Brexit: Англия больше не кормит Европу
© Kay Nietfeld, globallokpress
Brexit: Англия больше не кормит Европу.

Brexit: Англия больше не кормит Европу

Отказ Лондона от общей с Брюсселем политики в области рынка труда коснётся как британских специалистов в Европе, так и «гастарбайтеров» из Польши, Болгарии, Румынии и Прибалтики, которых в интернете уже окрестили «англотаджиками». Какие ещё перспективы ожидают звёздно-синий Евросоюз?
20 февраля 2020, 12:50
Реклама
Brexit: Англия больше не кормит Европу
© Kay Nietfeld, globallokpress
Brexit: Англия больше не кормит Европу.
Читайте нас на: 

Cui prodest?

Споры о том, насколько выгоден Британии выход из ЕС, не утихают уже несколько лет. Требования о нём стали раздаваться на Альбионе буквально с первых дней после удовлетворения в 1973 г. заявки Соединённого Королевства на членство в Европейском экономическом сообществе, предтече Евросоюза. Подтвердил этот курс и референдум 1975 год о членстве страны в Европейских Сообществах, в 1993 г. переименованных в Евросоюз. Тем не менее примерно треть британцев уже тогда не хотели видеть Британию в ЕС, и эти настроения усилились на фоне последствий экономического кризиса 2008 года.

В результате на референдуме 2016 года за выход из Евросоюза проголосовали уже почти 52% из 33,5 миллионов британцев, принявших в нём участие. И вот в полночь по центральноевропейскому времени с 31 января на 1 февраля 2020 года у здания Европарламента в Брюсселе был спущен британский флаг, чем зафиксировали факт прекращения членства Великобритании в ЕС. Brexit, как уже много лет именовали процесс выхода Британии из Евросоюза, свершился.

Не секрет, что одной из движущих сил пропаганды за выход из ЕС, был тезис о том, что Англия «кормит Европу», а «самостоятельное плавание» позволит стране развиваться более свободно. Разумеется, основания для такого утверждения имеются. Только в 2018 г. превышение отчислений Британии в бюджет Евросоюза (около 13,5 млрд евро) над финансированием ЕС общеевропейских программ в этой стране составило 9,77 млрд евро.

Однако не всё так просто. После длительных переговоров относительно «отступных», которые желает получить за Brexit Евросоюз (компенсация за убытки ЕС от выхода Великобритании и ранее озвученное участие её в общеевропейских программах), Брюссель требует от Британии выплаты от 46 до 57 млрд евро. Правда, английский премьер Борис Джонсон говорил, что без утверждения приемлемых для Британии условий «развода» Евросоюзу не стоит рассчитывать на эти деньги. То есть ЕС рискует не получить ни цента.

К этому, собственно, и подначивает Лондон американский президент, заявляя, что он сам поступил бы именно так. Взамен Дональд Трамп, который не скрывает, что видит в Евросоюзе американского экономического противника, обещает Британии небывалые преференции в доступе на американские рынки и экономическую помощь в преодолении последствий Brexit. Главное - ослабить европейскую экономику, за которую Трамп собирается «серьёзно взяться» сразу после удушения китайской.

Впрочем, есть и скептические взгляды на будущее Британии. «Я неоднократно слышал от сторонников Brexit, что выход из ЕС снова сделает Великобританию глобальной силой, они полагают, что только в одиночку она действительно может быть великой… но в реальности всё с точностью до наоборот… - после своего ухода Великобритания станет аутсайдером, второсортным игроком… Один из моих английских друзей, вероятно, прав, когда с грустью говорит, что Brexit - это настоящий конец Британской империи», - предупреждал ещё в ноябре 2019 Глава Евросовета Дональд Туск.

Дональд Туск предсказывает Великобритании судьбу аутсайдера.
© facebook.com/europeancouncilpresident
Дональд Туск предсказывает Великобритании судьбу аутсайдера.

Дай деньги, Дон?

