Герой России Юрий Юрченко: «Оценку экипажу и кораблю ставит море и полноценная боевая служба»
Отставной каперанг Юрий Юрченко скромен и немногословен. Не любит суеты, лишних телодвижений, никогда не бравирует ни своими регалиями, ни званием. И заметно оживляется лишь тогда, когда речь заходит о флоте. Особенно - о службе подводников на Севере. Ничего удивительного в этом нет. Отдав Северному флоту почти два десятилетия и удостоившись за свою службу высшей награды Родины - звания Герой России, - он сам стал частью этой истории.
Выбор профессии
Юрка родился в 1955 году в городе Ломоносове (ныне Петродворцовый район Санкт-Петербурга) в семье, как тогда говорили, рабочих и крестьян. Мама трудилась на заводе, отец хоть и служил мичманом в отряде водолазов-испытателей, был самым что ни на есть простым работягой. Старший сын (спустя четыре года в семье Юрченко родился ещё один ребёнок) радовал родителей ровно до пятого класса: был круглым отличником. Но потом скатился до троек. Зато (Юрка сам втайне очень гордился этим) он ничем не стал отличаться от других мальчишек. Играл на гитаре во дворе, посещал всевозможные кружки (в Доме пионеров тогда их было огромное множество), плавал наперегонки с пацанами в ломоносовских карьерах и воровал вместе с ними сливы на чужих дачах.
Когда дело подошло к окончанию школы, Юрка захотел быть лётчиком. Ему, ни разу в жизни не летавшему на самолёте, очень хотелось узнать, как многотонный лайнер отрывается от земли и по многу часов находится в воздухе. И он, скорее всего, пошёл бы в какой-нибудь лётный институт, но в первый же свой приход в военкомат на приписную комиссию, десятиклассника Юрченко очаровал рассказ о военно-морском училище. После этого сомнений - кем быть у него уже не возникало.
Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола в Ленинграде Юрка выбрал потому, что из всех предлагаемых вариантов оно звучало наиболее романтично. Правда, действительность оказалась несколько иной, чем представлялось (спустя всего неделю после поступления он пожалел, что не пошёл в гражданский вуз), но со временем курсант Юрченко привык. И к военному распорядку дня, и к нарядам, и к строевым занятиям. Непросто поначалу давалась учёба. На первых двух курсах он даже посидел по нескольку дней в «академии» («академия» - пересдача проваленного экзамена во время каникулярного отпуска. - Авт.), но больше никаких серьёзных проколов во время учебы в училище у Юрия не было. Забегая вперёд, следует отметить, что свою настоящую Военно-Морскую академию в Санкт-Петербурге, где капитан 1 ранга Юрченко учился спустя 20 лет после учебы в «Ленкоме», он закончил с отличием.
Подлёдный десант на Северный полюс
- После училища, вас сразу распределили на Северный флот?
- Да, это был 1977 год. Я попал на ракетный подводный крейсер «К-241», который базировался в Гаджиево, на должность командира группы управления БЧ-2. Потом был перевод на другие лодки, назначения на вышестоящие должности, несколько боевых служб, учёба на командирских классах. Одним словом, всё как у всех...
- За исключением одной «маленькой» детали: не все стали Героями России. Наверное, эпизод, за который вы были удостоены этого высокого звания, стал самым памятным за годы службы на Севере?
- Это был не эпизод, а переход подо льдами ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-18» (сегодня он носит имя «Карелия». - Авт.) с всплытием на Северном полюсе. Об этом уже неоднократно и много писалось, поэтому возвращаться ещё раз к подробностям июля-августа 1994-го, думаю, смысла нет. Скажу лишь, что помимо стандартных сложностей плавания подо льдами, наш переход имел большое политическое значение и был элементом престижа. В то время, если помните, многие зарубежные языки начали болтать про угасающую мощь российского ВМФ.
Мы же, водрузив на самой северной точке Земли Государственный и Андреевский флаги, выполнили поставленную задачу и впервые в истории постсоветской России достигли Северного полюса, повторив подвиг своих старших товарищей, покоривших верхнюю точку земного шара в 1963 году.
Поставленная задача была выполнена на сто процентов. И руководство страны по достоинству оценило уровень боевой выучки и мастерство подводников. Обоим командирам лодок и руководителю похода было присвоено звание Герой России, около полусотни человек из двух экипажей наградили орденами и медалями. Кстати, в числе награждённых орденом Мужества из экипажа «К-18» был старпом по БУ капитан 3 ранга Александр Моисеев - нынешний командующий Северным флотом, Герой Российской Федерации.
- Это не единственный подвиг наших подводников.
- Самым, пожалуй, запоминающимся было участие нашей лодки «К-407» в операции «Бегемот-2» в августе 1991 года. Я в то время на ней служил старшим помощником командира. Кстати, эта лодка (проект 667 БДРМ «Дельфин») стала последней атомной лодкой, построенной в СССР. А «Бегемот» - это условное наименование залпового последовательного пуска 16 баллистических ракет (всего боезапаса) из подводного положения с минимальным интервалом времени между пусками. Уникальность стрельбы заключалась в том, что никому в мире подобное не удавалось.
Справка
До того момента максимальное количество ракет, выпущенных с подводной лодки, составляло 8 ракет. С борта «К-140» проекта 667А «Навага» был совершён выстрел двумя сериями по 4 ракеты с небольшим интервалом. Максимальный залп американской АПЛ «Огайо» составил всего 4 ракеты.
Наш экипаж под командой капитана 2 ранга Сергея Егорова больше года готовился к этой операции. Помимо отработки каждого элемента на тренажёрах мы несколько раз выходили в море, имитируя выполнение главной задачи. И 6 августа успешно её выполнили, установив военно-технический мировой рекорд. Все 16 ракет с интервалом в 14 секунд шарахнули точно в цель. И до сих пор ни одна подводная лодка ни на одном флоте, включая зарубежные, не смогла повторить этот рекорд.
Но при этом на всю оставшуюся жизнь для меня останется загадкой, почему наш командир тогда не получил Звезду Героя. Понятно: в стране произошёл путч, наверху было не до рекордов, но ведь то, что совершил экипаж «К-407», стало настоящим подвигом. Мы на практике подтвердили правильность научно-технической мысли по тактике применения ракет морского базирования в случае ядерного конфликта. И если бы тогда нам не удалось успешно отстреляться, неизвестно, стали бы строить нынешние «Бореи».
- И что, командир вообще остался без награды?
- Да нет, наградили. Сразу по завершению операции прямо в центральном посту на борту лодки Егорову вручили погоны капитана 1 ранга, а спустя некоторое время наградили орденом Красной Звезды. В числе награждённых было ещё трое: оба старпома (один по боевому управлению) и командир БЧ-5. Нас тоже, как потом стало известно, представляли к ордену Ленина, но случилось так, как случилось.
«Нам для службы на море нужны походы»
- Когда вы ушли с флота, вам ещё не было и пятидесяти. Почему? Чем занимаетесь сегодня?
- Де-факто, я ушёл с флота в 1995-м (поступил на очное отделение Военно-Морской академии им. Н.Г. Кузнецова), когда мне исполнилось сорок. А в запас, когда уже служил на берегу, с должности начальника кафедры одной из специальных воинских частей флотского назначения. Ушёл, потому что исчерпал себя и понял, что ничего полезного флоту больше дать не могу. В настоящее время занимаюсь семьёй (у меня растёт внук) и общественными делами. Общественная организации Героев и полных кавалеров ордена Славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области очень востребована в жизни и города, и области. Нам достаточно часто приходится встречаться с молодёжью, участвовать в мероприятиях, так что особо скучать некогда
- Наверняка вы продолжаете следить и за флотской жизнью. Как вы оцениваете нынешнее положение дел в ВМФ и почему некоторые эксперты, в том числе и зарубежные, убеждены, что российский флот боеспособнее, чем кажется?
- Ничего себе вопрос: уровень главкома - не меньше. Начиная с нулевых годов, интенсивность плавания наших боевых кораблей заметно возросла. По сравнению с девяностыми уже прошлого века, когда флот в основном «плавал» на штабных картах, изменения в этом отношении произошли значительные. И сегодня присутствие российских кораблей в различных точках Мирового океана стало делом обыденным. А поскольку море - лучшая проверка на готовность экипажа любого корабля к выполнению задач по предназначению, вывод напрашивается сам. Если же добавить к этому современное вооружение, принципиально новые корабли и модернизированные подводные лодки, понять иностранных экспертов, которые констатируют, что ВМФ России один из сильнейших в мире - абсолютно не сложно. И ведь при этом они прекрасно осведомлены, что среди флотов других государств наш не лидирует ни по числу надводных кораблей, ни атомных подводных лодок, ни даже - авианосцев.
В отношении боеспособности кажущейся и настоящей скажу так: из пустого места ничего не вырастает. И те, кто задаются подобным вопросом, владеют ситуацией и в курсе, что наши моряки никогда не рвут на груди тельняшку просто так. Но если надо «выдавить» какого-то супостата из нашей акватории ответственности - выдавят. Если возникнет необходимость уничтожить террористов залпом боевых ракет, находящихся за 1,5 тысячи километров, уничтожат. Если понадобится потопить любое плавсредство неприятеля, будьте уверены - потопят.
Также эти самые эксперты знают и про силу русского духа, который неоднократно помогал побеждать даже превосходящего по силам противника, и про то, что военной мировой истории не известен ни один случай добровольной сдачи русских моряков в плен. А это уже впиталось в нынешних моряков на генетическом уровне и ничего с этим поделать нельзя. Нужно лишь согласиться и принять как данность.
- Как командир-подводник, что вы можете сказать о возможностях новой подлодки специального назначения «Белгород» и РПКСН «Князь Владимир», недавно вошедшего в состав флота?
- Насколько мне известно, «Белгород» в состав флота пока ещё не принят. Что же касается заявленных возможностей и предназначения, лишь один факт, что именно этот корабль станет носителем ядерной торпеды «Посейдон», делает его поистине уникальным. А «Князь Владимир» - это классический пример тренда российских кораблестроителей последних лет: от простого к сложному, от сложного к усовершенствованному. «Князь Владимир» стал первым кораблём, построенным по модернизированному проекту 955А, и имеет несколько более совершенных характеристик, которые сделали из него полноценную лодку 4-го поколения. Но в любом случае оценку этому кораблю в самое ближайшее время поставят не госиспытания и не парадные переходы, а море и полноценная боевая служба.