9 м, высота - 2,9 м, размах крыльев - 4,5 м, взлётная масса - около 5 т. Имеет снаряжённую взлётную массу около 10 тонн и способен выводить на орбиту полезную нагрузку до 900 кг. Вывод его на орбиту осуществляет ракета-носитель «Атлас 5», которая, как известно, оснащается российскими ракетными двигателями РД-180. На орбите Х-37В способен менять её высоту в диапазоне от 200 до 700 км, а также наклон орбиты, что ему позволяет оставаться неуязвимым для противоспутникового оружия.
Неуязвимость объясняется несовершенством алгоритма, по которому работают все противоспутниковые системы (ПСС): «обнаружение-идентификация-уничтожение». Как правило, новый искусственный спутник Земли такими системами обнаруживается и идентифицируется на первом и втором орбитальном витке, а на третьем, после расчётов параметров его орбиты, формируется целевая программа перехвата и уничтожения, по которой ракета-перехватчик быстро и точно выполняет свою боевую задачу. За счёт возможности манёвра на орбите Х-37В для всех ПСС будет всегда новым спутником, чью орбиту рассчитать будет невозможно.
Чем интересен и опасен космический беспилотник?
Некоторые российские эксперты говорили о том, что Х-37В может нести на своём борту ядерное оружие, которым он с орбиты будет поражать особо важные объекты противника. Резонно, вероятно, но не верно, так как с практической точки зрения снаряжать такой беспилотный космический аппарат (БКА) ядерными боеголовками будет дороже, чем применить по этим целям разделяющиеся ядерные боеголовки межконтинентальных баллистических ракет (МБР). К тому же их точность и надёжность поражения целей - это отработанная технология, доведённая до показателей вероятного отклонения от точки цели в 90 метров (МБР Trident II D5).
Версия использования Х-37В в качестве стратегического космического разведчика имеет право на жизнь, так как размеры его грузового отсека составляют 2,1 × 1,2 м, что в сочетании с массой выводимой полезной нагрузки позволяет разместить в этом отсеке оптико-электронную или радиотехническую разведывательную аппаратуру. Манёвренность на орбите и многоразовость делают Х-37В важным инструментом добывания информации в случае дефицита спутников-разведчиков, которые были уничтожены в первые месяцы военного конфликта.
Теперь перейдём к сути назначения Х-37В. Я не раз говорил, что этот БКА является демонстратором и отработчиком технологий, которые Пентагон в будущем будет использовать для реализации стратегии доминирования в космосе. Мало кто из российских СМИ обратили внимание на слова официальных представителей Пентагона, которыми сопровождался последний возврат Х-37В с орбиты.
«Сегодняшним успешным приземлением X-37B завершил свой самый длительный на этот день полёт и выполнил все запланированные цели миссии, - сказал представитель ВВС США Ренди Уолден. - Эта миссия обеспечила проведение экспериментов, среди которых была доставка небольших спутников».
Что это за небольшие спутники? Как ни странно, информация о таких спутниках уже фигурировала в СМИ. Дело в том, что эти «небольшие спутники», которые доставлял и которыми управлял на орбите Х-37В, отработали на орбите два крупных военно-космических проекта - Multiple Kill Vehicle system (MKV) и Blackjack.
Небольшие спутники с большими задачами
Первый проект Multiple Kill Vehicle system (MKV) - это программа создания БКА, на борту которого будут располагаться 29 дронов-перехватчиков, каждый массой до 50 кг. Система MKV будет выводиться на орбиту ракетой Атлас-5, Falcon 9 или Delta IV, при этом количество БКА на орбите будет исчисляться десятками. Помимо этого MKV будет оснащён системами обнаружения и идентификации целей, а также бортовой вычислительной системой на основе искусственного интеллекта (ИИ), которая будет самостоятельно проводить анализ степени угроз и выдачи команд на поражение целей - МБР и гиперзвуковых блоков. Бортовая система анализа и управления, по мнению разработчиков, должна сократить расходы на получение предварительной разведывательной информации, так как будет действовать гибко и автономно, мгновенно реагируя на любые возникающие угрозы. Система MKV должна дополнить существующую систему ПРО США и повысить её эффективность.
Второй проект Blackjack предусматривает одновременный запуск 20 малых спутников, в пределах одной группировки. Каждый спутник будет выполнять определённую функцию в интересах Пентагона, то есть один спутник - одна функция. Например, в составе такой группировки будут спутник связи, спутник оптико-электронной разведки или радиотехнической разведки, спутник-инспектор, спутник с дронами-перехватчиками и т. д.
Все эти спутники массой до 1.500 кг должны реализовать в космосе концепции «умной пыли» (smart dust) и «роя дронов» (swarm of drones), согласно которым миниатюрные аппараты (микроботы) объединяются в единую сенсорную сеть для выполнения конкретных боевых задач.
Все эти малые спутники создаются по одной технологической схеме, в составе которой есть радиоизотопные источники энергии (экономящие вес за счёт отсутствия солнечных батарей), двигатели Холловского типа (для манёвров на орбите) и целевой нагрузки. Такие спутники могут приближаться к любым КА, находящимся на низкой опорной орбите, на которой располагается около 80% всех работающих на орбите спутников гражданского и военного назначения, для выполнения задач инспекции, временной блокировки работы или уничтожения.
Основная задача, которую Х-37В отработал на орбите, заключалась в управлении такими спутниками в космосе - как по программе MKV, так и по проекту Blackjack. Те спутники, которые Х-37В доставил на орбиту, возможно, не имели весь спектр целевой нагрузки. Однако их «работа» на орбите не осталась не замеченной.
Заместитель постоянного представителя в ООН Андрей Белоусов в Женеве выступил с следующим заявлением: «Обеспечив себе "свободу рук", США приступили к наращиванию военно-космического потенциала, активно развивая возможности по "враждебному влиянию" на космические аппараты иностранных государств. При этом имеющаяся у США группировка спутников военного назначения, которая включает и те, которые способны осуществлять маневрирование в околоземном космическом пространстве, кратно превышает по численности российский контингент. Более того, Вашингтон продолжает регистрировать такие космические аппараты исключительно как метеорологические или коммуникационные, но никак не военные».
Кого это обезопасит? Никого!
Безусловно, что успехи США в милитаризации космоса отнюдь не радуют не только Россию, но и Китай. Например, китайские учёные и инженеры приступили к разработкам многоразового космического аппарата ещё в 2007 году, который должен был удешевить программу запуска спутников на орбиту. В России же разработки по созданию многоразовых космических аппаратов были фактически задушены в 1996 году. Если бы в 1995 году попавший в госпрограмму перевооружений (ГПВ-1995) орбитальный самолёт из проекта «МАКС» (многофункциональная авиационно-космическая система) получил бы своё практическое воплощение, то быстро растущая угроза милитаризации космоса со стороны США была бы уже закрыта.
К сожалению, этого не произошло. Мало того, в 2005 году основной разработчик проекта «МАКС» и «Спираль» - НПО «Молния» был объявлен банкротом, а никому не известные «судебные приставы» вывезли с предприятия всю документацию по этим проектам. В 2010 году Х-37В совершил свой первый полёт.
В России всё пошло не так
Несмотря на то, что российские военные эксперты обращали внимание руководства «Роскосмоса» на то, что необходимость перехода к авиационно-космическим системам (АКС) выведения полезной нагрузки на орбиты продиктована не только экономической выгодой (стоимость вывода на орбиту 1 кг груза у АКС дешевле в 20 раз) и программой возрождения космической отрасли, но и задачами обороноспособности России, ничего в этом направлении сделано не было.
Предыдущее руководство «Роскосмоса», поддавшись на идеи Илона Маска о возвращаемых частях ракет-носителей, потратило бюджетные деньги на заведомо провальные проекты. Экономический выигрыш от таких проектов был минимальный, а временной проигрыш - существенный.
Естественно, такие финансовые многомиллиардные провалы не остались без внимания правительства России, которое провело кадровые перестановки и открыло уголовные дела. Казалось бы, новое руководство осознаёт всю опасность планов США на милитаризацию космоса и в сотрудничестве с Министерством обороны начнёт срочно навёрстывать упущенное время по выравниванию баланса сил в космосе по спутниковым группировкам военного назначения, но на самом деле всё пошло не так.
Заказы Министерства обороны попросту саботируются, сроки выведения спутников военного назначения сдвигаются на 2-3 года, а сроки сдачи новых стартовых площадок на космодроме «Восточный» носят неопределённый характер с перспективой бесконечных переносов.
Чем опасен полёт Х-37В
Теперь объясню на «пальцах», чем опасен полёт Х-37В. Опасность его состоит в том, что после 2021 года, когда американский челнок Dream Chaser пристыкуется к МКС, а беспилотные боевые станции MKV выйдут на боевое дежурство в космос, космические программы России по факту будут закрыты. Гражданские - из-за экономической нецелесообразности (дешевле будет выводить спутники американскими АКС), а военные - из-за высокого риска выведения из строя спутниками-инспекторами из проекта Blackjack.
Что делать? Во-первых, признать тот факт, что после 1986 года развитие космической отрасли СССР и России осталось на прежних технологических позициях, которые в итоге довели её до нынешнего состояния, несмотря на то, что в её структуре были предприятия, которые разработали проекты АКС для альтернативного, менее затратного пути развития (прототип по проекту «МАКС» - «Молния-1» был готов к полёту в 1986 году).
Во-вторых, программа МКК «Буран», из-за которой был остановлен проект «Спираль» и «придушен» проект «МАКС», также была затратной и не смогла бы решить насущную задачу - создание многоразовых БКА военного назначения. Орбитальный самолёт военного назначения по проекту «МАКС» при взлётном весе 26 тонн (сцепка - топливный бак и орбитальный самолёт) мог выводить полезную нагрузку на низкую опорную орбиту до 6 тонн в пилотируемом варианте и 18 тонн - в беспилотном варианте при взлётном весе 39 тонн. В беспилотном варианте он востребован сейчас в плане оперативности запуска разведывательных спутников, которые необходимы для мониторинга ситуации и получения информации в зонах «горячих точек», на всех направлениях морских и сухопутных театров военных действий (ТВД).
БКА, созданные по технологии АКС, могут выполнить эти задачи более оперативно (время приведения из дежурного положения в боевое составляет не более 12 часов), с заданной точностью выхода в район целей за счёт манёвров на орбите и менее затратно, благодаря многоразовости запусков и использованию в качестве точек запуска не только космодромов, но и внеклассовых аэродромов. К тому же АКС могут более эффективно восполнять потери спутниковых группировок, оперативный запас спутников для которых, хранимый на складах ВКС, всё же не бесконечен.
Несмотря на то, что в 2005 году состоялась «утечка технологий АКС» в США, у России по-прежнему остаётся шанс на асимметричный ответ при условии, что в руководстве «Роскосмоса» будут правильно расставлены приоритеты: вместо «марсианских завоеваний» и стройки космического центра они выберут то, что придумали советские учёные и конструкторы - воплотят в жизнь нашу авиационно-космическую систему.