Деньги в космос или сверхтяжёлые носители Роскосмоса
В космосе мы были первыми. И должны ими остаться!
С 4 октября 1957 г. в деле освоения космического пространства мы всегда шли впереди: первый спутник, первый человек в космосе, первый в мире выход на орбиту в скафандре из корабля, первый луноход и межпланетные станции, долетевшие первыми до Венеры и до Марса... Всё это достижения нашего советско-российского инженерного гения, который невозможно очернить никаким злостным оппонентам России.
Казалось бы, со времён Сергея Павловича Королёва и Владимира Николаевича Челомея отцы-основатели заложили надёжные основы нашего превосходства над другими странами в деле освоения орбитального пространства и даже дальнего космоса. По сути, у американцев, кроме улетевшего в семидесятые «к далёкой звезде» «Вояджера-2», этого посланца от землян гипотетическим инопланетянам, особо-то и гордиться нечем.
Конечно, освоение Марса силами нескольких экспедиций НАСА и марсоходов (кстати, в роверах использованы российские же технологии в ряде ключевых узлов) позволило Голливуду снять несколько замечательных фильмов, ещё раз доказав, что на кинематографической площадке США нет равных в деле освоения космоса.
Вопрос же о присутствии американских астронавтов на Луне будет закрыт лишь тогда, когда наступит ясность, на каком двигателе они долетели до нашего спутника и где следы их присутствия? Ведь на месте пресловутой американской высадки уже побывал китайский луноход (миссия «Чанъэ-4») и, по некоторым сведениям, звёздно-полосатого флага, развевающегося в вакууме (на видео высадки) аж с 1969 г. он там так и не обнаружил.
Когда США изготовят ракетный двигатель-аналог РД 180?
Как бы то ни было, до сегодняшнего дня даже вполне официально не любящая Россию Америка (а как иначе воспринимать новую оборонную доктрину, в которой Россия названа приоритетным оппонентом?) вынуждена выходить из гравитационного колодца на орбиту при помощи нашего замечательного двигателя РД 180, аналога которому у Штатов в ближайшие три-пять - а скорее, 10-13 лет - просто не предвидится. Хотя бы по той причине, что в деле создания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) с подобной тягой им никак не удаётся справиться с конструированием камеры сгорания.
Справка
В камере РД-180 сгорает до 600 кг топлива в секунду при объёме рабочего пространства 380 мм.
И пусть замечательная компания ULA закупила у России право производства РД на территории Штатов, ничего у наших заокеанских партнёров пока не выходит - подводят как сплавы, так и общая концепция.
Вот поэтому-то американский авиакосмический гигант Pratt & Whitney уже более десятилетия терпит унижение лицензионной эксплуатации донельзя не своей - до последней спроектированной торированной гайки - российской космической силовой установки. Это ли не доказательство нашего технического превосходства?
Принудительное торможение российской космической промышленности
Но если в деле науки американцы, как, между прочим, и несчитанное количество раз до этого, отнюдь не преуспели и даже, вопреки собственному обыкновению, не сумели закупить (или, как водится, украсть) нужных им секретов за рубежом, то нашли всё-таки действенный способ существенно затормозить развитие нашей космической промышленности. Как правильно говорил в своё время И.В. Сталин, «кадры решают всё».
А вот в деле дальнейшего сохранения технического превосходства России наши руководящие - а не научные - кадры работают, похоже, отнюдь не на пятёрку. В начале текущего года в широкий доступ был выложен подробный отчёт о состоянии производства ракетоносителя для тяжёлой ракеты «Ангара» и сверхтяжёлого «Енисея».
Как и в ряде других научных разработок, связанных с космосом, российская научная мысль лидировала и на этом направлении, начиная ещё с восьмидесятых годов прошлого столетия.
Справка
Ещё в 1978 году «Совет по топливам» СССР, отвечавший за общую стратегию развития космической отрасли, сформулировал следующий интересный вывод: «Параметры и конструкцию кислородно-водородного двигателя основной маршевой ступени РН «Энергия» РД-0120 и ход его отработки - утвердить. Разработка альтернативных вариантов двигателя РД-0120 не требуется».
В итоге, 33 года назад, в 1987 году (!) Москва вывела в космос груз весом 108 тонн, имитатор лазерной боеголовки. Уже в те годы был дан прогноз, оказавшийся всё-таки неправильным. Тогда мы решили, что США потребуется от 8 до 10 лет, чтобы создать подобный двигатель, способный поднимать на орбиту сверхтяжёлые (для современного уровня развития науки и промышленности) грузы.