Плюсы и минусы Brexit коснутся не только Британии, но и Евросоюза. «Будущее ЕС без Британии как раз неплохое. Да, организация лишилась государства-донора - однако в то же время и государства-бузотера. Государства, которое мутило воду в общеевропейском пруду. Поэтому Европе без Британии лучше. А вот Британии без Европы - вопрос. И дело не только в экономике, не только в том, что сейчас Трамп будет прогибать оставшийся в одиночестве Лондон. А в том, что Британия может посыпаться - шотландцы из ЕС выходить не хотят, и требуют новый референдум о независимости», - считает доцент Финансового университета Геворг Мирзаян.

Учитывая дыру в бюджете и реакцию со стороны ряда членов ЕС на сокращение дотаций им со стороны Брюсселя, утверждение о том, что «всё будет хорошо», несколько оптимистично. Самые крупные (в абсолютном исчислении) финансовые потери от Brexit понесёт Польша, которая получает больше всех дотаций (более 11,6 млрд евро в 2018 году) из общеевропейского бюджета (не в этом ли кроется секрет «польского экономического чуда»?). А в относительном?..

В случае отказа Британии платить «отступные» под угрозу попадает проект разрыва ныне действующего энергокольца, объединяющего Белоруссию, Латвию, Литву, Россию и Эстонию, на чём настаивает Брюссель, а также завершение прокладки скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica от Таллина до Берлина с европейской шириной колеи, которое намечено на 2026-2030 гг.

И вообще, по словам министра финансов Литвы Вилюса Шапока, еврочиновники уже открыто заявляют прибалтам о том, что государства-доноры (после Brexit - Голландия, Швеция, Австрия, Дания и Германия) «устали вас содержать».

Планы прокладки скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica.
© wikipedia.org
Планы прокладки скоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica.

Ещё в конце 2019-го были свёрстаны два варианта бюджета, которые некоторые страны уже назвали «плохим» и «очень плохим». Даже исходя из «плохого» бюджета ЕС, за 2021-2027 годы, например, Литва рискует не получить из Брюсселя от 1,874 до 1,898 млрд евро (примерно по 270 млн евро ежегодно). Из собственных денег за это время ей придётся вложить 250 млн евро в поддержку сельхозпроизводителей, 210 млн - в закрытие Игналинской АЭС и 76 млн - в обеспечение российского транзита в Калининград, за что раньше платил Евросоюз. На 0,8-0,9 млрд евро вырастет и взнос страны в бюджет ЕС, который тоже придётся оплачивать литовским налогоплательщикам. Соразмерно уменьшатся дотации и другим «младоевропейцам», что уже вызвало не только недовольство представителей Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии и Эстонии, но даже намёки на то, что они «найдут себе хозяина побогаче».

Стоит ли сомневаться в том, что этим «новым богатым хозяином» будут вовсе не Россия и Китай?

Свято место пусто не бывает

Изменение политического ландшафта Европы последует непременно. О сепаратистских настроениях в Шотландии сказано выше, и к этому нужно добавить, что за день до спуска британского флага в Брюсселе парламент Шотландии проголосовал за проведение в 2020 г. повторного референдума о независимости. На предыдущем, состоявшемся в 2014 г., 55% шотландцев проголосовали против независимости, а на референдуме о Brexit в большинстве оказались те из них, кто не хотел выходить из Евросоюза. И, как показывают опросы, теперь у сторонников независимости есть серьёзные шансы на успех. Проевропейские настроения в Северной Ирландии уже привели к тому, что Ольстера не коснутся ограничения, с которыми столкнутся жители прочих территорий Великобритании после выхода страны из ЕС. Ограничится ли дело только этим, остаётся вопросом.

Шотландия требует «развод».
© flickr.com
Шотландия требует «развод».

Претерпит изменения и расстановка политических сил в Европарламенте. Двадцать семь мест британских депутатов, имевших одно из крупнейших представительств (73 европарламентария) займут представители других стран (известно, что по пять мандатов получат Франция и Испания, по три - Италия и Нидерланды, два - Ирландия, по одному - Австрия, Дания, Польша, Румыния, Словакия, Финляндия, Хорватия, Швеция и Эстония), а 46 пока останутся вакантными. Это усилит позиции правых и в то же время несколько снизит накал антироссийской риторики, поскольку именно евродепутаты из Британии славились наиболее жёсткой позицией в отношении РФ.