Однако советские аналитики ошибались, и вот почему: прошло более трёх десятилетий, а Вашингтон по-прежнему не способен не только создать мощный двигатель, равный РД-0120, но даже воспроизвести (!) фактически подаренный РД-180, снабжённый точнейшей технической документацией.
Чудеса в космическом решете
К сожалению, как и написано выше, руководящие кадры решают если не всё, то, по крайней мере, весьма и весьма многое. Мы все дружно в этом убедились в 1991 году. Не стала исключением и современная российская космическая отрасль.
В настоящее время, после весомого заявления России о наличии у нас гиперзвукового оружия - ракеты «Авангард» - перед американской системой ПВО встал вопрос буквально жизни и смерти: попробовать создать противодействующую систему (если только это возможно) для уничтожения боеголовки, летящей со скоростью более 20 Махов в плотном облаке плазмы с подлётным временем до цели менее 5 минут (!). Дело в том, что на данном этапе, при наличии у России такого оружия Америка фактически - впервые в своей истории! - абсолютно беззащитна.
В этой связи можно себе представить, с каким перенапряжением работают инженеры НАСА, Boeing, General Electric, Pratt & Whitney - в общем, «вся королевская рать» Америки, хоть как-то причастная к космической отрасли.
Причём просто стахановские темпы заданы за океаном не только в деле создания аналогичного гиперзвукового носителя, остающегося управляемым на запредельных для современной науки скоростях, но и в области разработки сверхтяжёлой ракеты-носителя с соответствующим двигателем. Ведь для того, чтобы попробовать нейтрализовать или, как минимум, создать аналогичное оружие, направленное против России, собственная силовая установка Америке необходима как воздух!
И вот, весьма странно, что при такой напряжённой международной обстановке, грозящей разразиться крупномасштабным вооружённым конфликтом, российские учёные круги, близкие к Роскосмосу, решили пойти не по пути использования проверенного в теории и металле решения - кислородно-водородной силовой установки от доброй старой энергии РД-0120, а зачем-то создать принципиально новый двигатель на основе кислорода и керосина (нафтила).
Решение это весьма и весьма удивительное, но, как сообщает доктор технических наук, профессор Г.В. Костин (разработчик жидко-реактивного двигателя для «Союза», «Протона», «Сатаны» и «Энергии», директор Воронежского механического завода в 1980-1993 гг., бывший глава комиссии Государственной Думы России), именно в последние годы активно продвигаются исследования и доработка двух других двигателей - РД-171МБ и РД-180 МБ.
Не исключено, что их разработка нужна, но вот вопрос: почему в тот самый момент, когда президент России даёт поручение экстренно создать ракету, способную поднять на орбиту более 100 тонн полезной нагрузки, вместо того, чтобы принять на вооружение уже проверенный временем и готовый - ещё советский - вариант сверхтяжёлого носителя наши «космические руководители» бодро начинают осваивать колоссальные суммы для производства конструкции, на доводку которой уйдут долгие годы.
Справка
По вопросу создания ракетоносителя сверхтяжёлого класса Роскосмосу были даны поручения Президента России Пр-906 от 19.04.2013 г. и УП № 32 от 29.01.2018 г.
Профессор Г.В. Костин ссылается на выводы независимой комиссии, обнаружившей более 300 недоработок проекта, включая наиважнейшие вопросы обеспечения безопасности стартового стола или даже прочностных испытаний новой конструкции.
На самом деле, помимо очевидных мыслей о неправильном освоении выделенных сумм зарождается также подозрение о падении мыслительного уровня в космической промышленности. Разве не ясно, что лучше доработать имеющуюся силовую установку, чем заниматься бесплодными изысканиями, да ещё в столь непростое для страны время?
Волей или неволей руководители, затормозившие уже на сегодня решение вопроса о новом сверхтяжёлом носителе на 3-4 года, не могут не понимать, что они сотворили. Неужели сработал инстинкт «местечковости»? То есть важнее было получить средства на реализацию своих новаторских идей, чем поступить иначе.
Как бы то ни было, вопрос остаётся открытым. Единственным поводом для сдержанного оптимизма может послужить заключение комиссии, рекомендовавшей Роскосмосу вернуться к кислородно-водородному двигателю РД-0120, так как предлагаемый ракетоноситель не отвечает параметрам, сформулированным Техническим заданием - в частности, требуется увеличения количества топлива в баках для вывода на 200-километровую орбиту полезного груза массой не менее 103 тонн.
Теперь появилась пусть робкая, но уже надежда, что Роскосмос возьмётся-таки, наконец, за ум и перестанет плодить химеры.