Мало того, в Брюсселе уже вынашивают планы дальнейшей централизации Евросоюза посредством выборов в парламент «по общеевропейскому мандату». В результате небольшие государства, вроде прибалтийских, могут окончательно лишиться возможности хоть как-то влиять на общеевропейскую политику и превратятся в бесправные окраинные провинции.

В то же время отказ Лондона от общей с Брюсселем политики в области рынка труда коснётся как британских специалистов в Европе, так и «гастарбайтеров» из Польши, Болгарии, Румынии и Прибалтики, которых в интернете уже окрестили «англотаджиками». Британское правительство урезало «заробитчанам» социальный пакет и ставит вопрос о том, что при приёме на работу на предприятия Альбиона приоритет должен отдаваться коренным жителям. А это значит, что из-за наплыва трудовых мигрантов ещё больше обострится ситуация на рынке труда в странах «старой» Европы и, соответственно, усилится «евроскептицизм» во многих странах, и без того недовольных миграционной политикой ЕС. В числе таковых называют Данию, Польшу и Италию.

Несмотря на благоглупости руководства Украины о том, что эта страна «может заменить в Евросоюзе уходящую Великобританию», всерьёз такую «замену» никто не рассматривает. Скорее, наоборот: с 2013 года именно Лондон наряду с Вашингтоном был идейным вдохновителем заключения кабального для Украины Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли с ЕС.

Именно по плану, опубликованному на официальной странице Форин-офис, строилась агитация на Украине за подписание этого Соглашения. Причём рекомендации британских советчиков вступали в прямое противоречие с украинским законодательством, а также предполагали грубейшие манипуляции общественным мнением и статистикой. После ухода Соединённого Королевства из Евросоюза поддержка Брюсселем киевского неонацистского режима должна ослабнуть. Мало того, Еврокомиссией уже инициирован пересмотр упомянутого Соглашения с целью ужесточения требований к Киеву в части перехода на европейские стандарты и пересмотра подчёркнуто дискриминационной политики в отношении национальных меньшинств.

Что касается политической замены Великобритании, то ею будет вовсе не Украина, которой до достижения Копенгагенских критериев, необходимых для вступления в Евросоюз, как до Луны на волах. Чтобы подсластить пилюлю сокращения финансирования Польши из бюджета ЕС, ей предложили «войти в тройственный политический союз» (Германия, Франция и Польша) внутри Евросоюза. Именно ради этого 3-4 февраля в Варшаву прилетал Эмманюэль Макрон. Правда, с рядом довольно жёстких условий: для возрождения «Веймарского треугольника» Польша должна либерализовать миграционную политику, завершить правовую реформу, отказаться от политики национализма и… смягчить антироссийскую риторику.

«Я думаю, что, глядя на карту, мы испытываем те же чувства: Россия находится в Европе, и даже если она не является членом Европейского союза, она является нашим соседом. Не в наших интересах противостоять необходимости налаживания отношений с Россией… Во мне нет никакой наивности, но я знаю, что в интересах европейской безопасности, в интересах Франции и Польши мы должны вести требовательный политический диалог с Россией», - пояснил свою позицию Макрон. А чуть позже уточнил: «Наша общая историческая память не должна нас замкнуть в национализме».

Что ждать?

Ждать резких изменений политики европейских государств в отношении России после Brexit вряд ли стоит. Всё-таки большинство стран ЕС связывает не только европейская, но и евроатлантическая солидарность, и давлением со стороны Вашингтона на этом направлении не стоит пренебрегать.

С одной стороны, следует ожидать ещё более тесного сближения позиций США и Великобритании (вплоть до исчезновения каких-либо различий) в отношении РФ. Хотя уже и высказывались мнения, что у руководства Британии есть некие планы снятия с нашей страны некоторых санкций, но это кажется маловероятным. С другой - Германия и Франция, оппонентом которых в отношении к сотрудничеству с Россией неизменно выступал Лондон, резко усилят своё влияние в ЕС, что позволит им постепенно начать возрождение расширенной инициативы Шарля де Голля «Европа от Лиссабона до Владивостока». Но это - дело нескорое, поскольку, помимо воли руководителей государств, для подобных шагов ещё требуется сломать инерцию мышления населения Европы, многие годы живущего под влиянием антироссийской пропаганды.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама